Судебный акт #1 (Определение) по делу № 11-40/2023 от 10.07.2023

Мировой судья Самсонов А.В.                           № 11-40/2023

УИД 10MS0030-01-2022-000172-47

2-283/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 июля 2023 года                                               г. Костомукша

Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                Корольковой Е.Н.

при секретаре                          Лябегиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Кархунен Ольги Ивановны на решение мирового судьи судебного участка Калевальского района Республики Карелия от 15 мая 2023 года по гражданскому делу по иску общества с ограниченной ответственностью «Единый информационно-расчетный центр Республики Карелия» к Кархунен Ольге Ивановне о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Единый информационный центр Республики Карелия» (далее по тексту - ООО «ЕИРЦ РК») обратилось с иском к ответчику по тем основаниям, что истец производит начисление и сбор платежей за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее по тексту - ТКО) на основании агентского договора, заключенного с ООО «Карельский экологический оператор» (ранее - ООО «Автоспецтранс»). Ответчик является собственником 1/4 доли в праве на жилое помещение по адресу <адрес>. Обязанность по оплате коммунальной услуги по вывозу ТКО ответчиком не выполняется, в связи с чем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность, которая пропорционально доле ответчика в праве собственности на жилое помещение составляет <данные изъяты> руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб. Истец просил мирового судью взыскать с ответчика задолженность и пени в указанном размере, а также почтовые расходы в размере 75,43 руб. и расходы по уплате госпошлины в размере 400 руб.

Решением мирового судьи иск удовлетворен в полном объеме.

С решением суда не согласна ответчик Кархунен О.И., в апелляционной жалобе просит его отменить. Указывает на то, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, не проживает ни она, ни члены её семьи более 10 лет, поскольку оно непригодно для проживания. Считает, что факт неоказание услуги ТКО подтверждается именно тем, что жилье непригодно для проживания. Помимо этого, договор на вывоз мусора с ней не заключался, место установки мусорных контейнеров и график вывоза мусора до её сведения не доводились. В данной ситуации нельзя говорить о недобросовестности собственника жилого помещения, поскольку договор на оказание коммунальной услуги мог быть заключен только при условии пригодности для проживания жилого помещения.

В судебное заседание представители истца - ООО «ЕИРЦ РК», третьих лиц - ООО «Калевальские коммунальные системы», ООО «Карельский экологический оператор», третьи лица Кархунен Е.И., Кархунен В.И. не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены своевременно надлежащим образом.

Ответчик Кархунен О.И. в судебное заседание также не явилась, представила заявление о его проведении в свое отсутствие, указав также, что доводы апелляционной жалобы поддерживает по изложенным в ней основаниям.

Определив рассмотреть дело в отсутствие сторон, исследовав письменные материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

По делу установлено, что ответчик является собственником 1/4 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, где зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно частям 1 и 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В силу статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

На основании ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Исходя из положений статьи 155ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 157ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

На основании пп. "в" п. 148(25) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Образование в процессе жизнедеятельности физических лиц в жилых помещениях отходов (как пищевых, так и прочих) является общеизвестным и в силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ не нуждается в доказывании.

В соответствии с п. п. 1, 2, 4 ст. 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Согласно п.2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, потребителем является собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Кроме того, из п. 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 следует, что Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Отсутствие заключенного письменного договора с Региональным оператором не освобождает потребителя (собственника жилого помещения) от оплаты оказанных услуг, которые подлежат оплате с даты начала оказания услуг Региональным оператором. В свою очередь ответственность за не заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО возложена на потребителя.

Таким образом, ответчик в силу приведенных норм права являются потребителями твердых коммунальных отходов, что влечет возникновение у него обязанности оплачивать услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела то обстоятельство, что 19.02.2018 между ООО «Автоспецтранс» (с 17.12.2021 - ООО «Карельский экологический оператор») и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Карелия. С 19.02.2018 ООО «Автоспецтранс» (с 17.12.2021- ООО "«Карельский экологический оператор») является единым оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Тарифы на услуги по обращению с ТКО установлены Постановлением Государственного Комитета Республики Карелия по тарифам и ценам №29 от 25.04.2018, №173 от 17.12.2020, №165 от 16.12.2021, №200 от 28.11.2022.

Частью 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, услуга по вывозу твердых коммунальных отходов оказывается собственникам помещений независимо от проживания в них граждан, а отсутствие письменного договора с исполнителем коммунальной услуги не освобождает собственника от обязанности произвести оплату за оказанные услуги. Изложенное опровергает довод ответчика об отсутствии у неё обязанности по внесению платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии между ООО «Автоспецтранс» и ООО «Калевальские коммунальные системы» договорных правоотношений по оказанию услуг по погрузке и транспортированию ТКО. В п.Калевала имеется несколько контейнерных площадок, с которых осуществляется транспортировка отходов, в том числе у домов №32,36,38 на улице Ленина.

На основании агентского договора от 10.04.2018, заключенного между ООО «Автоспецтранс» и АО «Единый расчетный центр Республики Карелия», истец осуществляет сбор, обработку, перерасчет, прием и перечисление денежных средств за коммунальные услуги по обращению с ТКО с потребителей, в том числе на территории Калевальского района Республики Карелия.

Согласно карточке расчетов за жилищно-коммунальные услуги по жилому помещению, расположенномк по адресу: <адрес> (лицевой счет BRG000003655) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность, в том числе по услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами, в размере <данные изъяты> руб., из которой сумма, подлежащая оплате ответчиком, составляет 1199,06 руб. (4796,25/4). На основании ч. 14 ст. 155 ЖК РФ начислены пени в сумме 234,70 руб. Оснований для вывода об ошибочности расчета взысканных сумм не имеется.

Придя к выводам о доказанности надлежащего оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, суд первой инстанции взыскал с ответчика задолженность по данной услуге и пени в заявленном истцом размере. Выводы мирового судьи надлежаще мотивированы, оснований не согласиться с ними у суда апелляционной инстанции не имеется.

Вопреки доводам жалобы мировым судьей также дана оценка доводу ответчика о том, что ответчик на протяжении длительного периода времени не проживает по месту регистрации, услугами не пользуется.

Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут повлечь отмены обжалуемого решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права и направлены на иную оценку исследованных судом доказательств.

С заявлением о перерасчете платежей за исковой период ответчик в соответствии с п. п. 86 - 87 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, не обращался.

Сведений подтверждающих то, что в установленном законом порядке жилое помещение признано непригодным для проживания, о наличии опасности жизни и здоровью жильцов дома, требующей незамедлительного решения вопроса о его расселении, ответчиком суду первой инстанции не представлено, согласно ст. 155 ч. 11 ЖК РФ неиспользование собственниками и иными лицами жилых помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Вопреки доводам апелляционной жалобы мировой судья с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, изложенные в решении выводы не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, мировым судьей допущено не было.

При таких обстоятельствах решение мирового судьи является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.

Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, суд

определил:

решение мирового судьи судебного участка Калевальского района Республики Карелия от 15 мая 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кархунен Ольги Ивановны - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Судья                                                  подпись                                          Е.Н.Королькова

Копия верна.

Судья                                                                                                          Е.Н.Королькова

11-40/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ООО "ЕИРЦ РК"
Ответчики
Кархунен Ольга Ивановна
Другие
ООО "Калевальские коммунальные системы"
Кархунен Вера Ивановна
ООО "Карельский экологический оператор"
Кархунен Евгений Иванович
Суд
Костомукшский городской суд Республики Карелия
Судья
Королькова Елена Николаевна
Дело на странице суда
kostomukshsky--kar.sudrf.ru
10.07.2023Регистрация поступившей жалобы (представления)
10.07.2023Передача материалов дела судье
12.07.2023Вынесено определение о назначении судебного заседания
31.07.2023Судебное заседание
31.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2023Дело оформлено
04.08.2023Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее