Дело №
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
<адрес> 17 мая 2022 года
Балашихинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Мироновой Е.М.,
при секретаре судебного заседания Жур Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 и ФИО1 к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения по месту фактического проживания,
установил:
Истцы ФИО5 и ФИО1 (с учетом уточнения требований в порядке ст.39 ГПК РФ) предъявили к ответчику – Министерству социального развития Московской области иск о признании права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения по месту фактического проживания, в котором просят суд признать ними и членами их семьи право на предоставление мер социальной поддержки, как многодетной семье по месту фактического проживания по адресу: <адрес>, обязать Министерство социального развития Московской области осуществлять им и членам их семьи выплату компенсации расходов на оплату за жилое помещение и стоимости коммунальных услуг в размере 50 процентов с момента подачи первоначального заявления к ответчику, а именно с <данные изъяты>. В обоснование иска указано о том, что ФИО5 проходит военную службу в войсковой части №, дислоцированной в городе <адрес>. Он и члены его семьи – супруга ФИО1 и несовершеннолетние дети – ФИО2, ФИО3 и ФИО4, вселены по договору найма специализированного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом доп.соглашения ДД.ММ.ГГГГ) в жилое помещение по адресу: <адрес>. Зарегистрирован он и члены его семьи по адресу воинской части: <адрес>. Фактически он и его семья проживает по адресу <адрес> и ежемесячно оплачивает коммунальные услуги за указанное жилое помещение. В ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обращался в Балашихинское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с заявлением о предоставлении его семье мер социальной поддержки по категории многодетная семья. По результатам рассмотрения данного заявления ДД.ММ.ГГГГ Балашихинским управлением социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области ему было отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации. Причиной отказа явились различия в адресе регистрации по месту жительства и адресе фактического проживания.
В судебное заседание истцы не явились, извещены, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, поддержали иск в полном объеме.
Представитель ответчика – Министерства социального развития Московской области в судебное заседание не явилась, извещена, представила письменные возражения, в которых просила отказать в иске.
Суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов и представителя ответчика, просивших о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив исковое заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пункт 2).
В соответствии с ч.2 ст.38 Конституции РФ забота о детях, их воспитание является не только правом, но и обязанностью родителей. Каждый имеет право на жилище, которого не может быть лишен произвольно (ч.1 ст.40 Конституции РФ).
Ст.1 Закона Московской области «О мерах социальной поддержки семей и детей в Московской области» от 12.01.2006года №1/2006-03 установлено, что действие настоящего закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области.
В соответствии со ст. 15 Закона Московской области от 12 января 2006 года №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов оплаты коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение, теплоснабжение (отопление), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива) предоставляется многодетным семьям. Компенсация предоставляется многодетным семьям, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда.
Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, а также оплаты и доставки топлива, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, в денежной форме определяются Порядком предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденным Постановлением Правительства МО от 19 декабря 2017 года №1082/46 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области».
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (пункт 2).
Согласно п. 3 указанного Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определено, что компенсация назначается территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития Московской области по месту жительства получателя в объеме мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Согласно п. 4 указанного Порядка для назначения компенсации получатель, помимо прочего, представляет: копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность получателя в соответствии с законодательством Российской Федерации; документ, подтверждающий место жительства получателя в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность; выписку из домовой книги или иной документ, подтверждающий количество лиц, зарегистрированных по месту жительства получателя.
В соответствии с п.п. 18 и 19 указанного Порядка компенсация предоставляется получателю при отсутствии у него задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении соглашения по ее погашению. Компенсация назначается получателю с первого числа месяца, в котором поступило обращение со всеми необходимыми документами.
В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ
«О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1), в числе основных понятий закреплены, в том числе: регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно ст. 3 названного выше Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела усматривается, что подполковник ФИО5 является действующим военнослужащим и проходит военную службу по контракту в Главном военном клиническом госпитале войск национальной гвардии РФ.
ДД.ММ.ГГГГ с ФИО5 заключен договор найма специализированного жилого помещения №, в соответствии с которым истцу и членам семьи предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> на период прохождения военной службы.
ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение № к данному договору найма, касающееся изменение состава членов его семьи.
Задолженность по оплате за указанное жилое помещение и коммунальные услуги отсутствует.
Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены его супруга ФИО1, а также несовершеннолетние дети ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения и сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ.
Сведения о регистрации брака и свидетельства о рождении детей представлены.
Местом постоянной регистрации истца и членов его семьи является <адрес>, из иска следует, что ФИО5 и члены его семьи зарегистрированы при войсковой части по месту службы истца, с последующими предоставлением им для проживания специализированного жилого помещения по вышеуказанному адресу <адрес>, иного места для проживания не имеют.
В связи с рождением в семье третьего ребенка, ФИО5 и ФИО1 было выдано удостоверение многодетной семьи сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по категории «Многодетная семья» по месту фактического проживания.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 разъяснено, что им отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг по категории «Многодетная семья» в связи с несоответствием документов, необходимых для получения государственной услуги, по форме и содержанию требованиям законодательства РФ (адрес регистрации не совпадает с адресом постоянного проживания).
Из возражений ответчика следует, что решение об отказе было принято ДД.ММ.ГГГГ.
Документы, подтверждающие вышеуказанные обстоятельства, представлены в материалы дела и не оспорены сторонами.
Иных доказательств по делу не представлено. Ходатайства лиц, участвующих в деле, судом разрешены.
Исходя из совокупности представленных по делу письменных доказательств, суд приходит к выводу, что ФИО5 и ФИО1 имеют право на предоставление испрашиваемой меры социальной поддержки, предусмотренной ст. 15 Закона Московской области от 12 января 2006 года №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» по месту его жительства по адресу: <адрес>.
Указанные ответчиком обстоятельства не являются основанием для отказа в предоставлении ФИО5, а также членам его многодетной семьи той меры социальной поддержки, за получением которой он обратился к ответчику.
Регистрация истца и членов его семьи по адресу: <адрес>, не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, т.к. по месту регистрации (при войсковой части) истец и члены его семьи не имеют возможности проживать физически, оплачивать какие-либо жилищно-коммунальные услуги и получать льготы по их оплате.
Вместе с этим, такая регистрация по месту прохождения службы (при войсковой части) препятствует истцу в получении указанной выше меры социальной поддержки, поскольку регистрация истца и членов его семьи в квартире, предоставленной ему на основании договора найма от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ), в которой он фактически проживает и по которой несет бремя оплаты жилищно-коммунальных услуг, не предусмотрена. В жилое помещение, предоставленное по договору специализированного найма, истец и члены его семьи вселены без права регистрации.
При таких обстоятельствах, оснований для отказа ответчиком в принятии у истца документов и в предоставлении истцу испрашиваемой меры социальной поддержки, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ, а ранее в решении от ДД.ММ.ГГГГ, не имелось.
Нарушенное право ФИО5, а равно его супруги ФИО1 и членов их многодетной семьи возможно восстановить путем обязания ответчика предоставить истцу меру социальной поддержки, предусмотренную ст. 15 Закона Московской области от 12 января 2006 года №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», начиная
с 01 декабря 2021года применительно к п. 19 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области
от 19 декабря 2017 года № 1082/46, поскольку истец обратился к ответчику с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик не представил суду доказательств, опровергающих доводы истца, и представленные по делу доказательства, исследованные в судебном заседании.
Иных требований по данному гражданскому делу не заявлено.
Таким образом, по указанным выше основаниям, рассматриваемый в данном гражданском деле иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать за ФИО5, ФИО1 с учетом совместно проживающих членов их семьи право на предоставление меры социальной поддержки, предусмотренной ст. 15 Закона Московской области от 12 января 2006 года №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», по месту фактического проживания по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Министерство социального развития Московской области предоставить ФИО5 (как лицу, обратившемуся к ответчику ДД.ММ.ГГГГ) с учетом совместно проживающих членов его семьи, включая супругу ФИО1, меру социальной поддержки по категории «Многодетная семья», предусмотренную со ст. 15 Закона Московской области от 12 января 2006 года №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» в виде ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентов оплаты коммунальных услуг по месту фактического проживания по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.М.Миронова
Решение принято судом в окончательной форме 03.06.2022года
Судья Е.М.Миронова