Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-7701/2023 ~ М-6172/2023 от 22.06.2023

УИД: 11RS0001-01-2023-008068-26 Дело № 2-7701/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе судьи Некрасовой О.С.,

при секретаре Вильбергер Ю.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре

27 октября 2023 года гражданское дело по исковому заявлению Торлопова Виктора Григорьевича, действующего в своих интересах и в интересах Торлоповой Натальи Сергеевны, Матвеевой Капитолины Викторовны, Вавиловой Елены Николаевны, Вавилова Александра Васильевича, Торлоповой Дарьи Викторовны к Министерству здравоохранения Республики Коми, ГБУЗ «Сыктывкарская городская больница» о признании размещения медицинской амбулатории незаконным, нарушающим права истцов, о запрете строительства, возложении обязанности по совершению действий,

у с т а н о в и л:

Истцы обратились в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми, в котором просили суд признать размещение медицинской врачебной амбулатории во вновь строящемся быстровозводимом здании, площадью 170 кв. м., незаконным и нарушающим права истцов; о запрете осуществления строительства, о возложении обязанности по совершению действий- проведению общественного обсуждения строительства здания для размещения указанной медицинской амбулатории незаконным, нарушающим права истцов, о запрете строительства, возложении обязанности по совершению действий,

В обоснование иска указано на проживание истцов в ..., расположение врачебной амбулатории в здании по .... Ответчик намерен возвести быстровозводимое здание медицинской амбулатории, площадь которой будет 170 кв. м., что может отразиться на уровне оказания медицинских услуг (ожидание приема и получения услуг); также не принята во внимание численность населения пгт Верхняя Максакова. Строительство амбулатории будут производить без общественного обсуждения и разработки проектной документации, на земельном участке, где будет производиться строительство, нет дорожного покрытия, стоянка автотранспорта, пешеходный тротуар, места для стоянки детских колясок – не организованы; здание необходимо оборудовать защитными средствами для обеспечения охраны окружающей природной среды. Планируемый заезд не согласован с ГИБДД, допущены грубые нарушения Закона РФ « О безопасности дорожного движения»; не произведено согласование строительства с надзорными органами.

К участию в деле в качестве соответчика привлечено ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора- Администрация МО ГО» Сыктывкар», Администрация поселка городского типа Верхняя Максаковка администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар», ООО «БРАЙТОН». На основании ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцами требованиям.

Согласно правовой позиции, сформированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 24.10.2013 N 1626-О, в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 ГПК РФ), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 131 ГПК РФ) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть третья статьи 196 ГПК РФ). Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом. Поэтому, если суд придет к выводу о том, что выбранное истцом в качестве ответчика лицо не является субъектом спорного материального правоотношения, обязанным удовлетворить право требования истца, принудительной реализации которого тот добивается в суде, суд обязан отказать в удовлетворении иска.

В ходе рассмотрения настоящего спора судом Торлопов В.Г. полагал исковые требования подлежащими удовлетворению, представители ответчиков- подлежащими оставлению без удовлетворения.

В судебное заседание истцы не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела судом, представитель ответчиков, третьи лица в суд не явились.

В судебное заседание Торлопов В.Г. не явился, судом получена телефонограмма с ходатайством об отложении рассмотрения дела ввиду невозможности явки Торлопова В.Г. в судебное заседание ** ** **

Согласно части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1).

Судебная повестка является одной из форм судебных извещений и вывозов; лица, участвующие в деле, извещаются судебными повестками о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий (часть 2).

На основании положений части 1 статьи 114 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в судебных повестках и иных судебных извещениях должно содержаться указание времени и места судебного заседания.

Статьей 155 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин (часть 1).

Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (часть 3).

Разрешая поступившее ходатайство истца об отложении рассмотрения дела суд исходит из отсутствия в материалах дела доказательств, свидетельствующих об уважительных причинах неявки в судебное заседание.

Суд, отказывает в удовлетворении ходатайства об отложении разбирательства по делу, поскольку не представлены доказательства, свидетельствующие об уважительных причинах неявки в судебное заседание. Истцом, представителем истцов не представлены документы (в т.ч. медицинские заключения,) невозможности явки в судебное заседание ** ** ** Кроме того, участники процесса не были лишены возможности направить в судебное заседание иных представителей, доказательств обратного суду представлено не было.

Правильность указанной позиции подтверждена положениями законодательства РФ, судебной практикой (примеры- Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от ** ** ** N 88-21938/2022, Апелляционное определение Московского городского суда от ** ** ** по делу N 33-8555/2020, Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ** ** ** по делу № 2- 328/2023).

Кроме того, участники процесса своевременно извещались о месте и времени рассмотрения настоящего спора судом, Так, Торлопов В.Г. ** ** ** был извещен о рассмотрении дела в судебном заседании с 11 час. 00 мин. ** ** **.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного процесса.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

На основании п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Постановлением Правительства РК от 05.07.2012 N 283 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Республики Коми, в силу положений п. 1 которого Министерство здравоохранения Республики Коми (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми (далее - в сфере охраны здоровья), фармацевтической деятельности, демографической политики, судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление государственного контроля (надзора) в сфере охраны здоровья на территории Республики Коми в соответствии с законодательством Российской Федерации, координирующим в этих сферах деятельность иных органов исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.

Основными задачами деятельности Министерства являются, Основными задачами деятельности Министерства являются:

1) обеспечение реализации основных принципов охраны здоровья в целях обеспечения повышения качества жизни населения Республики Коми;

2) защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья и связанных с этими правами государственных гарантий;

3) развитие государственной системы здравоохранения Республики Коми и материально-техническое обеспечение таких организаций;

4) обеспечение реализации государственной демографической политики на территории Республики Коми;

5) содействие развитию конкуренции на соответствующих товарных рынках.

Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению.

В силу п. 2 Положения, Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации). Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями N 1 - 27 к настоящему Положению.

Приложением № 12 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н являются Правила организации деятельности врачебной амбулатории.

Врачебная амбулатория организуется для оказания первичной врачебной медико-санитарной помощи (далее - первичная врачебная медицинская помощь), а также первичной доврачебной медико-санитарной помощи (далее - доврачебная медицинская помощь) в рамках оказания неотложной медицинской помощи населению. Врачебная амбулатория является самостоятельной медицинской организацией либо структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения (п. 2 указанных Правил).

Оказание первичной врачебной медицинской помощи во врачебной амбулатории осуществляется врачами-терапевтами участковыми, врачами-терапевтами цехового врачебного участка, врачами общей практики (семейными врачами) и врачами-специалистами по территориально-участковому принципу (п. 3 Правил)

Из Соглашения, заключенного между Министерством здравоохранения Республики Коми и Государственным бюджетным учреждением Республики Коми «Сыктывкарская городская больница» (с учетом дополнительного соглашения №6 ), ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница» была предоставлена субсидия на иные цели в размере 24 000 000 рублей, а именно, на приобретение быстровозводимого модульного здания врачебной амбулатории.

С учетом предоставленной субсидии, ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница» была проведена конкурентная процедура в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и по результатам аукциона ** ** ** заключен Контракт №... на «Поставку и монтаж быстровозводимого модульного здания (врачебная амбулатория п. В. Максаковка)» от ** ** ** (Идентификационный код закупки: №...) (далее по тексту - Контракт) с Обществом с ограниченной ответственностью «БРАЙТОН» не сумму 15 976 731,15 руб.

Предметом контракта (п. 1.1.) является: Поставка и монтаж быстровозводимого модульного здания (врачебная амбулатория п. В. Максаковка) (далее по тексту - Товар).

Также указано, что Поставщик принимает на себя обязательства по поставке Товара, монтажу и вводу в эксплуатацию Товара (далее - Услуга) в соответствии со Спецификацией (Приложение № 1 к Контракту) и Техническим заданием (Приложение № 2 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик обязуется принять поставленный товар и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.

Таким образом, со стороны ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница» заключен Контракт на поставку и монтаж Товара, а не строительство здания врачебной амбулатории,

Доводы истцов о строительстве модульного здания без общественного обсуждения и без разработанной проектной документации не соответствуют фактическим условиям заключенного Контракта.

Согласно ч. 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно части 1 статьи 5.2 Градостроительного кодекса РФ указано, что под проектом по строительству объекта капитального строительства понимается перечень мероприятий, осуществляемых застройщиком, техническим заказчиком, федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и (или) иными организациями в соответствии с положениями Кодекса, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства, ввода такого объекта в эксплуатацию, а также государственной регистрации прав на него.

С учетом приведенных выше положений действующего законодательства суд не находит оснований для удовлетворения требований иска о возложении на ответчиков обязанностей по проведению общественных слушаний с жителями ...,.

Законодательством Российской Федерации проведение общественного обсуждения на приобретение и монтаж Товара не предусмотрено,

Кроме того, быстровозводимое модульное здание, закупаемое ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница», не является объектом капитального строительства, как это указано в ст.ст. 5.1, 5.2 Градостроительного кодекса РФ.

Размещение и монтаж быстровозводимого модульного здания врачебной амбулатории осуществляется на имеющемся у ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница» земельном участке с кадастровым номером 11:05:0501006:336, принадлежащем Учреждению на праве постоянного бессрочного пользования.

Согласно выписки из ЕГРН указанный земельный участок был предоставлен Учреждению для обслуживания здания стационара (ОСУ), в связи с чем, размещение модульного здания врачебной амбулатории на данном земельном участке не противоречит назначению его использования.

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно статье 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

Статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В силу статьи 3 ГПК РФ защите подлежит нарушенное право.

Обращаясь в суд с указанным исковым заявлением, истцом предъявлены требования к ответчикам, однако доказательств нарушения его прав указными ответчиками не представлено.

Так, не представлено доказательств: нарушения прав истцов на получение медицинской помощи в будущем самим фактом строительства здания и размещением в нем медицинской врачебной амбулатории; наличия существенных нарушений, строительства, влекущих необходимость запрета осуществления строительства,

Истцами не представлены доказательства, которые однозначно и достоверно свидетельствовали бы о том, что защита их прав возможна только путем запрета осуществления строительства, признания незаконным размещения амбулатории, проведением слушаний.

Доводы иска о допущенных ответчиками нарушениях положений действующего в РФ законодательства не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего спора судом.

С учетом соблюдения вышеуказанных требований законодательства, а также требований Постановления Главного, государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44 «Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» было разработано и использовано как приложение №2 к Контракту Техническое задание.

Таким образом, в соответствии с приложением № 2 к санитарным правилам СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» в Техническом задании, являющимся неотъемлемой частью Контракта определен набор помещений и установлено требуемое значение показателя, то есть площадь каждого помещения (п.п.2.13.1-2.13.21 Контракта).

Пунктом 4.2.3 санитарных правил СП 2.1.3678- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» также предусмотрено, что минимальные площади помещений, необходимые для обеспечения противоэпидемического режима, эксплуатируемых медицинскими организациями, следует принимать согласно приложениям № 1 и №2 к правилам.

При этом площади помещений, предусмотренные в приложениях № 1 и № 2 к правилам, могут быть уменьшены в пределах 15%.

Также указано, что площадь помещений, не указанных в таблице, определяется непосредственно хозяйствующим субъектом с учетом: габаритов и расстановки оборудования; числа лиц, которые одновременно могут находиться в помещении; последовательности технологических процессов; расстояний, обеспечивающих расстановку оборудования, а также передвижение пациентов и работников.

В рассматриваемом случае ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница» произвела закупку быстровозводимого модульного здания врачебной амбулатории в соответствии со всеми требованиями и нормами действующего законодательства Российской Федерации.

Доводы о допущенных нарушениях законодательства в обрасти безопасности дорожного движения, обращение Торлопова В.Г. в правоохранительные органы сами по себе не являются основаниями к запрету по совершению действий- по реализации контракта на поставку и монтаж быстровозводимого модульного здания (врачебная амбулатория п. В. Максаковка). Кроме того, дело об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и протокол ... составлен в отношении АМО ГО «Сыктывкар, а не в отношении Министерства здравоохранения Республики Коми, ГБУЗ «Сыктывкарская городская больница».

С учетом установленных обстоятельств, представленных доказательств, рассмотрев спор в пределах, установленных ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд оставляет заявленный иск без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Торлопова Виктора Григорьевича (...), действующего в своих интересах и в интересах Торлоповой Натальи Сергеевны (...), Матвеевой Капитолины Викторовны (... ...), Вавиловой Елены Николаевны (...), Вавилова Александра Васильевича (...), Торлоповой Дарьи Викторовны (...) к Министерству здравоохранения Республики Коми (...), ГБУЗ «Сыктывкарская городская больница» (...) о признании размещения медицинской амбулатории незаконным, нарушающим права истцов, о запрете строительства, возложении обязанности по совершению действий, – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца с момента составления в окончательной форме через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Судья О.С. Некрасова

2-7701/2023 ~ М-6172/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Торлопова Наталья Сергеевна
Матвеева Капитолина Викторовна
Торлопов Виктор Григорьевич
Торлопова Дарья Викторовна
Вавилова Елена Николаевна
Вавилов Александр Васильевич
Ответчики
ГБУЗ "Сыктывкарская городская больница"
Министерство здравоохранения РК
Другие
АМО ГО "Сыктывкар"
ООО "БРАЙТОН"
Администрация пгт. Верхняя Максакова
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Некрасова Ольга Сергеевна
Дело на сайте суда
syktsud--komi.sudrf.ru
22.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.06.2023Передача материалов судье
29.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.07.2023Предварительное судебное заседание
13.09.2023Судебное заседание
27.10.2023Судебное заседание
01.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее