Дело № 2-235/2022
УИД № 75RS0024-01-2022-000346-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2022 г. п. Чернышевск
Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего федерального судьи Мусихина А.В., при секретаре Кузнецовой Т.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федотова А.М. к администрации городского поселения «Чернышевское», администрации сельского поселения «Гаурское», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании пострадавшей, обязании включения в список граждан, жилое помещение которых повреждено, в результате чрезвычайной ситуации, на осуществление капитального ремонта жилого помещения, обязании выплаты на проведение капитального ремонта,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к администрации СП «Гаурское», администрации ГП «Чернышевское» Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, в котором просит признать за ней право на получение выплаты на капитальный ремонт жилья, как пострадавшего в результате паводковых явлений произошедших 23.07.2021 г., обязать администрацию ГП «Чернышевское» включить ее в список граждан, жилые помещения которых требуют капитального ремонта, для выплат ей денежных средств.
В обоснование заявленных требований истец указала, что постоянно проживает в жилом доме по адресу <адрес>, иного жилого помещения не имеет. В результате паводка, произошедшего 23 июля 2021 года на территории Чернышевского района ее дом попал в зону затопления. Межведомственной комиссией дом признан подлежащим капитальному ремонту.
Истцом было подано заявление в администрацию ГП «Чернышевское» для включения в списки на получение выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, по итогам рассмотрения которого принято решение об отказе, со ссылкой на отсутствие права собственности на занимаемое жилое помещение.
Определением Чернышевского районного суда Забайкальского края от 10 марта 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация муниципального района «Чернышевский район».
В судебном заседании истец Федотова А.М. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель администрации СП «Гаурское» в судебное заседание не прибыл, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного заседания.
Представитель администрации ГП «Чернышевское» в судебное заседание не прибыл, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного заседания. Представил отзыв на иск, в котором просит в удовлетворении отказать.
Представитель администрации МР «Чернышевский район» в судебное заседание не прибыл, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного заседания.
Представитель Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края в судебное заседание не прибыл, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного заседания.
Судом, с учетом положения ст. 167 ГПК РФ, определено рассмотреть дело в отсутствие извещенных, но не явившихся участников процесса.
Выслушав истца Федотову А.М., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно абз.1 ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон о защите от чрезвычайных ситуаций) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии со ст.18 Закона о защите населения от чрезвычайных ситуаций граждане Российской Федерации, кроме прочего, имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (п.1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362 утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Правила).
Как следует из подп.3 п.3 Правил мерой социальной поддержки гражданам, указанным в подпункте 4 пункта 4 настоящих Правил, жилые помещения которых повреждены, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан;
Согласно п.4 Правил право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации:
1) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон), или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
2) граждане, имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
3) граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждане, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
4) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона, предусматривающей страхование риска поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
5) граждане, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций (при условии возникновения указанных событий не позднее 1 января 2020 года), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями" признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
Порядок формирования списков определен Главой 2 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Как следует из п.19 Правил, для включения гражданина и членов его семьи в соответствующий Список, гражданин не позднее 5 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации представляет в администрацию документы.
В соответствии с п.22 Правил администрация муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку документов, представленных в соответствии с пунктами 19-21 Правил и принимает решение о включении гражданина и членов его семьи в соответствующий Список либо об отказе во включении его и членов его семьи в соответствующий Список и уведомляет гражданина о принятом решении в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
Пунктом 23 Правил предусмотрены основания для отказа гражданам во включении в соответствующий Список в случае, к которым относится, в том числе, несоответствие граждан категориям, указанным в п.4 Правил.
Администрация муниципального образования в течение 5 рабочих дней после принятия решения о включении гражданина в соответствующий Список направляет в Министерство строительства утвержденный Список по муниципальному образованию, на основании Списков по муниципальным образованиям, утвержденных главами муниципальных образований, представленных администрациями, Министерство в соответствии с п.12 Правил формирует соответствующие Списки Забайкальскому краю, которые направляются Губернатору Забайкальского края на утверждение и в течение 3 рабочих дней со дня утверждения Губернатором Забайкальского края соответствующих Списков по Забайкальскому краю, Министерство направляет их в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 федеральных Правил (п. 34-36 Правил).
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 № 46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями» в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с 18.06.2021 в границах нескольких муниципальных районов, в том числе муниципального района «Чернышевский район» Забайкальского края, введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края (п.1). Чрезвычайная ситуация классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера (п.3).
Установлено, что 23 июля 2021 года на территории п. Чернышевск Чернышевского района Забайкальского края произошло чрезвычайное происшествие - паводок.
Постановлением главы муниципального района «Чернышевский район» от 23.07.2021 № 358 на территории муниципального района «Чернышевский район» введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация», границы зоны чрезвычайной ситуации определены в пределах муниципального района «Чернышевский район».
Постановлением главы муниципального района «Чернышевский район» от 28.07.2021 № 367 определены границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городских и сельских поселениях муниципального района «Чернышевский район», куда вошли дома, в том числе дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Заключением № о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома по адресу: <адрес>, указанный жилой дом признан ограниченно работоспособным, здание повреждено в результате чрезвычайной ситуации природного характера, степень повреждения составила 15% (л.д.25).
Заключением межведомственной комиссии № от 14.10.2021 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан требующим капитального ремонта, в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, введенной в соответствии с постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 № 46, произошедшего 23.07.2021.
Распоряжением администрации городского поселения «Чернышевское» №-р Федотовой А.М. отказано во включении в Список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года.
В уведомлении № от 28.10.2021, выданного администрацией городского поселения «Чернышевское» о включении в Список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года, указано, что основанием отказа Федотовой А.М., является п.п.1 п.23 Правил, в связи с отсутствием права собственности и документов, которые могли быть основанием для государственной регистрации права, на поврежденное жилое помещение.
Из материалов дела следует, что истец Федотова А.М. с 22.12.2021 года приобрела право собственности на жилой дом по адресу: <адрес> <адрес>, с кадастровым номером № на основании решения Чернышевского районного суда Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-14, 15-18).
Согласно копии паспорта Федотова А.М. имеет постоянную регистрацию по указанному адресу с 22 апреля 1994 года (л.д. 12- оборотная сторона).
Как следует из материалов дела, Федотова А.М. еще до паводка, произошедшего 23.07.2021 года, а именно 9 июля 2021года обратилась с исковым заявлением в Чернышевский районный суд Забайкальского края с к Администрации СП «Гаурское» с требованием о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
05 октября 2021 года решением Чернышевского районного суда Забайкальского края требования истца были удовлетворены в полном объеме, за Федотовой А.М. признано право собственности на квартиру в одноквартирном жилом доме общей площадью 33,3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, пгт.Чернышевск, <адрес>, с кадастровым номером № (л.д.15-18).
Согласно выпискам из ЕГРН, истец на момент паводка не имела жилых помещений, или доли в праве собственности на жилое помещение.
Установленные в совокупности обстоятельства свидетельствуют, что Федотова А.М., на момент возникновения чрезвычайной ситуации проживала в единственном жилом помещении, которое после паводка является ограниченно работоспособным и требующим капитального ремонта и имела документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на поврежденное жилое помещение.
При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Также суд не находит оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению.
Так, согласно ст. 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов, выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, восстановлении на работе, включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.
Часть 1 ст. 212 ГПК РФ предусматривает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 №23 «О судебном решении» разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
При этом основания для обращения решения суда к немедленному исполнению, отсутствуют, как и указания на наличие особых обстоятельств, которые при промедлении исполнения решения суда могли бы повлечь причинение значительного ущерба или невозможность исполнения решения. Поскольку решение суда по данной категории дел не входит в предусмотренный ст. 211 ГПК РФ перечень решений, подлежащих немедленному исполнению, а наличие особых обстоятельств, влекущих значительный ущерб или невозможность исполнения решения, не было установлено в суде, то оснований для обращения решения к немедленному исполнению у суда не имеется.
Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Федотова А.М. удовлетворить.
Признать за Федотова А.М. право на получение выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Забайкальского края в 2021 году.
Обязать администрацию муниципального района «Чернышевский район» включить Федотова А.М. в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Забайкальского края в 2021 году, в целях получения выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края предоставить Федотова А.М., выплату на проведение капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>., из расчета общей площади поврежденного жилого помещения 33,3 кв.м.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца, путем принесения апелляционной жалобы через Чернышевский районный суд.
Судья А.В. Мусихин
Мотивированное решение изготовлено: 03.04.2022 г.