Дело № 2-1244/2022 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2022 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Мелединой Е.Г.,
при секретаре ФИО4,
с участием представителя истца – ФИО8, действующего по доверенности,
представителя ответчикаУправления социального развития администрации Пермского муниципального района <адрес> – ФИО6, действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к администрации Пермского муниципального района <адрес>, Управлению социального развития администрации Пермского муниципального района <адрес> о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском к администрации Пермского муниципального района <адрес>, Управлению социального развития администрации Пермского муниципального района <адрес>, в соответствии с которым просила обязать администрацию Пермского муниципального района и Управление социального развития администрации Пермского муниципального района предоставить ей по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 28 кв.м., жилой площадью не менее 14 кв.м. на территории Пермского муниципального района <адрес>.
В обоснование предъявленных требований указано, что решением Пермского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ мать и отец истца лишены родительских прав в отношении нее. ФИО3 была передана на попечение бабушке ФИО5, проживающей по адресу: <адрес>.
Истец ФИО3 в судебном заседании участия не принимала, направила представителя.
Представитель истца ФИО8 в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования.Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО5 назначена опекуном ФИО3 Приказом Управления социального развития администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на дату обращения в суд с настоящим иском, достигла 23-летнего возраста. ФИО3 не имеет в собственности жилых помещений, нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, зарегистрирована в жилом помещении опекуна. С учетом действующего законодательства относительно характеристик жилого помещения, предоставлению истцу по договору найма специализированного жилого помещения подлежит благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, общей площадью не менее 28 кв.м., жилое не менее 14 кв.м.
Ответчик - администрация Пермского муниципального района <адрес> представителя в судебное заседание не направила, извещена о времени и месте судебного разбирательства, представила заявление о рассмотрении дела без участия представителя. В материалах дела имеется отзыв на исковое заявление, в котором отражено несогласие администрации относительно заявленных исковых требований, поскольку предоставление жилого помещения зависит от финансирования из краевого бюджета, кроме того оно происходит в порядке очередности, в связи с чем подача искового заявления преждевременна (л.д.37-39).
Представитель ответчика- Управления социального развития администрации Пермского муниципального района ФИО6 с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что предоставление жилого помещения происходит в порядке очередности, в связи с чем подача искового заявления преждевременна.
Третье лицо - Министерство строительства <адрес> представителя в судебное заседание не направило, извещено о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.
Оценивая содержание иска, объяснений представителя истца, представителя ответчика,данных в судебном заседании, суд считает, что предъявленные требования основаны на том, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение жилого помещения за государственный (бюджетный) счёт; жилое помещение не предоставлено ей.
В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
В соответствии с пунктами 1 и 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции от 07.03.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма иличленами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено следующее:
детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования <адрес> однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом <адрес> (часть 1);
условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: лицо проживает в <адрес>; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным (часть 2);
жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи: по достижении возраста 18 лет; до достижения возраста 18 лет – в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет – по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях системы здравоохранения и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (часть 3);
право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (часть 4);
жилые помещения предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления <адрес>, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров;предоставляемое жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5).
В соответствии частью 2.1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
а) лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
б) страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
в) больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, состоящих на учете в соответствующих медицинских организациях, - в случае невозможности осуществления действий, предусмотренных законодательством, по их выселению;
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учётной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.Согласно части 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями: формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей – сирот; формирование списка детей – сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения; принятие решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок на основании выявленных в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям – сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
В соответствии с частью 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственным уполномоченным органом <адрес> по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий является исполнительный орган государственной власти <адрес>, уполномоченный в сфере: предоставления социальной поддержки детям-сиротам, в пределах своих полномочий, установленных законодательством, - Министерство социального развития <адрес>; предоставления субвенций на строительство и (или) приобретение жилых помещений для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которому:
при наличии условий, содержащихся в части 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка и включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категориидетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденный главой местной администрации муниципального района (городского округа) <адрес> в соответствии с частью 6 статьи 6 Закона № (далее соответственно - список, граждане), однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения), по договорам найма специализированных жилых помещений (пункт 1.2);
жилые помещения предоставляются органом местного самоуправления муниципального района или городского округа <адрес> (пункт 1.3);
жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона № и должны соответствовать следующим требованиям:
жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления <адрес>, не менее 28 и не более 33 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров;
жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации;
жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) (пункт 1.4).
Из Положения об управлении социального развития администрации Пермского муниципального района, утверждённого решением Земского Собрания Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что Управление является функциональным органом администрации Пермского муниципального района, обладающим правами юридического лица, и осуществляет формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее-дети-сироты), осуществляет принятие решений о заключении о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами договоров найма специализированного жилого помещения (пункты 1.1, 1.3, 3.11, 3.14).
Из материалов дела следует, что мать ФИО3–ФИО1 и отецФИО2 родительских прав в отношении дочери ФИО3 на основании решения Пермского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).
Из документов, содержащихся в учётном деле, представленных Управлением социального развития администрации Пермского муниципального района, следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в Управление социального развития администрации Пермского муниципального района с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
На основании приказа Управления социального развития администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №ФИО3 включена в список лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по Пермскому муниципальному району.
ФИО3 не имеет в собственности жилых помещений; не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Принимая во внимание вышеприведенные положения, суд приходит к выводу, что ФИО3 имеет право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого фонда как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которое не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения по договору социального найма; в силу закона полномочия по обеспечению жилыми помещениями лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на органы местного самоуправления муниципальных районов по месту жительства указанных лиц, в том числе по месту состояния такого лица на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Возражая против удовлетворения заявленных истцом требований, ответчики администрация Пермского муниципального района и Управление социального развития администрации Пермского муниципального района указали о том, что предоставление жилого помещения находится в зависимости от финансирования из бюджета <адрес> в форме субвенций; ФИО3 состоит в списке на предоставление жилого помещения под №; права ФИО3 не нарушены, жилое помещение ей будет предоставлено в порядке очередности, то есть после того, как будут предоставлены жилые помещения другим лицам, включённым в соответствующий список ранее ФИО3, поскольку предоставление ФИО3 жилого помещения во внеочередном порядке нарушит права других лиц, включённых в соответствующий список ранее.
Согласно списку детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГФИО3 находится в списке под № (л.д.31-35).
Суд считает, что ответчики фактически не оспаривают право истца на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Возражения ответчиков не имеют юридического значения, поскольку отсутствие в бюджете органа местного самоуправления средств для обеспечения жилым помещением лица, обладающего соответствующим правом, не освобождает орган местного самоуправления от исполнения обязанностей возложенных на него законом, обращение за судебной защитой не может являться действием, нарушающим права каких-либо лиц; в силу закона право на обеспечение жилым помещением, принадлежащее лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит осуществлению исключительно посредством предоставления жилого помещения и сохраняется за указанным лицом до фактического обеспечения его жилым помещением.
Со стороны администрации Пермского муниципального района не представлено документов, подтверждающих исполнение обязанности по обеспечению истца жилым помещением в установленном порядке.
В силу абзаца 7 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путём присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии с частью 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета <адрес> в форме субвенций.
Учитывая установленные обстоятельства и положения закона, содержание иска, суд полагает, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения должна быть возложена на администрацию Пермского муниципального района за счёт средств, выделяемых Министерством строительства <адрес> на эти цели из бюджета <адрес>; предоставляемое жилое помещение должно соответствовать требованиям, установленным статьёй <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Указанная обязанность подлежит исполнению ответчиком путём предоставления благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; в силу закона истец подлежит обеспечению жилым помещением по месту жительства в пределах территории Пермского муниципального района (по месту состояния на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении).
Требования истца о возложении обязанности по предоставлению ей жилого помещения на Управление социального развития администрации Пермского муниципального района не подлежат удовлетворению, поскольку в полномочия указанного Управления не входит функция по обеспечению жилыми помещениями детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей.
Руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на администрацию Пермского муниципального района <адрес> обязанность предоставить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Пермского муниципального района <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, общей площадью не менее 28 кв.м., в том числе жилой площадью не менее 14 кв.м., за счет средств бюджета <адрес> в форме субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Заявленные истцом требования к Управлению социального развития администрации Пермского муниципального района <адрес> оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья Пермского районного суда (подпись)Е.Г. Меледина
СПРАВКА
Мотивированное решение составлено 01 июня 2022 года.
Судья Пермского районного суда (подпись)Е.Г. Меледина
Копия верна:
Судья Е.Г. Меледина
Подлинник решения подшит в материалы гражданского дела № 2-1244/2022
Пермского районного суда Пермского края.
УИД: 59RS0008-01-2022-000771-57