Дело № 2-404/2023 <данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение
Именем Российской Федерации
4 апреля 2023 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе судьи Гуляевой Л.В., при секретаре Павловой А.Ю., с участием истцов Кудымова Н.И., Вилесовой С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по иску Кудымова Н.И., Вилесовой С.И. к администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края о признании права собственности на жилое помещение в силу приобретательной давности,
установил:
Кудымов Н.И., Вилесова С.И. обратились в суд с иском к администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края о признании права собственности на жилое помещение в силу приобретательной давности. Исковые требования мотивированы тем, что во владении истцов находится жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В данном жилом помещении истцы зарегистрированы и проживают. Оно было предоставлено в ДД.ММ.ГГГГ Кудымову Н.И. колхозом «Колос», в котором он работал трактористом. Ранее в этом помещении был бригадный дом, позже колхозом было принято решение о переоборудовании его в двухквартирный дом. Ордер на вселение в жилое помещение истцам не выдавался. С момента вселения в ДД.ММ.ГГГГ истцы владеют квартирой открыто и добросовестно, не скрывая своих прав на нее, имущество из их владения никогда не выбывало, они владеют им как своим собственным. В течение всего периода владения Кудымов Н.И., Вилесова С.И. несут расходы на содержание квартиры, неоднократно осуществляли текущий и капитальные ремонты, оплачивают коммунальные платежи, построили хозяйственные постройки (баню, гараж, дровяник, туалет), в ДД.ММ.ГГГГ поменяли крышу, покрыли ее профнастилом, сложили новую печь, в ДД.ММ.ГГГГ поменяли окна в квартире. В ДД.ММ.ГГГГ на основании решения суда колхоз «Колос» был ликвидирован. В муниципальной собственности спорная квартира не значится, в Едином государственном реестре недвижимости права на нее не зарегистрированы. В течение всего срока владения имуществом претензий от бывшего собственника, других лиц истцам не предъявлялось, права на него никто не предъявлял, споров в отношении владения и пользования недвижимым имуществом не заявлялось. До настоящего времени иск о выселении из жилого помещения или о прекращении права пользования им кем-либо к истцам не предъявлялся, другими лицами о своих правах на жилое помещение не заявлено. С учетом изложенного истцы просят признать за ними в силу приобретательной давности право общей долевой собственности по 1/2 доли каждому на квартиру № общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенную по адресу: <адрес>
В судебном заседании истцы Кудымов Н.И., Вилесова С.И. исковые требования поддержали по вышеуказанным основаниям.
Представитель ответчика администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что возражений по существу заявленных требований не имеется в случае представления истцами доказательств, установленных статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Пункт 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно пункту 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
В силу пункта 4 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается со дня поступления вещи в открытое владение добросовестного приобретателя, а в случае, если было зарегистрировано право собственности добросовестного приобретателя недвижимой вещи, которой он владеет открыто, - не позднее момента государственной регистрации права собственности такого приобретателя.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - постановление № 10/22 от 29.04.2010 г.), при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Из указанных выше положений закона и разъяснений следует, что приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь при условии добросовестности, открытости, непрерывности и установленной законом длительности такого владения.
При этом в пункте 16 постановления № 10/22 от 29.04.2010 г. также разъяснено, что по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу 1 пункта 19 этого же постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Судом из материалов дела, пояснений истцов, показаний свидетелей установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ Кудымову Н.И. по месту работы колхозом «Колос» было предоставлено для проживания помещение, расположенное в <адрес>, ранее в нем был бригадный дом. Своими силами Кудымов Н.И. и Вилесова С.И. произвели в нем ремонт. Ордер на жилое помещение им не выдавался. В документах архивного фонда № Р-109 Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Кудымкарского муниципального района в журнале регистрации договоров на передачу и продажу квартир в собственность граждан за <данные изъяты> годы, в документах по приватизации жилья по Верх-Юсьвинскому сельскому Совету за <данные изъяты> годы и в документах архивного фонда Р-101 колхоза «Колос» в протоколах собраний членов колхоза за <данные изъяты> годы, в протоколах правления колхоза за <данные изъяты> годы договор или сведения о предоставлении квартиры по адресу: <адрес>, не значатся.
До настоящего времени истцы с семьей проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается похозяйственными книгами за <данные изъяты> годы, в которых по хозяйствам в <адрес>, значатся Кудымов Н.И., Вилесова С.И. и их дочери. Истцы Кудымов Н.И. и Вилесова С.И. зарегистрированы по данному адресу.
Согласно исторической справке колхоз «Колос» образовался в ДД.ММ.ГГГГ при реорганизации колхоза «Родина» на основании решения общего собрания колхозников от ДД.ММ.ГГГГ, в колхоз «Колос» вошли бригады в д. Сидоршор, д. Мучаки, д. Казарино, постановлением главы администрации Кудымкарского района от ДД.ММ.ГГГГ № колхоз «Колос» был зарегистрирован в качестве юридического лица.
В силу пункта 2 статьи 5 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на дату предоставления истцу жилого помещения, жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям относились к общественному жилищному фонду.
Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» в целях дальнейшего совершенствования земельных отношений, приватизации земель, упрощения процедуры наделения граждан земельными участками была установлена обязанность колхозов и совхозов в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и перерегистрироваться в соответствующих органах.
В соответствии с пунктами 5, 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и пунктом 6 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 № 708 (утратившими силу с 27.01.2003) при реорганизации колхоза или совхоза объекты жилого фонда могли быть переданы в собственность соответствующим местным органам власти, переданы в аренду или проданы гражданам занимаемых ими помещений в порядке, установленном Законом РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» и соответствующим решением Советов народных депутатов.
Инструкцией о порядке передачи, продажи и сдачи в аренду имущества колхозов и совхозов муниципальным органам, утвержденной Минсельхозом РФ, Госкомимуществом РФ 10.02.1992, принятой на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», установлено, что в интересах коллектива ряд объектов социальной инфраструктуры может оставаться на балансе предприятий, создаваемых на основе реорганизации колхозов и совхозов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 724 «О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность» были утверждены рекомендации о передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций. В перечень объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций, подлежащих передаче в муниципальную собственность, также были включены объекты обобществленного жилищного фонда.
Таким образом, при реорганизации колхозов и совхозов у последних не было императивной обязанности по передаче принадлежащего им жилищного фонда в муниципальную собственность, дальнейшая принадлежность жилого фонда данных организаций должна была быть определена одним из перечисленных способов, установленных действующим на тот момент законодательством.
ДД.ММ.ГГГГ на основании решения суда в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации колхоза «Колос».
По сведениям администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края квартира № в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, в реестре муниципальной собственности Кудымкарского муниципального округа Пермского края не значится.
В Едином государственном реестре недвижимости сведения о зарегистрированных правах в отношении спорного недвижимого имущества отсутствуют.
Таким образом, спорное жилое помещение после ликвидации юридического лица являлось безхозяйным.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из пояснений истцов, показаний свидетелей ФИО5, ФИО6, справки о произведенных платежах за потребленную электрическую энергию, детализированному отчету по балансу договора, квитанций на оплату за вывоз твердых бытовых отходов и чеков-ордеров об оплате за данную коммунальную услугу, которые обозревались судом, до настоящего времени истцы открыто, добросовестно и непрерывно владеют спорной квартирой, несут бремя ее содержания, производят ее ремонт, ими построены надворные постройки.
По смыслу вышеприведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации в их взаимосвязи приобретательная давность является законным основанием для возникновения права собственности на имущество у лица, которому это имущество не принадлежит, но которое, не являясь собственником, добросовестно, открыто и непрерывно владеет в течение длительного времени чужим имуществом как своим.
Длительность такого открытого и непрерывного владения в совокупности с положениями об отказе от права собственности и о бесхозяйных вещах, а также о начале течения срока приобретательной давности с момента истечения срока давности для истребования вещи предполагают, что титульный собственник либо публичное образование, к которому имущество должно перейти в силу бесхозяйности либо выморочности имущества, не проявляли какого-либо интереса к этому имуществу, не заявляли о своих правах на него, фактически отказались от прав на него, устранились от владения имуществом и его содержания.
Целью нормы о приобретательной давности является возвращение фактически брошенного имущества в гражданский оборот, включая его надлежащее содержание, безопасное состояние, уплату налогов и т.п.
Добросовестность предполагает, что вступление во владение не было противоправным, совершено внешне правомерными действиями.
Длительное владение вещью, право на которую отсутствует, предполагает, что давностный владелец способен знать об отсутствии у него такого права, особенно в отношении недвижимого имущества, возникновение права на которое, по общему правилу, требует формального основания и регистрации в публичном реестре. В том числе и в случае владения имуществом вследствие истечения срока исковой давности давностный владелец, как правило, может и должен знать об отсутствии у него законного основания права собственности, однако само по себе это не исключает возникновения права собственности в силу приобретательной давности.
В течение всего времени владения имуществом истцами иное лицо, в том числе публично-правовое образование, какого-либо интереса к данному имуществу не проявляло, о своих правах на него не заявляло, мер по содержанию имущества не предпринимало. Истцы владеют данным имуществом более 18 лет, в течение которых какое-либо иное лицо в установленном порядке могло поставить вопрос о законности владения, однако таких требований не предъявлялось, никто не оспаривал законность владения истцами им.
Из технического паспорта квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, следует, что она имеет общую площадь <данные изъяты> кв. м.
Не проведение государственного кадастрового учета спорного жилого помещения не препятствует признанию за истцом права собственности на него в силу приобретательной давности в судебном порядке.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Кудымова Н.И., Вилесовой С.И., признании за ними в силу приобретательной давности права общей долевой собственности по 1/2 доле за каждым на жилое помещение – квартиру № общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенную по адресу: <адрес>.
В силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 14, части 1 статьи 58 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственной регистрации прав; права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Кудымова Н.И., Вилесовой С.И. удовлетворить.
Признать за Кудымовым Н.И., Вилесовой С.И. в силу приобретательной давности право общей долевой собственности по 1/2 доле за каждым на жилое помещение – квартиру общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенную по адресу: <адрес>
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности в Едином государственном реестре недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья – Л.В. Гуляева
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>.