УИД 66RS0050-01-2022-000236-37 Мотивированное решение составлено 23.03.2023
Дело №2-5/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Североуральск 16 марта 2023 года
Североуральский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего Лещенко Ю.О.,
при секретаре судебного заседания Голуб Н.С.,
с участием прокурора Рожковой А.Д.,
представителя ответчика Администрации Североуральского городского округа Котовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Североуральска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Североуральского городского округа о возложении обязанности обеспечить постановку на учет бесхозяйного имущества,
У С Т А Н О В И Л:
требования мотивированы тем, что прокуратурой Свердловской области от АО «ГАЗЭКС» получены сведения о наличии на территории Свердловской области бесхозяйных участков газовых сетей, находящихся в эксплуатации указанной газораспределительной организации, являющейся региональным оператором в рамках программы социальной газификации.
Установлено, что на территории Североуральского городского округа имеются следующие объекты (газопроводы):
- по ул. Калинина до д. 6 ул. Матросова п. Черемухово г. Североуральска (протяженностью 300,38 м);
- по ул. Калинина, д. 2 п. Черемухово г. Североуральска (протяженностью 216,82 м);
- по ул. Чайковского, д. 20 г. Североуральска (протяженностью 175 м);
- по ул. Ватутина, д. 3 г. Североуральска (протяженностью 241 м);
- по ул. Комарова, д. 32 п. Калья г. Североуральска (протяженностью 99 м);
- по ул. Калинина, д. 14 п. Черемухово г. Североуральска (протяженностью 538 м);
- по ул. Клубная, д. 12 п. Калья г. Североуральска (протяженностью 286 м);
- по ул. Ленина, д. 38 п. Калья г. Североуральска (протяженностью 239 м).
Согласно ответу Администрации Североуральского городского округа от 28.02.2022 № 949 указанные 8 объектов газового хозяйства не являются муниципальной собственностью и не числятся в реестре муниципального имущества Североуральского городского округа.
В соответствии с ответом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 28.02.2022 № 006-46/023-22 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об указанных объектах.
Таким образом, Администрацией Североуральского городского округа не предпринято мер по выполнению кадастровых работ и составлению необходимой технической документации, обращению в Управление Росреестра по Уральскому федеральному округу с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного имущества указанных объектов газоснабжения.
На основании изложенного прокурор просил обязать Администрацию Североуральского городского округа в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение кадастровых работ и составление необходимой технической документации, обращение в Управление Росреестра по Уральскому федеральному округу с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного имущества в отношении указанных в иске объектов газоснабжения.
В судебном заседании прокурор Рожкова А.Д. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации Североуральского городского округа Котова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы отзыва на исковое заявление, согласно которому истец просит обязать Администрацию Североуральского городского округа обеспечить выполнение кадастровых работ и составление необходимой технической документации, обращение в Управление Росреестра по Уральскому федеральному округу с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного имущества в отношении указанных объектов газоснабжения.
При этом, истцом не представлено доказательств того, что спорные объекты газоснабжения относятся к объектам недвижимости, а также отсутствуют технические характеристики объектов. Таким образом, истцом не учтены особенности правового статуса спорного имущества.
Истец при предъявлении иска исходил из того, что спорные объекты являются недвижимым имуществом, не указав, на чем основаны такие суждения.
Линейные объекты, в том числе газовые сети могут быть отнесены к объектам недвижимого имущества, при этом квалификация конкретного спорного объекта в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества связана с определением характеристик соответствующего объекта.
Истцом не представлены доказательства и не установлены технические характеристики спорных объектов, что не позволяет сделать вывод о принадлежности объектов к недвижимому имуществу.
Таким образом, при рассмотрении дела, для полного и всестороннего рассмотрения и вынесения исполнимого решения необходимо определить внешний вид имущества, его технические характеристики, протяженность, площадь, выявление наличия технической документации, назначение имущества и текущее состояние, возможность постановки на учет бесхозяйного имущества в качестве отдельного объекта, и проверки того факта, является ли данный объект составной частью наземной сети газораспределения или общим имуществом многоквартирного дома.
Представитель третьего лица МУП «Управление ЖКХ» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому многоквартирные дома по адресам: г. Североуральск, ул. Ватутина д. 3 и Чайковского д.20 находятся в управлении МУП «Управление ЖКХ». в состав внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме относится газопровод проложенный по фасаду здания до запорного устройства, которое является границей между газопроводом-вводом и сетью газопотребления.
Согласно п. 8 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущество в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, выполнение работ в целях содержания в надлежащем техническом состоянии систем внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства и противопожарных систем многоквартирного дома, предусмотренных перечнем услуг и работ, осуществляется специализированными организациями, привлекаемыми Управляющими компаниями. На основании изложенного, МУП «Управление ЖКХ» заключило с АО «ГАЗЭКС» договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО) многоквартирного дома № 1/60-с от 11.01.2016. В перечень домов, в которых проводится техническое обслуживание и ремонт ВДГО включены дома по адресам: Свердловская обл., г. Североуральск, ул. Ватутина д.3 и ул. Чайковского д.20.
Из искового заявления прокурора г. Североуральск не возможно установить технические характеристики и границы спорных объектов. Считают, что для полного и всестороннего рассмотрения дела необходимо определить технические составляющие спорных газопроводов для определения балансовых границ имущества.
Представитель третьего лица АО «ГАЗЭКС» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому исковые требования прокурора считают законными и обоснованными, АО «ГАЗЭКС» не является собственником спорного имущества.
Представитель третьего лица ООО «Наш Дом» о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил письменной заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определенно о рассмотрении дела при данной явке.
Заслушав участников процесса, изучив доводы иска, исследовав и оценив письменные доказательства, представленные сторонами, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктами 3, 4 ч.1 ст.16 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.49 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.50 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, в т.ч. объекты газоснабжения.
Согласно ч.1 ст.51 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пунктом 3 Статьи 6 Устава Североуральского городского округа, утвержденного решением Североуральской муниципальной Думы № 45 от 18.05.2005, закреплены аналогичные положения.
Исходя из ч.1 ст.34 и ч.1 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. К одному из таких вопросов относится вопрос организации газоснабжения в границах городского округа, в целях решения которого местная администрация обладает соответствующими полномочиями, предусмотренными федеральным законодательством.
Пунктами 4 и 5 ч.б ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261- ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» установлено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать, в том числе мероприятия по: выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов.
В соответствии с п. 1.1. Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации, утвержденного решением Думы Североуральского городского округа от 23.07.2014 № 89 Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Североуральского городского округа является функциональным органом Администрации Североуральского городского округа, входит в структуру Администрации Североуральского городского округа и наделяется полномочиями Администрации Североуральского городского округа по решению вопросов местного значения по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Североуральского городского округа, в пределах своей компетенции.
Согласно п. 2.1. Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации, утвержденного решением Думы Североуральского городского округа от 23.07.2014 № 89 задачами Комитета являются, в том числе обеспечение полного и непрерывного пообъектного учета и движения муниципального имущества; формирование информационной базы данных, содержащих достоверную и полную информацию о составе недвижимого и движимого муниципального имущества, техническом состоянии, стоимостных и иных характеристиках; оптимизация структуры муниципальной собственности Североуральского городского округа в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического развития Североуральского городского округа.
В силу п. 2.2 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации, утвержденного решением Думы Североуральского городского округа от 23.07.2014 № 89 в соответствии с возложенными на него задачами Комитет осуществляет, в том числе, следующие функции: управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности Североуральского городского округа; ведение реестра имущества, находящегося в муниципальной собственности Североуральского городского округа; обеспечение формирования собственности Североуральского городского округа, ведение его учета, занесение в реестр имущества, находящегося в собственности Североуральского городского округа и предоставление по нему отчетности.
К полномочиям Комитета согласно подп. 5 п. 15 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации, утвержденного решением Думы Североуральского городского округа от 23.07.2014 № 89 для выполнения поставленных перед Комитетом функциональных задач в его обязанности входит, в том числе выявление и принятие в собственность бесхозяйного и неиспользуемого имущества на территории Североуральского городского округа.
Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи установлен и в ч. 3 ст. 225 ГК РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 10.12.2015 г. № 931.
В судебном заседании установлено, что на территории Североуральского городского округа имеются следующие объекты (газопроводы):
- по ул. Калинина до д. 6 ул. Матросова п. Черемухово г. Североуральска (протяженностью 300,38 м);
- по ул. Калинина, д. 2 п. Черемухово г. Североуральска (протяженностью 216,82 м);
- по ул. Чайковского, д. 20 г. Североуральска (протяженностью 175 м);
- по ул. Ватутина, д. 3 г. Североуральска (протяженностью 241 м);
- по ул. Комарова, д. 32 п. Калья г. Североуральска (протяженностью 99 м);
- по ул. Калинина, д. 14 п. Черемухово г. Североуральска (протяженностью 538 м);
- по ул. Клубная, д. 12 п. Калья г. Североуральска (протяженностью 286 м);
- по ул. Ленина, д. 38 п. Калья г. Североуральска (протяженностью 239 м).
Данные газопроводы не являются муниципальной собственностью и не числятся в реестре муниципального имущества Североуральского городского округа, не находятся в собственности АО «ГАЗЭКС», в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об указанных объектах.
Согласно заключению эксперта № УА -664 ООО «Уральская палата судебной экспертизы», вышеуказанные газопроводы представляют собой газопроводы-вводы (газопроводы сети газораспределения, проложенные от места присоединения к распределительному газопроводу до водного газопровода) и водные газопроводы (газопроводы сети газопотребления в границах земельного участка, на котором находится газифицируемый объект капитального строительства, проложенный от места присоединения к газопроводу –вводу до внутреннего газопровода. Технические характеристики объектов приведены в таблице № 1 заключения.
Данные объекты предназначены для транспортировки и подачи газа к многоквартирным жилым домам.
Объекты имеют прочную связь с землей, их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба назначению.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что спорные объекты- газопроводы являются недвижимым имуществом.
Таким образом, суд соглашается с доводами прокурора о том, что отсутствие собственника объектов газоснабжения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по проведению капитального ремонта и как следствие по обеспечению безопасности таких объектов и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Поскольку установлено, что Администрацией Североуральского городского округа допускается несоблюдение требований федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и о муниципальной собственности, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на удовлетворительное техническое состояние указанных объектов, на предоставление коммунальных услуг надлежащего качества, на охрану их жизни, здоровья и имущества, исковые требования подлежат удволетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Североуральска, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на Администрацию Североуральского городского округа обязанность в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение кадастровых работ и составление необходимой технической документации, обращение в Управление Росреестра по Уральскому федеральному округу с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного имущества в отношении сующих объектов газоснабжения:
- по ул. Калинина до д. 6 ул. Матросова п. Черемухово г. Североуральска (протяженностью 300,38 м);
- по ул. Калинина, д. 2 п. Черемухово г. Североуральска (протяженностью 216,82 м);
- по ул. Чайковского, д. 20 г. Североуральска (протяженностью 175 м);
- по ул. Ватутина, д. 3 г. Североуральска (протяженностью 241 м);
- по ул. Комарова, д. 32 п. Калья г. Североуральска (протяженностью 99 м);
- по ул. Калинина, д. 14 п. Черемухово г. Североуральска (протяженностью 538 м);
- по ул. Клубная, д. 12 п. Калья г. Североуральска (протяженностью 286 м);
- по ул. Ленина, д. 38 п. Калья г. Североуральска (протяженностью 239 м).
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Североуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Лещенко Ю.О.
Копия верна