Дело №2-973/2023
УИД 26RS0028-01-2023-001309-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 августа 2023 года г.Светлоград
Петровский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Ромась О.В.,
при секретаре – Погосовой Е.И.,
с участием представителя ответчика Апанаджиди А.В. – Карагодина В.А., действующего по доверенности № ...7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда материалы гражданского дела по исковому заявлению ГКУ "Центр занятости населения г.Ставрополя" к Апанаджиди А.В. о взыскании незаконно полученного пособия по безработице,
УСТАНОВИЛ:
ГКУ "Центр занятости населения г.Ставрополя" обратилось в суд иском к Апанаджиди А.В. о взыскании незаконно полученного пособия по безработице, мотивируя следующим.
*** Апанаджиди А.В., *** года рождения, с помощью своей учетной записи портала «Госуслуги» зарегистрировалась в информационно-аналитичекой системе Общероссийская база вакансий «Работа в России» на сайте в сети «Интернет» tmdvsem.ru, где подала в электронной оформе в Центр занятости населения заявление о предоставлении ей государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
После этого Апанаджиди А.В. на портале «Госуслуг» подтвердила предупреждение о том, что в случае предоставления недостоверных сведений, полученное пособие будет взыскано, а материалы в отношении нее будут направлены в правоохранительные органы для привлечения к уголовной ответственности.
При подаче заявления от 05.05.2020 года о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в «Центр занятости населения города Ставрополя» (далее - ГКУ«ЦЗН г.Ставрополя)
Апанаджиди А.В. указан адрес места жительства: ....
Приказом ГКУ «ЦЗН г.Ставрополя», Апанаджиди А.В. признана безработной с одновременным назначением пособия по безработице.
Согласно п. 2 статьи 35 Закона о занятости, пункта 19 Временных правил, выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии), а сумма пособия по безработице стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
21.12.2021 года в ГКУ «ЦЗН г.Ставрополя» поступили сведения о регистрации по месту жительства Апанаджиди А.В. по адресу: ....
Предоставив недостоверные сведения о месте жительства, Апанаджиди А.В. незаконно получено пособие по безработице за период с 01.05.2020 по 30.09.2020 в общей сумме 52 720 руб.
Согласно п. 1 ст. 1102 и подп. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в том числе пособие, предоставленное гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
02.02.2023 Апанаджиди А.В. направлена претензия с требованием о возврате незаконно полученного пособия.
До настоящего времени сумма неосновательного обогащения в государственный бюджет не возвращена.
На основании вышеизложенного истец просит суд: взыскать с Апанаджиди А.В. в пользу государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Ставрополя» полученное пособие по безработице в сумме 52720 руб., а также судебные издержки (оплата заказных писем) в сумме 77 руб.
В судебное заседание представитель истца «Центр занятости населения ...» – ФИО1 не явился, о дате, времени и месте извещены надлежащим образом. В суд поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствии представителя истца, удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание ответчик Апанаджиди А.В. не явилась, её представитель Карагодин В.А., действующий по доверенности, в судебном заседании просил суд рассмотреть дело в отсутствие истца, в удовлетворении требований истца отказать, по доводам, изложенным в отзыве, с учетом требований п.3 ст.1009 ГК РФ.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее - Постановление № 460, Временные правила).
Согласно п. 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации.
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - Госуслуги) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости).
В силу статьи 3 Закона о занятости, пункта 8 Временных правил, решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме.
Согласно п. 2 статьи 35 Закона о занятости, пункта 19 Временных правил, выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии), а сумма пособия по безработице стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
Из материалов дела следует, что *** Апанаджиди А.В., *** года рождения, с помощью своей учетной записи портала «Госуслуги» зарегистрировалась в информационно-аналитичекой системе Общероссийская база вакансий «Работа в России» на сайте в сети «Интернет» tmdvsem.ru, где подала в электронной форме в Центр занятости населения заявление о предоставлении ей государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. На портале «Госуслуг» Апанаджиди А.В. подтвердила предупреждение о том, что в случае предоставления недостоверных сведений, полученное пособие будет взыскано, а материалы в отношении нее будут направлены в правоохранительные органы для привлечения к уголовной ответственности.
При подаче заявления от 05.05.2020 о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в «Центр занятости населения города Ставрополя» Апанаджиди А.В. указан адрес места жительства: ....
Согласно сведений поступивших ГКУ «ЦЗН г.Ставрополя» из ГУ МВД России по Ставропольскому краю по состоянию на 16.12.2021 ответчик Апанаджиди А.В. зарегистрирована с 18.12.2008 по адресу: ...., что сторонами не оспаривается.
При этом, в исковом заявлении истец ссылается на предоставление ответчиком недостоверных сведений о месте её жительства, т.к. указано не место ее регистрации, в связи с чем Апанаджиди А.В. незаконно получено пособие по безработице за период с 01.05.2020 года по 30.09.2020 года в общей сумме 52 720 рублей, которые просит взыскать, признав выплаченное пособие недобросовестно полученным.
02.02.2023 за --- ответчику Апанаджиди А.В. направлена претензия с требованием о возврате незаконно полученного пособия.
Требование о добровольном погашении задолженности ответчиком до настоящего времени не исполнено.
Согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства (нахождения) гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 части 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 (далее - Правила), местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
В статье 2 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» установлено, что место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Как указано в ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также абзаце 2 п. 1 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со ст. 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации (Определения от 21 декабря 1998 г. № 189-О, от 5 октября 2000 г. № 199-О, от 6 февраля 2003 г. № 105-О и др.).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 ноября 2013 г. № 1868-О, закон не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.
Согласно ч.1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой основании приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лицах (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 1102 ГК РФ, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли, неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Как следует из положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В нарушение ст. 67 ГПК РФ, ГКУ "Центр занятости населения г.Ставрополя" не представлено отвечающих требованием ст.ст. 59,60 ГПК РФ доказательств, что Апанаджиди А.В. знала о необходимости подачи заявления о предоставлении ей государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы по месту регистрации.
Из предоставленной ответчиком справки, выданной старшей ... края ФИО2 (на основании общего собрания собственников помещений от 05.04.2020) следует, что Апанаджиди А.В. с 2019 по настоящее время проживает по адресу: ..., который был ею указан в поданном Заявлении.
Согласно выписке из ЕГРН от 13.01.2023 Апанаджиди А.В. является собственником ... площадью52,2 кв.м. по адресу: ....
Заявлений о предоставлении ей государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы по месту регистрации: ..., Апанаджиди А.В. не подавала.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ГКУ "Центр занятости населения ..." к Апанаджиди А.В. о взыскании незаконно полученного пособия по безработице в полном объеме, т.к. недобросовестности (умышленного предоставления недостоверных сведений о месте жительства) в действиях Апанажиди А.В., выразившихся в подаче заявления о предоставлении ей государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы по месту фактического проживания, а не по месту регистрации, судом не установлено, в суд предоставлены достаточные доказательства, являющиеся основанием для вывода, что на момент подачи Заявления Апанажиди А.В. действительно проживала по адресу: ..., который ею был указан при обращении в Центр занятости населения.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Так как в удовлетворении исковых требований суд отказывает, не подлежат взысканию с ответчика в пользу истца понесенные по делу судебные расходы в сумме 77 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ГКУ "Центр занятости населения ..." к Апанаджиди А.В. о взыскании незаконно полученного пособия по безработице в размере 52720 руб. и судебных расходов в сумме 77 руб. – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме, т.е. с 10.08.2023.
Судья О.В.Ромась