Дело №11-5/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 ноября 2021 года г.Рудня
Руднянский районный суд Смоленской области
Под председательством судьи О.М. Горчаковой,
При секретаре Т.М. Лукьяновой,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Акционерного общества «Спецавтохозяйство» к Антипенкову И. М. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги с апелляционной жалобой Антипенкова И. М. на решение мирового судьи судебного участка №43 в муниципальном образовании Руднянский район Смоленской области от 19 июля 2021 года,
установил:
Акционерное общество «Спецавтохозяйство» (далее - АО «СпецАТХ») обратилось в суд с иском к Антипенкову И.М. о взыскании задолженности в сумме 4904 руб. 04 коп. по оплате услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 31.03.2021, а также 400 руб. в возврат государственной пошлины. Требования мотивированы тем, что истец с является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Смоленской области, 01.01.2019 приступил к осуществлению деятельности по обращению с ТКО на территории области. Договор на оказание услуги по обращению с ТКО носит характер публичной оферты, его обязаны заключить все жители. Для осуществления начислений за данную коммунальную услугу по адресу: открыт лицевой счет № на имя Антипенкова И.М., количество расчетных единиц 2. Несмотря на то, что истец предоставлял коммунальную услугу по обращению с ТКО, ответчик не оплачивал ее стоимость, в результате чего за период с 01.01.2019 по 31.03.2021 образовалась задолженность в указанной сумме, от добровольного погашения которой ответчик уклонился.
Представитель истца просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик Антипенков И.М. в судебном заседании против удовлетворения требований возражал по тем основаниям, что договор на обращение с ТКО с истцом не заключал, коммунальной услугой не пользовался, коммунальные отходы не образует либо уничтожает их самостоятельно на своем участке.
Решением мирового судьи судебного участка № 43 в муниципальном образовании Руднянский район Смоленской области от 19 июля 2021 года исковые требования АО «СпецАТХ» удовлетворены, разрешен вопрос о госпошлине.
В апелляционной жалобе Антипенков И.М. просит отменить названное решение, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Указывает на то, что в период с 01.01.2019 по 31.03.2021 услуга по обращению с ТКО оказана не была и он ей не пользовался, договор на обращение с ТКО он не заключал, квитанции об оплате услуги за спорный период не получал, контейнерная площадка для сбора мусора отсутствует.
В судебном заседании апелляционной инстанции ответчик Антипенков И.М. доводы апелляционной жалобы подержал в полном объеме. Пояснил, что форму договора по обращению с ТКО, размещенную в газете, он видел, однако такой договор не заключал, так как данную услугу не оплачивал ни разу. Машина по сбору мусора проезжает по улице, но он мусор не образует и не сдает, проживает в доме с гражданской супругой.
В письменных возражениях относительно жалобы представитель АО «СпецАТХ» просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Антипенкова И.М. – без удовлетворения, рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав объяснения ответчика, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 320 ГПК РФ решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными настоящей главой.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно п.п. 2,3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ); решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу ч.1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч.4 ст.154 ЖК РФ).
Пунктом 5 ст. 30 ЖК РФ предусмотрено, что собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно частям 1, 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (часть 2).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (часть 4).
Статья 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" регулирует отношения по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов. Такой договор является публичным для регионального оператора, и региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
В соответствии с пунктом 4 данной статьи собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Согласно пункту 6 Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия) (абзац второй).
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных указанными Правилами (абзац первый).
В силу пункта 8(4) постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу пункта 13 Правил региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз включая уборку мест погрузки, под которой понимаются действия по подбору оброненных при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз (пункт 2 Правил).
Из материалов дела следует и подтверждено ответчиком, что Антипенков И.М. с 26.05.1990 зарегистрирован и проживает по адресу: . По указанному адресу зарегистрированы два человека. На имя Антипенкова И.М. открыт лицевой счет №, количество потребителей составляет - 2 человека.
Акционерное общество «Спецавтохозяйство» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Смоленской области с 01.01.2019, в которую входят в том числе, населенные пункты, расположенные на территории Руднянского района, который оказывает услуги по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, для потребителей - физических лиц.
Порядок его деятельности регламентируется Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.
АО «СпецАТХ» анонсировало публичную оферту (предложение заключить договор) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами: 14.11.2018 на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.sah67.ru разместило типовую форму договора, информацию о тарифе, предложение, обращенное ко всем потребителям Смоленской области, заключить договор об оказании услуг по обращению с ТКО, форма заявки, перечень необходимых документов. Одновременно с этим вся необходимая информация размещена в газете «Руднянский голос» от 29.11.2018.
Приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 28 апреля 2017 года № 281-1/0103 установлен норматив накопления ТКО для жителей Смоленской области на 1 расчетную единицу в год в размере 1,82 куб. м.
Предельный тариф установлен постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 18.12.2018 №218 в размере 608 руб. 30 коп. за период с 01.01.2019 по 31.12.2019; постановлением от 19.12.2019 № 304 в размере 589 руб. 89 коп. за период с 01.01.2020 по 30.11.2020; постановлением от 18.12.2020 №257 в размере 594 руб. 85 коп. на период с 01.01.2021 по 30.06.2021, в размере 617 руб. 38 коп. на период с 01.07.2021 по 31.12.2021
Размер оплаты за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитан АО «СпецАТХ», исходя из норматива накопления ТКО, утверждаемого органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 1.1 ст. 157 ЖК РФ).
За период с 01.01.2019 по 31.03.2021 Антипенкову И.М. была начислена плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО в размере 4904 руб. 04 коп., которая им не вносилась
Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования АО «СпецАТХ», мировой судья, проанализировав представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями пункта 5 статьи 30, пункта 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", установив факт предоставления истцом АО «СпецАТХ» услуг по вывозу твердых коммунальных отходов по публичному договору, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца.
Проверяя законность решения суда, суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, в полной мере соглашается с указанными выводами мирового судьи.
Мировым судьей правильно признано, что самостоятельная утилизация ТКО недопустима, обращение с отходами, должно обеспечиваться посредством заключения соответствующих договоров со специализированными предприятиями.
Доводы жалобы об отсутствии заключенного с АО «СпецАТХ» договора на вывоз ТКО отклоняются, поскольку договор на оказание услуги по обращению с ТКО между Антипенковым И.М. и АО «СпецАТХ» был заключен на условиях типового договора, что не противоречит закону. Отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги и взимать с потребителей плату в соответствии с Типовым договором или Соглашением, что прямо предусмотрено п. 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, п. 5 и 7 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156.
Представленный ответчиком в материалы дела типовой (публичный) договор на оказание услуг по обращению с твердым коммунальными отходами содержит все необходимые для данного вида договора существенные условия, предусмотренные статьей 432 ГК РФ, п. 25 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации" от 25 августа 2008 года N 641.
Относительно отсутствия оборудованных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, суд отмечает следующее.
Согласно п.9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Как установлено судом апелляционной инстанции, в г.Рудня и Руднянском районе Смоленской области, а также непосредственно по региональным оператором организовано оказание услуг по обращению с ТКО бестарным способом (провозной сбор). Транспортирование ТКО по осуществляется еженедельно по пятницам. График провозного сбора также опубликован на официальном сайте в сети интернет АО «СпецАТХ» в общем доступе. Кроме того, ближайшая к месту жительства ответчика контейнерная площадка расположена по адресу: , откуда организован вывоз мусора трижды в неделю, что также подтверждается маршрутными листами.
Согласно пункту 4 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ, органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.
В соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года №1039, статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ, ответственность за создание и содержание общих контейнерных площадок на территориях муниципальных образований, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов возложена на органы местного самоуправления.
Таким образом, к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и региональный оператор не может нести ответственность за недостаток или отсутствие контейнерных площадок.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, а решение мирового судьи считает законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, суд
определил:
Решение мирового судьи судебного участка №43 в муниципальном образовании Руднянский район Смоленской области от 19 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Антипенкова И. М. - без удовлетворения.
Судья О.М. Горчакова