Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-74/2024 (2-1830/2023;) ~ М-1250/2023 от 16.05.2023

Уникальный идентификатор дела

№ 92RS0004-01-2023-001464-97

                                                                                   Дело № 2-74/2024

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

20 февраля 2024 года                           г. Севастополь

Нахимовский районный суд города Севастополя

под председательством судьи Макоед Ю.И.,

при секретаре Шереужевой А.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес>, ФИО3, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1, Департамент природных ресурсов и экологии <адрес>, об установлении границ земельного участка,

у с т а н о в и л:

           ФИО2 обратился с иском в суд, в котором просил установить границы земельного участка путем внесения в ЕГРН сведений о поворотных точках земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в границах <адрес>.

         Требования мотивированы тем, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 539 кв. м., расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в границах <адрес>, на указанном земельном участке выстроен жилой дом. В результате выполнения кадастровых работ было установлено, что фактические границы земельного участка с учетом расположенного на нем объекта недвижимости и существующего ограждения не соответствуют сведениям, содержащимся в ЕГРН в отношении уточняемого участка, что не допустимо с точки зрения принципа достоверности сведений, содержащихся в ЕГРН, и нарушает права истца на пользование и распоряжение принадлежащим ему имуществом и оформление жилого дома.

Истец, ответчики, третьи лица, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Согласно ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается. В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Статьей 165.1 ГК РФ определено, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Принимая во внимание, что все участники процесса извещены надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть спор в отсутствие истца и ответчиков.

Суд, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

Судом установлено, что истец является собственником земельного участка, с кадастровым номером , площадью 539 кв. м., расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в границах <адрес> на основании государственного акта на право частной собственности на землю серия II-КМ от ДД.ММ.ГГГГ.

На указанном земельном участке выстроен жилой дом, который находится в собственности истца на основании свидетельства о праве собственности на домовладение от ДД.ММ.ГГГГ -р, выданное управлением имущества <адрес> городской госадминистрации.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему гражданскому делу назначена судебная землеустроительная экспертиза.

Согласно заключению экспертов ООО «Крымская экспертная компания» по результатам судебной землеустроительной экспертизы установлено, что срок фактически существующей на местности границы земельного участка по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в границах <адрес>, с учетом сложившегося землепользования и расположенных зданий и сооружений, уже осуществлялся с ДД.ММ.ГГГГ, что составляет более 19 лет. Осмотром каменного ограждения и цокольной части наружных стен строений, возведенных по границе земельного участка установлено, что имеются следы физического износа в отделочных слоях в виде осыпания и появление трещин в штукатурном слое. Фактические границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в границах <адрес> не соответствуют сведениям ЕГРН, правоустанавливающим документам на земельный участок. <адрес> данного земельного участка составляет 579 кв. м., согласно данных ЕГРН и акта на право собственности на земельный участок серия II-КМ от ДД.ММ.ГГГГ - 539 кв. м. (изменение площади 40 кв. м. - в пределах 10 %, что соответствует Постановлению Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП «Об утверждении Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах внутригородских муниципальных образований: Ленинского, Гагаринского, Нахимовского, Балаклавского муниципальных округов и <адрес>»). При уточнении границ земельного участка с кадастровым номером согласно фактическому землепользованию меняются координаты смежной границы земельного участка с кадастровым номером . При этом границы смежных участков с кадастровыми номерами: , расположенные в СТ «Лаванда» сохранены без изменений. Данное несоответствие обусловлено фактически годами сложившейся ситуацией и расположением ограждения, зданий и сооружений на земельном участке с кадастровым номером . Несоответствие сведений, содержащихся в ЕГРН при описании границ земельного участка с кадастровым номером , его фактическому местоположению может являться реестровой ошибкой, допущенной при формировании земельного участка с кадастровым номером . При этом формирование указанного земельного участка с кадастровым номером осуществлено гораздо раньше, чем формирование земельного участка с кадастровым номером . Указанное несоответствие является устранимым за счет уточнения границ данного земельного участка согласно сложившемуся фактическому землепользованию (более 15 лет) в соответствие со ст. 22 Федерального закона №218-ФЗ.

Изучив заключение эксперта, суд приходит к выводу, что сведения, изложенные в данном заключении, достоверны, подтверждаются материалами дела. Заключение эксперта в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, так как содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, в заключении указаны данные о квалификации эксперта, его образовании, стаже работы, выводы эксперта обоснованы документами, представленными в материалы дела. Эксперт предупрежден судом об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

            Суд полагает, что заключение судебной экспертизы в данном случае отвечает принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств, основания сомневаться в правильности выводов эксперта, отсутствуют.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 7 Закона № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).

Согласно ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

С ДД.ММ.ГГГГ действует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", которым предусмотрено ведение Единого государственного реестра недвижимости, который представляет собой свод достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Федеральным законом № 218-ФЗ предусмотрен Государственный кадастровый учет земельных участков - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона №218-ФЗ, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

В Единый государственный реестр недвижимости входит, в том числе, реестр объектов недвижимости (ч. 2 ст. 7 Федерального закона №218-ФЗ).

Согласно ч. 7 ст. 7 Федерального закона №218-ФЗ, порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры Единого государственного реестра недвижимости сведений, устанавливается органом нормативно - правового регулирования.

Из содержания ст. 8 Федерального закона №218-ФЗ следует, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (4.1).

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков (ч.2).

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах, и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 ст. 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке (ч. 3).

В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок), кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения, описание местоположения объекта недвижимости, ранее присвоенный государственный учетный номер, кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного действия с объектом недвижимости (далее - исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее - образованный объект недвижимости), сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование, площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, номера регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность, кадастровых инженеров, которые выполняли кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, номера и даты заключения договоров на выполнение кадастровых работ, кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости (ч.4).

В кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, вид или виды разрешенного использования земельного участка, адрес объекта недвижимости (ч. 5).

Согласно ст. 14 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (ч.1). Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета является, кроме прочего, межевой план, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (ч.2). Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (ч.5).

Из содержания ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" следует, что результатом кадастровых работ кадастрового инженера является межевой план.

Согласно ст. 22 Федерального закона №218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч. 1). В межевом плане указываются новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков (ч.2). В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (ч.З). Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч.8). При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п. 10).

В соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Верховный Суд РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ по делу -ЭС16-10203 об установлении границы земельного участка в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в межевом плане, разъяснил, что «Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена граница земельного участка по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время — Единый государственный реестр недвижимости)».

При рассмотрении спора суд может установить границу земельного участка на основании представленного истцом межевого плана. При этом суд исходит из фактически сложившегося землепользования, баланса интересов сторон, правоустанавливающих документов, учитывает целевое назначение участка, границы которого устанавливаются, и смежных участков, а также превышение/отсутствие превышения предельного минимального размера предоставления земли разницей между фактическим землепользованием и площадью, указанной в правоустанавливающем документе. При выборе варианта установления границ земельного участка суд может принять во внимание такие обстоятельства как длительность землепользования участком истцом и его право предшественником.

Таким образом, представляется возможным установить границу земельного участка истца с учетом фактических границ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.

Данная позиция подтверждается разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других прав", согласно которым к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.

Оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела, норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, сопоставив заключение судебной экспертизы с другими полученными доказательствами, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить.

Установить границы земельного участка путем внесения в кадастровым номером , расположенного по адресу: г ЕГРН сведений о поворотных точках земельного участка <адрес>, в границах <адрес>:

Решение является основанием для внесения в ЕГРН соответствующих сведений в отношении изменения границ земельного участка с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд <адрес> путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

    Судья/подпись

    Копия верна:

    Судья      Ю.И. Макоед

2-74/2024 (2-1830/2023;) ~ М-1250/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ратников Игорь Федорович
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Поняева Нина Витальевна
Другие
Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя
Сарана Сергей Михайлович
Беличенко Марина Витальевна
Суд
Нахимовский районный суд города Севастополя
Судья
Макоед Юлия Игоревна
Дело на странице суда
nakhimovskiy--sev.sudrf.ru
16.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.05.2023Передача материалов судье
19.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2023Судебное заседание
14.08.2023Судебное заседание
05.02.2024Производство по делу возобновлено
05.02.2024Судебное заседание
20.02.2024Судебное заседание
26.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее