Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-167/2020 ~ М-194/2020 от 22.06.2020

Дело № 2 – 167/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Сернур

14 июля 2020 года

Сернурский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Поповой Д.Г., при секретаре Антипиной Е.В., с участием истца Соколовой Л.В., представителя ответчика администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл Сидоровой И.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соколовой ФИО12 к администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Соколова Л.В. обратилась в суд с иском к администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, указывая, что Соколова (Петухова) Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот. Решением Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 06 февраля 2009 года мать истца ФИО3 лишена родительских прав. Отец ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ. Решением Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 15 ноября 2013 года истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии с актом о невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях от 15 ноября 2013 года установлено, что проживание Петуховой (Соколовой) Л.В. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, невозможно. ДД.ММ.ГГГГ истцу исполнилось 18 лет, но специализированное жилое помещение до настоящего времени ей не предоставлено. Просит обязать администрацию Сернурского муниципального района Республики Марий Эл предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, взыскать с администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В возражении на исковое заявление представитель ответчика администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл указывает, что согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по Сернурскому муниципальному району, утвержденному администрацией Сернурского муниципального района Республики Марий Эл от 01 июля 2020 года, истец значится в списке под номером 4. В соответствии с Законом Республики Марий Эл от 29 ноября 2019 года № 49-З «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годы» Сернурскому муниципальному району на мероприятия по обеспечению жилыми помещениями лиц указанной выше категории на 2020 год распределены субвенции в размере 1230462 рубля, что позволило в 2020 году приобрести одно жилое помещение для детей-сирот. Указанная сумма не предусмотрена на исполнение вынесенных решений Сернурского районного суда по предоставлению специализированного жилищного фонда благоустроенных жилых помещений по договору найма специализированных жилых помещений. Исполнение бюджета должно осуществляться строго в соответствии с бюджетным законодательством (ст.ст. 9, 169, 281 Бюджетного кодекса РФ), администрация Сернурского муниципального района не имеет возможности изыскать средства для приобретения жилья в большем объеме, чем выделено в текущем финансовом году, свободных специализированных жилых помещений не имеется. Жилые помещения администрацией предоставляются в рамках закона, согласно списку по мере предоставления субвенций Министерством образования и науки Республики Марий Эл. Просят в удовлетворении исковых требований Соколовой Л.В. отказать.

В судебном заседании истец Соколова Л.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, привела изложенные в иске доводы.

Представитель ответчика администрации Сернурского муниципального района республики Марий Эл Сидорова И.Э. исковые требования Соколовой Л.В. не признала, просила в их удовлетворении отказать по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Представитель третьего лица Министерства образования и науки Республики Марий Эл в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

При таких обстоятельствах, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, материалы учетного дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

На основании ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац 1 п. 1).

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 2 п. 1).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3 п. 1).

Пунктом 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом п. 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ.

К их числу относится, в частности, отсутствие у ребенка-сироты в собственности либо по договору социального найма жилого помещения, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом закон не устанавливает очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка – определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании п. 1 ст. 1 Закона Республики Марий Эл от 28 апреля 2014 года № 13-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (далее – Закон Республики Марий Эл от 28 апреля 2014 года № 13-З) Республика Марий Эл передала органам местного самоуправления для осуществления отдельные государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, включая: формирование муниципального специализированного жилищного фонда, состоящего из жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, по муниципальному образованию; установление факта возможности или невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях; заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров найма специализированных жилых помещений; выявление в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятие решений о заключении договоров найма специализированных жилых помещений на новый срок; принятие решений об исключении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма в отношении данных жилых помещений в установленном порядке; заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма жилых помещений.

Согласно п. 2 ст. 1 Закона Республики Марий Эл от 28 апреля 2014 года № 13-З порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлен Законом Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-З).

В силу п. 4 ст. 3 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-З специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления на основании договора найма специализированного жилого помещения, заключаемого сроком на пять лет.

Согласно свидетельству о заключении брака Петуховой Л.В. в связи со вступлением в брак с ФИО6 присвоена фамилия «Соколова».

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Соколова (Петухова) Л.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ, матерью является ФИО3, отцом ФИО4

Решением Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 06 февраля 2009 года ФИО3 лишена родительских прав в отношении ее несовершеннолетних детей Петуховой Л.В., ФИО7, ФИО7, ФИО7, ФИО8

ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти .

Таким образом, Соколова (Петухова) Л.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из материалов дела, Соколова Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.

В соответствии с актом обследования помещения от 20 июня 2013 года межведомственной комиссией по оценке жилищного фонда МО «Марисолинское сельское поселение» при обследовании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что физический износ жилого помещения составил 60%, дом кирпичный, кровля выполнена из шифера, состояние удовлетворительное, стропильная система сгнила, пол местами отсутствует, штукатурка отходит, местами стекла на окнах отсутствуют, водопровод и канализация отсутствуют, оконные рамы сгнили. Продолжительное время в жилом доме фактически никто не проживает, дом не отапливается, деревянные конструкции значительно повреждены, в связи с чем межведомственная комиссия пришла к выводу о признании жилого дома, где зарегистрирована сирота Петухова Л.В., непригодным для проживания.

Из акта комиссии по установлению факта возможности или невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых помещениях от 15 ноября 2013 года следует, что проживание Петуховой Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, невозможно ввиду того, что согласно заключению межведомственной комиссии по оценке жилищного фонда МО «Марисолинское сельское поселение» от 20 июня 2013 года жилое помещение по указанному адресу не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым зданиям и непригодно для дальнейшего проживания (подп. 2 п. 2 ст. 1 Закона Республики Марий Эл № 79-З).

Решением Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 15 ноября 2013 года Соколова (Петухова) Л.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по Сернурскому муниципальному району по состоянию на 01 июля 2020 года, Соколова Л.В. указана под номером 4.

Из материалов дела следует, что какого-либо жилого помещения на праве собственности или ином праве истец не имеет, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания. Доказательств, опровергающих данные юридически значимые обстоятельства, ответчиком не представлено.

В судебном заседании установлено, что жилое помещение специализированного жилищного фонда путем заключения соответствующего договора найма ответчиком истцу до настоящего времени не предоставлено.

При указанных обстоятельствах, исходя из приведенного правового регулирования, истец имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Соколовой Л.В.

Доводы представителя ответчика об отсутствии надлежащего финансирования мер социальной поддержки по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований истца, поскольку действующее законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий, в том числе недостаточного выделения средств на эти цели из бюджета, отсутствия свободного жилого помещения.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

При подаче иска Соколовой Л.В. уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, расходы по оплате которой подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Соколовой ФИО12 удовлетворить.

Обязать администрацию Сернурского муниципального района Республики Марий Эл предоставить Соколовой ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Взыскать с администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл в пользу Соколовой ФИО12 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Сернурский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий:                        Д.Г. Попова

Мотивированное решение составлено 14 июля 2020 года.

2-167/2020 ~ М-194/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Сернурский районный суд Республики Мари Эл
Судья
Попова Д.Г.
Дело на странице суда
sernursky--mari.sudrf.ru
22.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.06.2020Передача материалов судье
23.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.07.2020Судебное заседание
14.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее