Дело № 2-3651/2022
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Пермь 22 ноября 2022 года
Индустриальный районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Запара М.А.,
при секретаре Губиной О.А.,
с участием представителя истца Сибиряковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сибиряковой Т. В. к ГКУ Центр занятости населения Пермского края территориальный отдел по Индустриальному району г.Перми о признании решения незаконным, возложения обязанности,
установил:
Сибирякова Т.В. обратилась с иском к ГКУ Центр занятости населения Пермского края территориальный отдел по Индустриальному району г.Перми о признании решения незаконным, возложения обязанности, указав, что ДД.ММ.ГГГГ истец была уволена по собственному желанию (п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ) из ООО УК «ПДСК» (основное место работы), ООО УК «Атлант» (работа по совместительству). ДД.ММ.ГГГГ истцом посредством электронного портала «Работа России» поданы все необходимые документы для постановки на учет в качестве безработного. ДД.ММ.ГГГГ при личном посещении Территориального отдела по Индустриальному району г. Перми ГКУ ЦЗН Пермского края истцу в устной форме отказано в признании безработным и назначении пособия по безработице. На требование о предоставлении разъяснений причин отказа в постановке на учет, сотрудник данного учреждения пояснил, что истец якобы не явилась на собеседование, предложенное данным учреждением. ДД.ММ.ГГГГ истец снята с учета по поиску работы, по причине отказа от посредничества органов службы занятости. В соответствии со ст. 3 Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 19.11.2021) "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ), безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы, этот гражданин признается безработным с первого дня подачи им указанного заявления и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина, в соответствии с порядком регистрации безработных граждан (абз. 3 п. 2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ»). С момента подачи заявления, истец ежедневно заходила на портал «Работа России» и не получала никаких уведомлений о необходимости явки на собеседование. Также истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ неоднократно и безрезультатно пыталась дозвониться до сотрудников указанного учреждения по тел. №, №, с целью уточнения результатов рассмотрения своего заявления. Основаниями для отказа в признании гражданина безработным признаются следующие случаи (п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1; п. 10 Правил регистрации безработных граждан, утв. | Постановлением Правительства РФ от 02.11.2021 N 1909): отказ гражданина от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, в течение 10 дней, со дня постановки на учет в целях поиска подходящей работы; два отказа гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего квалификации, от получения профессионального обучения или предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера; не направление гражданином в органы службы занятости в сроки, установленные порядком регистрации безработных граждан, в электронной форме с использованием Единой цифровой платформы "Работа в России", информации о выборе двух вариантов подходящей работы или профессионального обучения, а также информации о дне и результатах проведения переговоров с работодателями по двум выбранным вариантам подходящей работы; непредставление гражданином в случаях, предусмотренных порядком регистрации безработных граждан, направления с отметкой работодателя о дне явки и причине отказа в приеме на работу в органы службы занятости; неявка гражданина без уважительных причин в срок, установленный органами службы занятости, для регистрации в качестве безработного (за исключением инвалидов I и II групп, с которыми осуществляется взаимодействие в установленном порядке); представление гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, других недостоверных данных для признания его безработным. Ни одно из этих оснований истцом не допущено, доказательств, несоблюдения условий для постановки на учет в качестве безработного, ответчиком не представлено. Таким образом, ответчиком содействия в поиске подходящей работы, предусмотренного положениями действующего законодательства истцу, не оказало. С ДД.ММ.ГГГГ истец самостоятельно трудоустроилась в ООО «Венум» на должность главного бухгалтера. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Прокуратуру города Перми, Министерство социального развития Пермского края, ГКУ Центр занятости населения Пермского края с жалобой о признании незаконным решения органа службы занятости об отказе в признании гражданина безработным.
На основании изложенного, истец просит признать бездействие Территориального отдела по Индустриальному району г. Перми ГКУ ЦЗН Пермского края, выразившееся в не постановке Сибиряковой Т. В. на учет в качестве безработного, незаконным. Обязать Территориальный отдел по Индустриальному району г. Перми ГКУ ЦЗН Пермского края обязать поставить Сибирякову Т. В. на учет в качестве безработного в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить выплату пособия по безработице в установленном законом размере. Взыскать с ответчика в пользу Сибиряковой Т. В. сумму расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Истец в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена, надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, на исковых требованиях настаивает, не против вынесения по делу заочного решения.
Представитель истца в судебном заседании на иске настаивает в полном объеме, по изложенным в нем доводам.
Ответчик ГКУ ЦЗН Пермского края извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил, представили письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что гражданка Сибирякова Т. В. обратилась в ТО по Индустриальному району г. Перми ДД.ММ.ГГГГ в целях поиска подходящей работы как претендующий на признание безработного, заявление № от ДД.ММ.ГГГГ Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется центрами занятости населения на основании заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости населения и трудовых отношений «Работа в России». Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Такое решение орган службы занятости вправе принять в любой день указанного периода. Руководствуясь п. 3 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ» безработными не могут быть признаны граждане, не направившие в органы службы занятости в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан, в электронной форме с использованием единой цифровой платформы информацию о дне и результатах проведения переговоров с работодателями по двум выбранным вариантам подходящей работы или не представившие в случаях, предусмотренных порядком регистрации безработных граждан, направление с отметкой работодателя о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу в органы службы занятости. ДД.ММ.ГГГГ в личный кабинет на портале «Работа в России» (с дублированием в электронную почту) Сибиряковой Т.В. были направлены направления с вариантами подходящей работы. На вакансиях, где стоит галочка «Отслеживается центром занятости» гражданке необходимо было «Откликнуться» в своем личном кабинете на портале «Работа в России», в течение трех рабочих дней (25, 26 и ДД.ММ.ГГГГ) провести переговоры с работодателями и пройти собеседования, о чем она была уведомлена и по электронной почте ДД.ММ.ГГГГ (скриншот прилагается). По выданным вакансиям гражданка Сибирякова Т.В. не оставила отклик, результаты рассмотрения по направлениям от неё не получены, на портале «Работа в России» отсутствуют, в связи с чем органом службы занятости правомерно гражданке Сибиряковой Т.В. было отказано в постановке на регистрационный учет. Повторное право подать заявление о постановке на учёт в службе занятости у истца возникло с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, учитывая надлежащее извещение ответчика, считает возможным рассмотреть данный спор в порядке заочного производства, по правилам гл. 22 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2). В силу указанных положений Конституции Российской Федерации, правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления закрепляются законом.
Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", как следует из его преамбулы, определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения и устанавливает гарантии государства по реализации гражданами Российской Федерации права на защиту от безработицы, закрепленного в статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 19.11.2021) "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022), безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки содержат, в том числе, перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги, по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина, в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 настоящего Закона.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданину в течение 10 дней, со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы, этот гражданин признается безработным с первого дня подачи им указанного заявления и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина, в соответствии с порядком регистрации безработных граждан.
Органы службы занятости запрашивают документы и (или) сведения, необходимые для постановки на регистрационный учет безработных граждан и находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 31 Закона от 19.04.1991 № 1032-1, пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Из материалов дела следует, что на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №, трудовой договор с истцом расторгнут по инициативе работника, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д.8-12).
Согласно распечаткам с электронного портала «Работа России», истцом направлено заявление в целях поиска подходящей работы, как претендующей на признание безработного. Заявление зарегистрировано на портале за № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).
Истцу было отказано в признании безработным и назначении пособия по безработице. Причина отказа: не направившие в органы службы занятости в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан, в электронной форме, с использованием единой цифровой платформы, информацию о дне и результатах проведения переговоров с работодателями по двум выбранным вариантам подходящей работы или не представившие в случаях, предусмотренных порядком регистрации безработных граждан, направление с отметкой работодателя о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу в органы службы занятости (л.д.14).
ДД.ММ.ГГГГ истец снята с учета по поиску работы. Причина снятия с учета по поиску работы: отказ от посредничества органов службы занятости. Подать заявление повторно можно после ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).
Согласно трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ истец самостоятельно трудоустроилась в ООО «УК «Астра-сервис» на должность главного бухгалтера (л.д.18-21).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Прокуратуру города Перми, Министерство социального развития Пермского края с жалобой о признании незаконным решения органа службы занятости об отказе в признании гражданина безработным (л.д.22-23).
По результатам рассмотрения жалобы, получены ответы Прокуратуры Индустриального района г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ, Министерства социального развития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ о правомерном отказе в постановке на регистрационный учет безработных граждан (л.д.25-26).
Основаниями для отказа в признании безработным являются, в частности, следующие случаи (п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1; п. 10 Правил регистрации безработных граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.11.2021 N 1909): отказ гражданина от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на учет в целях поиска подходящей работы; два отказа гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего квалификации, от получения профессионального обучения или предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера; ненаправление гражданином в органы службы занятости в сроки, установленные порядком регистрации безработных граждан, в электронной форме с использованием Единой цифровой платформы "Работа в России" информации о выборе двух вариантов подходящей работы или профессионального обучения, а также информации о дне и результатах проведения переговоров с работодателями по двум выбранным вариантам подходящей работы; непредставление гражданином в случаях, предусмотренных порядком регистрации безработных граждан, направления с отметкой работодателя о дне явки и причине отказа в приеме на работу в органы службы занятости; неявка гражданина без уважительных причин в срок, установленный органами службы занятости, для регистрации в качестве безработного (за исключением инвалидов I и II групп, с которыми осуществляется взаимодействие в установленном порядке); представление гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, других недостоверных данных для признания его безработным.
Доводы истца о том, что она в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не получала от ответчика сведений о наличии вакансий, в связи с чем, не могла направить в органы службы занятости в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан, в электронной форме, с использованием единой цифровой платформы, информацию о дне и результатах проведения переговоров с работодателями по двум выбранным вариантам подходящей работы, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Материалы дела не содержат относимых и допустимых доказательств, что ДД.ММ.ГГГГ в личный кабинет на портале «Работа в России» (с дублированием в электронную почту) Сибиряковой Т.В. направлены направления с вариантами подходящей работы, в связи с чем, необходимо явиться на собеседование в течение трех рабочих дней ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Скриншот письма с электронной почты от ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о том, что Сибиряковой Т.В. даны направления с вариантами подходящей работы.
Таким образом, материалы дела не содержат доказательств, что истцом получена информация о предлагаемых ей вакансиях, и она не предприняла мер для собеседования с работодателями в течение трех рабочих дней ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ
Вместе с тем, доводы истца подтверждаются материалами дела, из которых следует, что на сайте «Работа России» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в «Моем кабинете», раздел предложения о работе, сведений о наличии вакансий для истца не имеется (л.д.16-17), кроме этого, истец приглашена в центр занятости населения ДД.ММ.ГГГГ, с указанием о необходимости иметь при себе документы, согласно перечню, паспорт, трудовая книжка, документ об образовании (л.д.13).
Таким образом, материалы дела не содержат доказательств того, что Сибирякова Т.В. отказалась от посредничества органов службы занятости, следовательно, имелись основания для снятия истца с учета по поиску работы.
Учитывая требования действующего законодательства, фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся доказательства по делу, в их совокупности, суд приходит к выводу, что у ответчика не имелось оснований для снятия с учета по поиску работу Сибиряковой Т.В. и отказа ей в признании в качестве безработного, следовательно, бездействие ГКУ Центр занятости населения Пермского края территориальный отдел по Индустриальному району г.Перми, выразившееся в не постановке Сибиряковой Т. В. на учет в качестве безработного, является незаконным.
Принимая, во внимание, что ответчик необоснованно не поставил истца на учет в качестве безработного, на ГКУ Центр занятости населения Пермского края территориальный отдел по Индустриальному району г. Перми следует возложить обязанность поставить Сибирякову Т. В. на учет в качестве безработного в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить выплату пособия по безработице, в установленном законом размере.
В силу ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198,234-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие ГКУ Центр занятости населения Пермского края территориальный отдел по Индустриальному району г. Перми, выразившееся в не постановке Сибиряковой Т. В. на учет в качестве безработного, незаконным.
Обязать ГКУ Центр занятости населения Пермского края территориальный отдел по Индустриальному району г. Перми поставить Сибирякову Т. В. на учет в качестве безработного в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить выплату пособия по безработице в установленном законом размере.
Взыскать с ГКУ Центр занятости населения Пермского края территориальный отдел по Индустриальному району г. Перми в пользу Сибиряковой Т. В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья М.А. Запара