Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-159/2024 ~ М-132/2024 от 20.06.2024

Гр. дело № 2-159/2024

УИД51RS0019-01-2024-000226-80

Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2024 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 августа 2024 года г.Полярные Зори

Полярнозоринский районный суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Ханиной О.П.,

при ведении протокола помощником судьи Пономаренко Е.А.,

с участием помощника прокурора г.Полярные Зори Попова В.О.,

истца Волковой К.В.,

рассмотрев в ходе открытого судебного заседания материалы гражданского дела по иску прокурора г.Полярные Зори в интересах Волковой К.В. к Администрации муниципального образования г.Полярные Зори с подведомственной территорией о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате повреждения здоровья,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Полярные Зори обратился в суд с иском в интересах Волковой К.В. к администрации муниципального образования г.Полярные Зори с подведомственной территорией о взыскании денежной компенсации морального вреда, причиненного в результате повреждения здоровья, указав в обоснование заявленных требований следующее.

В ходе проверки, проведенной по заявлению истца Волковой К.В., установлено, что 14.05.2024 около 16 часов 00 минут она шла к зданию по адресу: <адрес>, в районе которого на нее напали 4 бездомные собаки, которые вели себя агрессивно и причинили телесные повреждения в виде укусов. При обращении 14.05.2024 в 16 часов 15 минут в МСЧ, Волковой К.В. был установлен диагноз «***», проведена первичная хирургическая помощь, перевязки до полного заживления.

В результате укусов безнадзорных животных истцу Волковой К.В. причинены телесные повреждения правой и левой ноги, что подтверждается фотографиями, однако находясь в состоянии шока, Волкова К.В. забыла сообщить при оказании первичной медицинской помощи об укусе за левую ногу.

В рамках проведенной МО МВД России "Полярнозоринский" проверки (материал КУСП №** от 14.05.2024), Волкова К.В. пояснила, что напавшая на нее 14.05.2024 около 15 часов 50 минут при движении в сторону <адрес> стая собак состояла из 4 особей с рыжим оттенком окраса, не имеющих ошейников и намордников, одна из которых укусила ее за правую ногу. Опрошенные медицинская сестра и дежурный врач МСЧ №118 подтвердили факт обращения Волковой К.В. за медицинской помощью с жалобами на укусы бездомными собаками.

Указанный материал проверки 17.05.2024 МО МВД России "Полярнозоринский" направлен в администрацию муниципального образования г.Полярные Зори для принятия мер по отлову бродячих животных (собак).

Приведенная ситуация негативным образом сказалась на физическом и моральном здоровье Волковой К.В., поскольку вплоть до настоящего времени она проходит лечение, сохраняется боль в ноге и плохое самочувствие, нарушен сон, истец испытывает головные боли и сильнейший стресс, а также страх перед собаками после пережитого, в связи с болью в ноге длительное время не выходила из дома, на перевязки была вынуждена ездить, используя услуги такси.

Кроме того, являясь участницей клуба ***, Волкова К.В. была лишена возможности посещать репетиции, пропустила участие в значимом для нее и Объединения выступлении *** 24.05.2024. Также полученная травма ставит под сомнение возможность участия Волковой К.В. в Фестивале *** в сентябре 2024 года в <адрес>.

В момент нападения стаи бездомных собак Волкова К.В. испугалась не только за свое здоровье, но и за свою жизнь, поскольку последствия агрессивного поведения больших бездомных собак непредсказуемы, а учитывая возраст и телосложение пострадавшей, оказать должное сопротивление стае агрессивных животных ей было практически невозможно.

Поскольку нормами действующего законодательства ответственность за организацию проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных возложена на органы местного самоуправления, которые обязаны своевременно осуществлять на своей территории мероприятия для обеспечения безопасной среды для жителей муниципального округа, а перепоручение своих обязательств иным лицам не свидетельствует об утрате муниципальным образованием переданных ему отдельных государственных полномочий и не освобождает от обязанности исключить причинение вреда третьим лицам, прокурор г.Полярные Зори просит суд взыскать с администрации муниципального образования г.Полярные Зори с подведомственной территорией в пользу Волковой К.В. денежную компенсацию морального вреда в размере 150000 рублей.

В судебном заседании истец Волкова К.В. поддержала заявленные исковые требования, дала аналогичные показания относительно обстоятельств нападения на нее стаи собак, о бездомности которых можно судить исходя из того, что указанные животные живут в районе трубопровода теплотрассы, проходящей в районе железной дороги, за которой находится здание <адрес>. В результате укуса за правую ногу ей была причинена рваная рана, ***. От укуса за левую ногу была повреждена ткань брюк, а на поверхности кожи осталась незначительная точка. После нападения на нее собак ей оказали помощь незнакомые мужчины, один из которых на своей машине довез до приемного покоя МСЧ ***. Произошедшая ситуация повлекла причинение не только физических и нравственных страданий, развило страх перед животными, но и существенно нарушило сложившийся уклад ее жизни, организацию досуга. Полагает, что со стороны администрации г.Полярные Зори ненадлежащим образом осуществляется деятельность по отлову бездомных собак, поскольку при периодических посещениях кабинета врача-хирурга МСЧ *** с мая 2024 года по настоящее время ей известно, что жители г.Полярные Зори продолжают обращаться за медицинской помощью в результате укусов собаками, обитающими, в том числе, на указанной территории. Обосновывая размер истребуемой компенсации морального вреда перенесёнными физическими и нравственными страданиями, отметила значимость человеческой жизни и здоровья.

Помощник прокурора г.Полярные Зори Попов В.О. в ходе судебного заседания поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик – Администрация г.Полярные Зори в судебное заседание не явился, направив возражения на исковое заявление, содержащие ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (т.1 л.д.243-244).

В обоснование своей позиции об отсутствии со стороны администрации города неправомерных действий (бездействия) и вины в причинении вреда здоровью Волковой К.В. указал, что администрацией предприняты все необходимые меры для организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Определение уполномоченного на проведение соответствующих мероприятий учреждения (МКУ «УГХ г.Полярные Зори»), заключение данным учреждением муниципального контракта со специализированной организацией на выполнение данных мероприятий (ООО «Престиж») и исполнение муниципального контракта является исполнением администрацией г.Полярные Зори переданных государственных полномочий. Также в отзыве отмечено, что не установлено, имели ли напавшие на Волкову К.В. животные неснимаемые или несмываемые метки, а в силу п.1 ч.2 ст.18 Федерального закона №498-ФЗ стерилизованные животные без владельцев, имеющие такие метки, отлову не подлежат, за исключением животных без владельцев, проявляющих немотивированную агрессивность в отношении других животных или человека.

Третье лицо – Муниципальное казенное учреждение «Управление городским хозяйством» (далее – МКУ «УГХ») в судебное заседание не явилось, направив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (т.1, л.д.240), а также отзыв на исковое заявление, в котором полагало заявленные прокурором требования не подлежащими удовлетворению, поскольку со стороны органа местного самоуправления приняты все необходимые меры к организации отлова животных без владельцев (т.1, л.д.105-110). Сам по себе факт нападения собак на истца Волкову К.В. не может являться неопровержимым доказательством ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по организации мероприятий по обращению с животными без владельцев и не свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления.

Также в отзыве содержится указание о том, что в районе, где произошел указанный случай, расположены дачные участки, огороженные заборами, на которых проживают собаки и выпускаются собственниками на выгул без намордников. Информация о нападении на Волкову К.В. именно бездомных собак ничем не подтверждается.

Третье лицо ООО «Престиж» в судебное заседание не явилось, направив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (т.2, л.д.28).

Выслушав истца Волкову К.В. и помощника прокурора г.Полярные Зори Попова В.О., допросив свидетеля П., изучив материалы гражданского дела, а также медицинскую амбулаторную карту истца, суд полагает заявленные исковые требования о компенсации морального вреда в связи с причинением вреда здоровью подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п.1 ст.15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Жизнь и здоровье, как нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом и подлежат защите в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения (п.1,2 ст.150 ГК РФ).

В соответствии с п.1 ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По общим правилам вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В соответствии с данной нормой ответственность наступает при наличии состава правонарушения, включающего доказанность наступления вреда и размер последнего, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между противоправным поведением и наступлением вреда (п.1 ст.1064 ГК РФ).

В силу п. 2 ст. 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Установленная статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен предоставить сам ответчик.

Статьей 1 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ) предусмотрено, что указанный закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные указанным федеральным законом (статья 3 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ).

На основании статьи 17 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется, в том числе, в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.

Частью 3 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Из пункта 1789 санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 4, регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках.

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом (статья 8 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ).

Пунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Мурманской области от 16.07.2019 № 2402-01-ЗМО «Об ответственном обращении с животными в Мурманской области», органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области со статусом городского округа, муниципального округа, городского поселения и сельского поселения (далее - органы местного самоуправления) наделены отдельными государственными полномочиями Мурманской области в области обращения с животными (далее также - государственные полномочия) в части проведения мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, включающих в себя:

1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных (далее - приюты);

2) содержание животных без владельцев в приютах включая:

- проведение осмотра и осуществление мероприятий по обязательному карантинированию в течение десяти дней поступивших в приюты животных без владельцев, обеспечение проведения вакцинации таких животных против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных, специалистами государственной ветеринарной службы Мурманской области;

- осуществление учета животных, маркирования неснимаемыми и несмываемыми метками поступивших в приюты животных без владельцев;

- осуществление стерилизации поступивших в приюты животных без владельцев;

- обеспечение владельцу потерявшегося животного или уполномоченному владельцем такого животного лицу возможности поиска животного путем осмотра содержащихся в приютах животных без владельцев;

- размещение в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о находящихся в приютах животных без владельцев;

- ведение документально подтвержденного учета поступления животных без владельцев в приюты и выбытия таких животных из приютов;

3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты животным без владельцев;

4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

5) размещение и содержание в приютах животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных;

6) умерщвление отловленных животных без владельцев в случае необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного, при этом процедура умерщвления должна производиться специалистом в области ветеринарии гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть;

7) уничтожение трупов умерщвленных и умерших естественной смертью отловленных животных без владельцев в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с приведенными выше правовыми нормами, ответственность за организацию проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных возложена на органы местного самоуправления, которые обязаны своевременно осуществлять на своей территории мероприятия для обеспечения безопасной среды для жителей муниципального образования из средств бюджета субъекта и муниципального округа, в том числе и отлов безнадзорных животных путем заключения договоров на осуществление отлова со специализированными предприятиями.

В силу п.1 ст.35 Устава муниципального образования г.Полярные Зори с подведомственной территорией, Администрация города является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Мурманской области.

Следовательно, Администрация г.Полярные Зори несет ответственность за организацию проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории муниципального образования для обеспечения безопасной среды для жителей, в том числе, отлову безнадзорных животных путем заключения договоров на осуществление отлова со специализированными предприятиями.

В ходе проведенной проверки установлено, что 14.05.2024около 16.00 часов на истца Волкову К.В. по пути следования к зданию, расположенному по адресу: <адрес>, набросились 4 бездомные собаки с агрессивным поведением, в результате чего причинили телесные повреждения в виде укусов.

В 18.12 час. 14.05.2024 в МО МВД России "Полярнозоринский" поступило сообщение от фельдшера МСЧ об оказании медицинской помощи Волковой К.В., в отношении которой установлен диагноз «***».

В ходе рассмотрения дела истец Волкова К.В. подробно изложила обстоятельства, при которых ею были получены укусы бездомных собак в результате нападения стаи из 4 особей с рыжим оттенком окраса, которые в полной мере соответствуют объяснениям, полученным в рамках проведенной проверки по материалу КУСП №** УПП и ПДН МО МВД России "Полярнозоринский" у Волковой К.В. непосредственно 14.05.2024, а также информации, сообщенной пострадавшей при оказании ей первичной медицинской помощи и отраженной в письменных объяснениях врача ФГБУЗ МСЧ №18 ФМБА России Д. и медсестры К. от 14.05.2024.

Допрошенная в ходе судебного заседания в качестве свидетеля П. подтвердила, что 14.05.2024 в указанное время она видела Волкову К.В., с которой они являются участниками клуба ***, около <адрес>, которая сообщила о невозможности явки на репетицию по причине травмирования ноги.

Сам факт получения вреда здоровью потерпевшей при изложенных обстоятельствах в результате укусов собак ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривался.

Обосновывая позицию о надлежащем исполнении соответствующих полномочий и отсутствия вины в действиях (бездействии) органа местного самоуправления, ответчик Администрация г.Полярные Зори и третье лицо МКУ «УГХ» привели доводы об организации всех необходимых мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Так, в рамках реализации предоставленных полномочий, в соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в соответствии с постановлением администрации г.Полярные Зори от 28.09.2012 №1005 образовано МКУ «УГХ», которое в силу устава, утвержденного постановлением от 21.01.2013 №35, наделено функциями по осуществлению организации услуг по отлову, транспортировке и временному содержанию безнадзорных животных на территории муниципального образования г.Полярные Зори с подведомственной территорией (п.2.3 Устава).

В целях исполнения указанных полномочий между МКУ «УГХ» и ООО «Престиж» был заключен договор №** от 26.12.2023 со сроком действия с 01.01.2024 по 31.01.2024 (т.1, л.д.130-147) и муниципальный контракт №** от 05.02.2024 на оказание услуг по проведению мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в рамках переданных полномочий на территории муниципального образования муниципального округа г.Полярные Зори с подведомственной территорией, с установленным сроком окончания оказания услуг – 31.12.2024 (п.3.1 контракта) (т.1, л.д.111-125).

Как следует из текста муниципального контракта№** 05.02.2024, исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги по проведению мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в рамках переданных полномочий на территории муниципального образования муниципального округа г.Полярные Зори с подведомственной территорией и сдать результат заказчику, а заказчик обязуется оплатить оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом (пункт 1.1. контракта).

Вместе с тем, суд учитывает следующее.

В соответствии с подпунктом 143 пункта 1 статьи 44 Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса по установлению порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

В силу пункта 1 статьи 6 Закона Мурманской области от 16.07.2019 № 2402-01-ЗМО «Об ответственном обращении с животными в Мурманской области», органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области со статусом городского округа, муниципального округа, городского поселения и сельского поселения наделены отдельными государственными полномочиями Мурманской области в области обращения с животными в части проведения мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона Мурманской области от 16.07.2019 № 2402-01-ЗМО «Об ответственном обращении с животными в Мурманской области», органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны самостоятельно организовывать деятельность по осуществлению государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области, а также актами, указанными в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи.

Согласно пунктам 1,2 статьи 36 Устава муниципального образования г.Полярные Зори с подведомственной территорией, администрация города осуществляет исполнительно-распорядительные функции в пределах, отнесенных федеральными законами, законами Мурманской области и настоящим Уставом в соответствующих сферах, а также иными исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами Мурманской области, если указанные полномочия федеральными законами, законами Мурманской области и настоящим Уставом не отнесены к компетенции иных органов местного самоуправления муниципального образования.

Однако, ни законами Мурманской области, ни федеральным законодательством МКУ «УГХ» государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев не наделено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что делегирование функций по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, согласно которому функции по реализации отдельных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных осуществляет МКУ «УГХ», свидетельствует о реализации муниципальным образованием административно-распорядительных полномочий по определению конкретного органа, входящего в структуру муниципального образования администрации г.Полярные Зори, ответственного за исполнение этих функций, а не о наделении МКУ «УГХ» отдельными государственными полномочиями в установленном законом порядке.

При данных обстоятельствах, суд считает, что администрация муниципального образования г.Полярные Зори является лицом, ответственным за исполнение указанных функций, а установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства свидетельствуют о том, что совокупность принимаемых мер не является достаточной и исчерпывающей, позволяющей обеспечивать безопасность для жизни и здоровья жителей муниципального образования, исключить возможность причинения вреда в результате взаимодействия с бездомными животными.

Оценивая содержание представленных заявок на отлов безнадзорных животных (т.1, л.д.159-172), а также отчетов по их выполнению (т.1, л.д.173-183) установлено неоднократное сообщение жителями муниципального образования в течение 2023-2024 г.г. информации о наличии безнадзорных животных (собак) на территории муниципального образования г.Полярные Зори, в том числе в районе, соотносящемся с местом причинения вреда истцу (<адрес>).

Опровергая доводы МКУ «УГХ» о том, что в материалах дела не представлено доказательств безнадзорного статуса указанных животных (собак), суд учитывает, что по результатам выполненных мероприятий ООО «Престиж» и отлову животных без владельцев (в том числе особей собак с рыжим окрасом), в адрес заказчика МКУ «УГХ» направлялись заявления о необходимости принятия мер к розыску собственников животных (т.1, л.д.184-204).

Однако доказательств принятия таких мер, а также наличия у указанных животных собственников (владельцев) суду представлено не было.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что со стороны органа местного самоуправления не выполнены достаточные действия по реализации полномочий в сфере организации мероприятий при осуществлении деятельности с животными без владельцев в целях обеспечения безопасных условий для жителей муниципального образования. На основании представленных доказательств установлена причинно-следственная связь с причинением вреда здоровью истца.

При этом суд считает необходимым отметить, что нормы Федерального закона № 498-ФЗ от 27.12.2018 «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающие осуществление ответчиком отдельных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в отношениях с третьими лицами имеют приоритетное значение перед распорядительными актами по реализации таких полномочий и перед условиями договора, заключенного с исполнителем работ.

Ненадлежащее исполнение исполнителями обязательств по обращению с животными без владельцев не освобождает орган местного самоуправления от обязанности исключить случаи причинения вреда третьим лицам при осуществлении переданных ему отдельных государственных полномочий.

Исследовав материалы дела, проанализировав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о доказанности факта причинения Волковой К.В. морального вреда в результате нападения безнадзорной собаки, ответственность за которое несет ответчик.

Из представленной в материалах дела медицинской документации МСЧ (т.1, л.д.55-58,98), а также изученной амбулаторной карты на имя Волковой К.В., установлено, что при обращении за медицинской помощью в приемный покой 14.05.2024 в 16 часов 15 минут, то есть сразу после получения травмы, истцу был установлен диагноз «***», который также зафиксирован при последующих обращениях к врачу-хирургу 15.05.2024, 20.05.2024, 29.05.2024.

В ходе оказания медицинской помощи и проведенного лечения Волковой К.В. проведена первичная хирургическая помощь 14.05.2024, 17.05.2024, 28.05.2024, 13.06.2024 и 12.08.2024, *** 14.05.2024, *** перевязки раны до полного ее заживления.

Характер полученного повреждения здоровья истца ответчиком не оспаривался, в представленных в суд письменных отзывах ответчик Администрация г.Полярные Зори и третье лицо МКУ «УГХ» указали мнение о том, что основания для назначения экспертизы для определения степени и тяжести вреда здоровью не имеется.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).

Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).

В случаях, предусмотренных законом, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда (пункт 1 статьи 1070, статья 1079, статьи 1095 и 1100 ГК РФ).

В пункте 15 настоящего постановления отмечено, что причинение морального вреда потерпевшему в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях предполагается, и сам факт причинения вреда здоровью, в том числе при отсутствии возможности точного определения его степени тяжести, является достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда.

Привлечение лица, причинившего вред здоровью потерпевшего, к уголовной или административной ответственности не является обязательным условием для удовлетворения иска.

Таким образом, с учетом совокупности приведенных обстоятельств, принимая во внимание приведенные нормы права и позицию высшей судебной инстанции, отсутствие решения по результатам проведенной процессуальной проверки не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных Волковой К.В. исковых требований.

По смыслу статей 150, 1099 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).

Отсутствие заболевания или иного повреждения здоровья, находящегося в причинно-следственной связи с физическими или нравственными страданиями потерпевшего, само по себе не является основанием для отказа в иске о компенсации морального вреда.

Суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении (п.25 Постановления).

Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда (п.26 Постановления).

Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни (п.27 Постановления).

Под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего (п.28 Постановления).

Разрешая спор о компенсации морального вреда, суд в числе иных заслуживающих внимания обстоятельств может учесть тяжелое имущественное положение ответчика-гражданина, подтвержденное представленными в материалы дела доказательствами (например, отсутствие у ответчика заработка вследствие длительной нетрудоспособности или инвалидности, отсутствие у него возможности трудоустроиться, нахождение на его иждивении малолетних детей, детей-инвалидов, нетрудоспособных супруга (супруги) или родителя (родителей), уплата им алиментов на несовершеннолетних или нетрудоспособных совершеннолетних детей либо на иных лиц, которых он обязан по закону содержать) (п.29 Постановления).

При определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ).

В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (статья 151 ГК РФ), устранить эти страдания либо сгладить их остроту (п.30 Постановления).

Исходя из приведенных положений норм материального права и разъяснений высшей судебной инстанции по их применению, моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в денежном эквиваленте и полного возмещения, а взыскивается с учетом конкретных обстоятельств дела с целью смягчения эмоционально-психологического состояния потерпевшего. Законодатель не установил конкретных границ и ценовых параметров размера взыскиваемой компенсации морального вреда. В каждом конкретном случае суд руководствуется критериями, установленными статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Определяя размер компенсации морального вреда, исходя из личности истца Волковой К.В., 1947 года рождения, ее возраста и физических особенностей, характера причиненного вреда здоровью и перенесенных в связи с этим физических и нравственных страданий, характера полученных повреждений и обстоятельств, при которых они были получены, учитывая возникшие ограничения связи с полученной травмой, наличие болезненных ощущений в области травмы в течение длительного периода времени, снижение мобильности, перенесенные нравственные страдания и страх за свою жизнь и здоровье в результате нападения бездомных собак с агрессивной формой поведения, испытываемые ею затруднения в быту, нарушение привычного образа жизни, суд признает разумным и справедливым взыскание компенсации морального вреда с ответчика в сумме 60000рублей.

Указанный размер компенсации морального вреда, по мнению суда, в полной мере соответствует степени и характеру причиненных истцу физических и нравственных страданий, а также требованиям разумности и справедливости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Полярные Зори в интересах Волковой К.В. к Администрации муниципального образования г.Полярные Зори с подведомственной территорией о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате повреждения здоровья, удовлетворить.

Взыскать с Администрации муниципального образования г.Полярные Зори с подведомственной территорией (ИНН 5117100493, ОГРН 1025100817510) в пользу Волковой К.В. *** компенсацию морального вреда, причиненного здоровью, в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) руб. 00 коп.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Полярнозоринский районный суд Мурманской области в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения.

Судья О.П. Ханина

2-159/2024 ~ М-132/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Волкова Кира Владимировна
Прокурор
Ответчики
Администрация г. Полярные Зори с подведомственной территорией
Другие
МКУ "Управление городским хозяйством"
ООО "Престиж"
Суд
Полярнозоринский районный суд Мурманской области
Судья
Ханина Ольга Петровна
Дело на странице суда
polzori--mrm.sudrf.ru
20.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2024Передача материалов судье
25.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.08.2024Судебное заседание
16.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее