Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-199/2023 ~ М-126/2023 от 26.01.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 марта 2023 года                         с. Киргиз-Мияки

Стерлибашевский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Гареевой Л.И.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального района <адрес> РБ к ФИО1 о взыскании суммы выданной субсидии на строительство жилья,

УСТАНОВИЛ:

Администрации муниципального района <адрес> РБ обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании суммы выданной субсидии на строительство жилья. Требования мотивированы тем, что в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , подпрограммой «Устойчивое развитие сельских территорий РБ до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ , государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РБ», утвержденной постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО1 была выдана субсидия за счет средств Федерального бюджета, за счет средств бюджета субъекта РФ и из средств местного бюджета в размере 1008000 рублей на строительство индивидуального жилого дома.

Во исполнение указанной программы ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального района <адрес> РБ, ООО «Маяк» и ФИО1 был заключен договор о взаимных обязательствах сторон в связи с участием «Работника» в федеральной целевой программе.

Согласно подпункту 3.3.1 пункта 3 договора от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обязался работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на работу в АО «Миякимолзавод».

В декабре 2019 г. в связи с низкой рентабельностью и отсутствием оборотных средств АО «Миякимолзавод» приостановил выпуск продукции. В январе уже не выплачивал заработную плату рабочему персоналу и устно объявил, что завод дальше не сможет работать и обеспечивать рабочими местами население района.

ДД.ММ.ГГГГ АО «Миякимолзавод» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначена ФИО3

Какой-либо информации об увольнении с АО «Миякимолзавод» ФИО1 в администрацию не предоставил.

В соответствии с п.п. 3.3.5 п. 3 договора от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обязан уведомить администрацию о смене работы в течение 5 рабочих дней.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО11, которая является супругой ФИО1, направила в адрес администрации заявление, в котором известила администрацию о том, что ФИО1 планирует уволится с работы, но с какой не уточнила и просила разрешить ей как члену семьи заключить новое соглашение с ней, так как она трудоустроена в том же АО «Миякимолзавод».

В конце августа 2021 г. ФИО1 предоставил администрации соглашение от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией, АО «Миякимолзавод» и ФИО1 о взаимных обязательствах сторон в связи с участием Работника в федеральной целевой программе.

Администрация считает, что данное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ является подделкой, заведомо ложным документом, так как к ДД.ММ.ГГГГ не существовало такое юридическое лицо.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации поступило заявление ФИО1 о том, что он уволен с работы в связи с ликвидацией ООО «Экопродукт».

Только из предоставленных копий документов администрации стали известны факты о смене ФИО1 место трудоустройства без уведомления администрации.

Так, в трудовой книжке имеется запись, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уволен с АО «Миякимолзавод» по собственному желанию.

ФИО1 не трудоустроен с ДД.ММ.ГГГГ в организации агропромышленного комплекса, нарушил и не исполняет условия федеральной целевой программы, преднамеренно пытался ввести администрацию в заблуждение, предоставляя поддельные документы.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит суд установить факт неисполнения ФИО1 условий и обязательств федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , подпрограммой «Устойчивое развитие сельских территорий РБ до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ , государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РБ», утвержденной постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ как получателя социальной выплаты в размере 1008000 руб. на строительство индивидуального жилого дома в сельской местности. Взыскать с ФИО1 1008000 руб.

В судебном заседании представитель истца ФИО4 заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.

Третье лицо ФИО11 пояснила, что представляла соглашение, ее супруг ФИО1 долгое время не мог найти работу, потому что ему отказывали из-за требований.

Третье лицо, не заявляющие самостоятельных требований, Министерство сельского хозяйства РБ на судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии третьего лица.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы гражданского дела, исследовав все юридически значимые обстоятельства, приходит к следующему.

Федеральный конституционный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (абзацы третий и пятый части первой статьи 13) предусматривает, что Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию. Наряду с иными, его нормативными актами, как следует из Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", осуществляется правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства (статья 2). В частности, Правительство Российской Федерации утверждает государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия - документ, определяющий цели и главные направления развития сельского хозяйства и регулирования этих рынков на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий (части 1 и 2 статьи 8 данного Федерального закона).

Такая программа утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 717. В рамках ее реализации - учитывая, что устойчивое развитие сельских территорий является одной из основных целей государственной аграрной политики (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"), - Правительство Российской Федерации Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 598 утвердило федеральную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", включая в качестве приложения к ней Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , подпрограммой «Устойчивое развитие сельских территорий РБ до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ , государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РБ», утвержденной постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО1 была выдана субсидия за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджета субъекта РФ и из средств местного бюджета в размере 1008000 рублей на строительство индивидуального жилого дома, что подтверждается корешком свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому членами семьи ФИО1 являются: супруга ФИО11, дочь ФИО5, дочь ФИО6

В силу пунктов "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (часть 2 статьи 1 этого закона).

К основным целям государственной аграрной политики среди прочих отнесено обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства").

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

На момент заключения ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального района <адрес> РБ, ООО «Маяк» и ФИО1 Соглашения о взаимных обязательствах сторон. действовала федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 598.

Целями названной программы являлись: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.

Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.

Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (приложение N 3 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (пункт 1 Правил).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, в том числе на улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, предусматривающих предоставление гражданам, молодым семьям и молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренным приложением N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".

Типовое положение согласно его пункту 1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2 Типового положения).

Социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат (пункт 3 Типового положения).

Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункты "а", "б", "г" пункта 4).

Расчет социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, исходя из содержания пункта 13 Типового положения, производится с учетом количества членов семьи получателя социальной выплаты.

Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 30 Типового положения).

Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам регламентирован разделом III Типового положения (пункты 33 - 47).

Согласно подпункту "а" пункта 33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеет молодая семья или молодой специалист при условии соблюдения в совокупности ряда условий. В числе этих условий работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности; постоянное проживание молодой семьи в сельской местности; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 Типового положения.

При этом под молодой семьей для целей получения социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 39 настоящего Типового положения не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных (абзац первый подпункта "а" пункта 33 Типового положения).

Молодым специалистом для целей получения социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности признается одиноко проживающее или состоящее в браке лицо в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющее законченное высшее (среднее профессиональное) образование (абзац первый подпункта "б" пункта 33 Типового положения).

Молодой специалист имеет право на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией; постоянное проживание молодого специалиста (и членов его семьи) в сельской местности, в которой молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере; признание молодого специалиста (и членов его семьи) нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 Типового положения; наличие у молодого специалиста (и членов его семьи) собственных и (или) заемных средств в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Типового положения (абзацы второй - пятый подпункта "б" пункта 33 Типового положения).

Под агропромышленным комплексом согласно пункту 36 Типового положения понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"; под социальной сферой - организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы или оказывающие услуги в сельской местности в области здравоохранения, в том числе ветеринарной деятельности, в сфере агропромышленного комплекса, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственные товаропроизводители - это организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Абзацем первым пункта 42 Типового положения определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.

Существенными условиями трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (подпункт "а" пункта 43 Типового положения); право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта (подпункт "б" пункта 43 Типового положения).

Пунктом 45 Типового положения установлено, что в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного трехсторонним договором. При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в трехстороннем договоре об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.

В целях реализации на территории Республики Башкортостан федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий РБ до 2020 года», а также государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РБ», утвержденная постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ , в которых определены цели и задачи, аналогичные изложенным в федеральной целевой программе.

Также в целях реализации на территории Республики Башкортостан названной федеральной целевой программы постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 49 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных районов Республики Башкортостан на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, которыми предусмотрено формирование и утверждение списков граждан, молодых семей и молодых специалистов согласно Типовому положению о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, - приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 598.

Из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что формой обеспечения жилым помещением молодых семей (молодых специалистов), нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих и работающих в сельской местности в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы, является предоставление им за счет бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Названная выплата предоставляется с учетом членов молодой семьи, членов семьи молодого специалиста. Одним из условий предоставления этой выплаты является работа гражданина (члена молодой семьи, молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение пяти лет с момента предоставления такой выплаты. При предоставлении молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты уполномоченный орган, член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты. В случае досрочного расторжения трудового договора право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При несоблюдении названных условий уполномоченный орган вправе в судебном порядке истребовать социальную выплату у получившего ее члена молодой семьи.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П "По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к Федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 598), в связи с жалобой гражданки ФИО7", принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и условий для реализации права на жилище предопределяет недопустимость произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Такая выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, носящую целевой характер. Гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению - для строительства (приобретения) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей (абзац второй пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П).

При этом правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 28-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 6-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П).

Нормы, регулирующие основания взыскания с граждан денежных средств в размере полученной ими социальной выплаты, во всяком случае не должны толковаться судами сугубо формально, без исследования и учета всех обстоятельства дела и оценки действий получателя выплаты (абзац четвертый пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П).

Таким образом, исходя из целей и задач государственной аграрной политики, направленных на повышение уровня жизни сельского населения, включая обеспечение жильем молодых семей (молодых специалистов), проживающих и работающих в сельской местности и не имеющих достаточных собственных средств для приобретения жилья, путем предоставления им социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости формального подхода в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти, в данном случае в отношениях, связанных с предоставлением социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, само по себе досрочное расторжение трудового договора по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) - получателя социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности - не может служить безусловным и достаточным основанием для истребования у него этой выплаты. При разрешении судом спора по требованию уполномоченного органа о взыскании с члена молодой семьи (молодого специалиста) денежных средств в размере предоставленной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности подлежат учету как обстоятельства и причины, послужившие основанием к досрочному прекращению трудовых отношений лицом, которому такая социальная выплата предоставлена, так и иные обстоятельства, имеющие значение для дела: приобретение молодой семьей (молодым специалистом) за счет средств социальной выплаты жилого помещения в сельской местности, проживание получателя социальной выплаты и членов его семьи в этом жилом помещении в сельской местности, работа одного из членов молодой семьи (молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности и иные обстоятельства.

Из трудовой книжки ФИО1 серии следует, что на момент заключения Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ ответчик состоял в трудовых отношениях с ООО «Маяк» в должности оператора животноводческих и механизированных ферм. ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию.

ДД.ММ.ГГГГ принят в АО «Миякимолзавод» на должность слесаря-наладчика, ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию.

ДД.ММ.ГГГГ принят в АО «Миякимолзавод» на должность слесаря-наладчика. ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию.

ДД.ММ.ГГГГ принят в ООО «Экопродукт» на должность слесаря-наладчика. ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя, п. 1 ст. 81 ТК РФ (в связи с ликвидацией организации).

Согласно ответу ГКУ Юго-западный межрайонный центр занятости населения от ДД.ММ.ГГГГ, адресованному по запросу администрации МР <адрес> РБ, ФИО1 зарегистрирован в целях поиска подходящей работы и признан безработным с ДД.ММ.ГГГГ.

Из списка предложенных ФИО1 вакансий следует, что ему со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было предложено 44 вакансии, работодателями было отказано в трудоустройстве ввиду несоответствия квалификации.

Согласно справке ГКУ Юго-западный межрайонный центр занятости населения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был снят с учета в связи с трудоустройством.

ДД.ММ.ГГГГ он был принят на работу на должность животновода к ИП ФИО8, где работает по настоящее время, что подтверждается записью в трудовой книжке.

Также из материалов дела следует, что ФИО11, супруга ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию муниципального района <адрес> РБ с заявлением о разрешении ей, как члену семьи участника программы «Устойчивое развитие сельской территорий», заключить новое соглашение с администрацией района, поскольку она работает АО «Миякимолзавод».

На указанном заявлении имеется резолюция «ФИО9 подготовить документы на заседание комиссии. Подпись. ДД.ММ.ГГГГ.». Однако никакого решения по данному заявлению истцом принято не было, доказательств обратного не представлено.

Согласно трудовой книжке ФИО11 , она с ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с АО «Миякимолзавод». Согласно записи от ДД.ММ.ГГГГ, продолжает работать по настоящее время.

Также ФИО11 представлено трехстороннее соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, между администрацией муниципального района <адрес> РБ, АО «Миякимолзавод», ФИО11, однако не подписанное администрацией района.

Между тем, суд находит не обоснованным довод представителя истца о том, что данное соглашение является поддельным ввиду того, что на момент его составления предприятие АО «Миякимолзавод» не существовало как юридическое лицо. Истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств подложности представленных ФИО11 документов. Следовательно, само по себе заявление стороны о подложности документов в силу ст. 186 ГПК РФ не влечет автоматического исключения такого доказательства из числа доказательств, собранных по делу, поскольку именно на сторонах лежит обязанность доказать наличие фиктивности конкретного доказательства. Не подписание администрацией Соглашения не свидетельствует о его поддельности.

Более того, согласно ч. 9 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о прекращении деятельности АО «Миякимолзавод» в единый государственный реестр юридических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не внесены. Само по себе признание юридического лица несостоятельным (банкротом) не свидетельствует о прекращении его существования.

Кроме того, согласно справке конкурсного управляющего АО «Миякимолзавод» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО11 работала юристом в АО «Миякимолзавод» до ДД.ММ.ГГГГ.

Анализируя изложенное выше в совокупности с представленными доказательствами и правовыми нормами, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца, поскольку ответчик был трудоустроен в сельской местности после получения выплаты, уволен в связи с ликвидацией предприятия, предпринимал попытки устройства на работу, о чем свидетельствует постановка на учет в центр занятости, где ему неоднократно предлагались вакансии, в принятии на работу было отказано работодателями, о чем администрации района было известно, в связи с чем суд полагает, что какое-либо злоупотребление, либо уклонение от взятых на себя на себя обязательств не имеется. В настоящее время ФИО1 трудоустроен в сельской местности, о чем своевременно уведомил истца.

Более того, его супруга предпринимала попытки заключения с администрацией соглашения как член семьи участника программы, работающая в сельской местности в АО «Миякимолзавод».

Само по себе не сообщение в установленный срок об увольнении с работы в отсутствии иных нарушений соглашения и отсутствие злоупотребления и умышленного уклонения от исполнения обязательств, не может являться безусловным основанием для взыскания с ответчика денежных средств. Обратное противоречило бы позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, в котором указано, что нормы, регулирующие основания взыскания с граждан денежных средств в размере полученной ими социальной выплаты, во всяком случае не должны толковаться судами сугубо формально, без исследования и учета всех обстоятельства дела и оценки действий получателя выплаты.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска администрации муниципального района <адрес> РБ к ФИО1 о взыскании суммы выданной субсидии на строительство жилья - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Стерлибашевский межрайонный суд Республики Башкортостан.

Судья:                                 Л.И. Гареева

2-199/2023 ~ М-126/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация муниципального района Миякинский район РБ
Ответчики
Шарков Александр Юрьевич
Другие
Министерство сельского хозяйства РБ
Шаркова Диляра Варисовна
Суд
Стерлибашевский межрайонный суд Республики Башкортостан
Судья
Гареева Лилия Ильдаровна
Дело на странице суда
sterlibashevsky--bkr.sudrf.ru
26.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.01.2023Передача материалов судье
26.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.02.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.03.2023Судебное заседание
23.03.2023Судебное заседание
23.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.03.2023Судебное заседание
24.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2023Дело оформлено
29.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее