Дело № 2-3065/2019
55RS0007-01-2019-003885-35
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20.08.2019 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Васильевой Т.А. при секретаре судебного заседания Ахуновой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Омского гарнизона в интересах Змиевой О.В. к ФКУ «Военный комиссариат Омской области» о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, обязании произвести перерасчет пенсии,
установил:
Военный прокурор Омского гарнизона обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Змиевой О.В. с иском к ФКУ «Военный комиссариат Омской области», указав, что военной прокуратурой Омского гарнизона по обращению Змиевой О.В. от 27.06.2019 по вопросу ненадлежащего обеспечения пенсионными выплатами в военном комиссариате Омской области проведена проверка. Установлено, что ее супруг З. проходил военную службу в воинских частях на территории Республики Афганистан, являлся ветераном боевых действий, состоял на пенсионном обеспечении в ФКУ «Военный комиссариат Омской области» с ДД.ММ.ГГГГ. З. умер ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ Змиева О.В. является получателем пенсии по лини Министерства обороны РФ по случаю потери кормильца (пенсионное дело №). Пенсия назначена в соответствии со ст. 36 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, исходя из соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного ст. 43 названного Закона. С 01.12.2014 размер указанной пенсии составляет 50% соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2014 № 342-ФЗ. При этом, назначение пенсии Змиевой О.В. осуществлено без учета повышения, установленного п. «г» ст. 45 закона, что прокурор считает необоснованным, поскольку размер пенсии по случаю потери кормильца зависит от размера выплат, право на получение которых имел кормилец. Змиева О.В. обратилась в отдел социального обеспечения военного комиссариата Омской области с соответствующим заявлением в защиту своего права 26.06.2019, но в перерасчете пенсии с учетом повышения ей было отказано. Просит признать за Змиевой О.В. право на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» с июня 2018 (12 месяцев предшествующих обращению) и обязать военный комиссариат Омской области произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с июня 2018 года по настоящее время.
Представитель военного прокурора Омского гарнизона по доверенности Васильев С.В. (л.д. 50) в судебном заседании поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнил период признания права и перерасчета исходя из даты возникновения права – ноябрь 2018 г.
Змиева О.В. в судебном заседании участия не принимала, извещена надлежащим образом, представила заявление с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 52).
Представитель ФКУ «Военный комиссариат Омской области» в судебном заседании участия не принимал, извещены надлежащим образом, представили письменные возражения, в которых иск не признали, указав, что Змиева О.В. (супруга) не является лицом, которому законом предоставлено право на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1. Просили о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 24-27).
Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав участника процесса, исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 29 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 22.02.2017) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении.
В соответствии с пунктом «г» ст. 45 вышеуказанного Закона пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
В соответствии со ст. 46 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные ст. 45 Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсий.
На основании п. 1, 5 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации; лица, обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что З. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ, в том числе на территории Республики Афганистан, принимал участие в боевых действиях и являлся ветераном боевых действий (л.д. 11,20-23, 36-39,42,43-48).
Исходя из копии свидетельства о заключении брака усматривается, что Змиева О.В. с ДД.ММ.ГГГГ являлась супругой З. (л.д. 16).
ДД.ММ.ГГГГ З. умер, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 15).
На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ Змиева О.В. является получателем пенсии по случаю потери кормильца как член семьи (супруга) умершего военнослужащего З. , являющегося ветераном боевых действий, с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-14,53).
При проведении проверки военной прокуратурой Омского гарнизона по заявлению Змиевой О.В. от 27.06.2019 по вопросу ненадлежащего обеспечения пенсионными выплатами в ФКУ «Военный комиссариат Омской области» выявлено, что Змиевой О.В., являющейся получателем пенсии по случаю потери кормильца, ФКУ «Военный комиссариат Омской области» не было назначено и не выплачивается повышение к пенсии, предусмотренное п. «г» ст. 45 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Пунктом «г» части 1 статьи 45 Закона № 4468-1 в системной связи с пп. 1 - 4 ст. 3 и иными положениями Федерального закона № 5-ФЗ определен круг лиц, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу таких лиц отнесены получающие пенсию по случаю потери кормильца члены семей ветеранов боевых действий.
Довод ответчика том, что действие п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона № 4468-1 не распространяется на членов семей погибших ветеранов боевых действий, основан на ошибочном толковании закона.
Вышеуказанная ст. 45 Закона № 4468-1 помещена в разделе «Исчисление пенсий», где учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данного Закона. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.
Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 29 Закона № 4468-1 являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.
Таким образом, из системного толкования вышеприведенных норм следует, что указанная надбавка начисляется к пенсии, получаемой членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего.
Этот же вывод вытекает и из содержания ч. 5 ст. 46 Закона N 4468-1, устанавливающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего.
Подпункт 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Согласно Разделу III Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О ветеранах", в перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации Федеральным законом от 27.11.2002 № 158-ФЗ, вступившим в законную силу с 01.01.2004, включено выполнение задач в ходе боевых действий в Афганистане: с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года.
В соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона № 4468-1, пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Таким образом, в силу ст. 58 Закона № 4468-1 с момента обращения Змиева О.В. имела право на назначение пенсии в повышенном размере в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 45 названного Закона.
Согласно пункту «б» части 1 статьи 55 указанного Закона перерасчет размеров пенсий по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (ч. 2 ст. 55 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1).
Поскольку заявление о выплате пенсии Змиевой О.В. с учетом повышения было подано в военный комиссариат 26.06.2019 (л.д. 8), соответственно, исходя из указанной даты, суд полагает необходимым обязать ответчика произвести перерасчет пенсии Змиевой О.В. по случаю потери кормильца за 12 месяцев, предшествующих дате обращения с заявлением о перерасчете пенсии к ответчику, но не ранее возникшего права на получение пенсии (л.д. 13-14), то есть за период с 01.11.2018 по настоящее время.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Требования Военного прокурора Омского гарнизона – удовлетворить.
Признать за Змиевой О.В. право на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» с 01.11.2018 года.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Омской области» произвести Змиевой О.В. перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с 01.11.2018 года.
Решение суда может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате 20.08.2019г.
Судья Т.А. Васильева