Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-11342/2023 от 31.08.2023

Судья: Борисова Е.А. гр. дело №33-11342/2023

(номер дела суда первой инстанции №2-814/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 ноября 2023 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Евдокименко А.А.,

судей – Ереминой И.Н., Навроцкой Н.А.,

при секретаре Меньшовой В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области на решение Ленинского районного суда г. Самары от 25 мая 2023 года, которым постановлено:

«Обязать Отделение Фонда пенсионного с социального страхования РФ по Самарской области включить в специальный стаж работы Григорьевой Е.А. периоды работы:

- с 22.03.2008г. по 28.03.2008г., с 21.05.2008г. по 27.05.2008г. – нахождение на курсах повышения квалификации;

- с 03.08.1992г. по 26.10.1994г. – работа в должности врача – стоматолога в цехе № 57 Самарского моторостроительного производственного объединения им. М.В. Фрунзе.»,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Ереминой И.Н., пояснения представителя ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области – Растопшиной Т.Д. в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения Григорьевой Е.А. относительно доводов апелляционной жалобы,

УСТАНОВИЛА:

Григорьева Е.А. обратилась в суд с иском к ГУ ОПФ по Самарской области (после переименования Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии, ссылаясь в обоснование требований на то, что 30.05.2022г. обратилась за назначением пенсии в ГУ ОПФ РФ по Самарской области.

08.06.2022г. ответчиком было принято решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа не менее 30 лет.

Из решения ответчика следует, что документально подтвержденный специальный стаж истца на дату обращения составляет 27 лет 2 месяца 29 дней, что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение.

В специальный стаж истца не засчитаны период работы:

- с 22.03.2008г. по 28.03.2008г., с 21.05.2008г. по 27.05.2008г. – нахождение на курсах повышения квалификации;

- с 03.08.1992г. по 26.10.1994г. – в должности врача – стоматолога в цехе № 57 Самарского моторостроительного производственного объединения им. М.В. Фрунзе.

С принятым решением истец не согласна, поскольку осуществляла медицинское обслуживание работников завода, работала в должности врача – стоматолога.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просила суд обязать ответчика включить в специальный стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии периоды работы:

- с 03.08.1992г. по 26.10.1994г. – в должности врача – стоматолога в цехе № 57 Самарского моторостроительного производственного объединения им. М.В. Фрунзе;

- с 22.03.2008г. по 28.03.2008г., с 21.05.2008г. по 27.05.2008г. – нахождения на курсах повышения квалификации.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области просит отменить решение суда первой инстанции в части включения в специальный стаж Григорьевой Е.А., связанный с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, для назначения пенсии досрочно, период работы: с 03.08.1992г. по 26.10.1994г. – в должности врача – стоматолога в цехе № 57 Самарского моторостроительного производственного объединения им. М.В. Фрунзе, полагая, что указанный период не может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области – Растопшина Т.Д. поддержала доводы апелляционной жалобы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Григорьева Е.А. возражала против доводов жалобы.

Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика, истца, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1).

В соответствии с ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 постановления Пленума).

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 30.05.2022г. Григорьева Е.А. обратилась в ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности.

Решением ГУ – Отделения пенсионного фонда РФ по Самарской области от 08.06.2022г. Григорьевой Е.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального медицинского стажа не менее 30 лет.

В специальный стаж Григорьевой Е.А. в том числе не включены оспариваемые периоды работы:

- с 03.08.1992г. по 06.04.1997г. – в должности врача – стоматолога в цехе № 57 Самарского моторостроительного производственного объединения им. М.В. Фрунзе, поскольку данное учреждение не поименовано Списком от 1991г. и Списком от 2002г.;

- с 21.03.2008г. по 28.03.2008г., с 21.05.2008г. по 27.05.2008г. – нахождения на курсах повышения квалификации.

30.05.2022г. Григорьева Е.А. повторно обратилась в ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Решением ГУ – Отделения пенсионного фонда РФ по Самарской области от 30.08.2022г. Григорьевой Е.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального медицинского стажа не менее 30 лет.

Указанным решением Григорьевой Е.А. отказано во включении в специальный стаж работы выше указанных периодов.

Документально подтвержденный страховой стаж Григорьевой Е.А. на дату обращения - 30.05.2022 года за досрочным назначением страховой пенсии по старости составляет 27 лет 2 месяца 29 дней.

Разрешая спор, суд пришел к выводу об удовлетворении требований истца и включении в специальный стаж работы, связанный с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, для назначения пенсии досрочно, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 22.03.2008г. по 28.03.2008г., с 21.05.2008г. по 27.05.2008г.

В указанной части решение суда первой инстанции не обжалуется, предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в части удовлетворения требований Григорьевой Е.А. о включении в специальный стаж, связанный с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, для назначения пенсии досрочно, периода работы: с 03.08.1992г. по 06.04.1997г. – в должности врача – стоматолога в цехе № 57 Самарского моторостроительного производственного объединения им. М.В. Фрунзе, в данном случае заслуживают внимание доводы апелляционной жалобы ответчика.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Правовые основания и условия назначения досрочной пенсии лицам, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, установлены пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ, согласно которой страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

В период работы Григорьевой Е.А. с 03.08.1992г. по 06.04.1997г. – в должности врача – стоматолога в цехе № 57 Самарского моторостроительного производственного объединения им. М.В. Фрунзе действовал Список профессий и должностей от 06 сентября 1991 года N 464, которым предусматривалось, что право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Как следует из материалов дела, Григорьева Е.А. осуществляла медицинскую деятельность в цехе № 57 Самарского моторостроительного производственного объединения им. М.В. Фрунзе.

Согласно приказу № 60к от 07.02.1980г. на территории завода осуществлялось медицинское обслуживание работников завода, были открыты профилактические и лечебные отделения, увеличены штаты медицинских работников, организован цех здоровья.

Из исторической справки следует, что завод им. М.В. Фрунзе был основан в 1925г. В последующем переименован в Куйбышевский моторостроительный завод им. М.В. Фрунзе. Приказом Министра от 23.05.1977г. переименован в Куйбышевское моторостроительное производственное объединение им. М.В. Фрунзе. С октября 1991г. имеет наименование Самарское моторостроительное производственное объединение им. М.В. Фрунзе. Распоряжением правительства № 211 от 23.02.1994г. наименование предприятия АООТ «Моторостроитель». В настоящее время – ПАО «ОДК-Кузнецов».

Делая вывод о включении указанного периода работы в специальный стаж истца, суд первой инстанции исходил из того, что согласно действовавшему до 1 ноября 1999 г. правовому регулированию, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464).

С целью установления фактических обстоятельств дела, в ответе на запросы судебной коллегии на основании положений ст. 327.1 ГПК РФ, ПАО «ОДК-Кузнецов» сообщил, что предоставить справку, подтверждающую льготный характер работы Григорьевой (Вотяковой) Е.А. не представляется возможным в связи с тем, что данная профессия не предусмотрена перечнем производств, работ, профессий, должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение работникам ПАО «ОДК-Кузнецов»; согласно ответа ГБУСО «Центральный государственный архив Самарской области» в документах архивного фонда ПО им М.В. Фрунзе за 1992-1994 г.г. сведения о структурном подразделении, положение цеха № 57 (медицинского кабинета, здравпункта) не выявлены. Сведениями о принадлежности, прикреплении медицинского кабинета цеха № 57 к какому-либо медицинскому учреждению архив не располагает.

Представленные вышеуказанные документы судебной коллегией приняты в качестве новых доказательств на основании ст. 327.1 ГПК РФ, исследованы и проверены в совокупности с имеющимися доказательствами в порядке ст. 67 ГПК РФ.

С учетом изложенного, в соответствии со Списком профессий и должностей от 6 сентября 1991 г. N 464, а также Номенклатурой учреждений здравоохранения (приложение 3 к Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденному приказом Минздравмедпрома России от 20 февраля 1995 г. N 35) судебная коллегия приходит к выводу о том, что цех № 57 Самарского моторостроительного производственного объединения им. М.В. Фрунзе не являлся структурно выделенным лечебно-профилактическим учреждением и не входил в состав амбулаторно-поликлинического учреждения, в связи с чем период работы Григорьевой Е.А. с 03.08.1992г. по 26.10.1994г. в должности врача – стоматолога в цехе № 57 Самарского моторостроительного производственного объединения им. М.В. Фрунзе не подлежит включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

Доводы истца о том, что фактически ею осуществлялась медицинская деятельность, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку, установленные в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий, предусмотренные для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.

Возможность назначения льготных страховых пенсий по пункту 20 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ установлена только тем лицам, которые осуществляли лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей.

Поскольку Самарское моторостроительное производственное объединение им. М.В. Фрунзе не относится к учреждениям, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для включения периода работы Григорьевой Е.А. с 03.08.1992г. по 26.10.1994г. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Таким образом, решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием в данной части нового решения об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Самары от 25 мая 2023 года отменить в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области обязанности включить в специальный стаж работы Григорьевой Е.А. периода работы с 03.08.1992г. по 26.10.1994г. в должности врача – стоматолога в цехе № 57 Самарского моторостроительного производственного объединения им. М.В. Фрунзе, постановить в данной части новое решение, которым в удовлетворении указанных исковых требований Григорьевой Е.А. отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области удовлетворить.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Председательствующий

Судьи

33-11342/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Григорьева Е.А.
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
31.08.2023[Гр.] Передача дела судье
26.09.2023[Гр.] Судебное заседание
17.10.2023[Гр.] Судебное заседание
07.11.2023[Гр.] Судебное заседание
28.11.2023[Гр.] Судебное заседание
18.12.2023[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2023[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее