Дело № 2-175/2022 |
УИД 41RS0009-01-2022-000162-50 |
строка 2.066 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2022 года п. Усть-Камчатск Камчатского края
Усть-Камчатский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Валеева М.Р., при секретаре Анкудиновой Т.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.С.Ю. к Межмуниципальному отделу МВД России «Усть-Камчатский» о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, взыскании компенсации морального вреда, за упущенную выгоду,
установил:
истец А.С.Ю. обратился в суд с названным иском к Межмуниципальному отделу МВД России «Усть-Камчатский» (далее также – Усть-Камчатский МО МВД), в обоснование которого указал, что в период с марта 2020 года по апрель 2022 года он проходил службу в Усть-Камчатском МО МВД в должности заместителя начальника полиции по оперативной работе. В декабре 2021 года он написал рапорт на увольнение из органов внутренних дел по выслуге. Как сотрудник органов внутренних дел, привлекавшийся к выполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, он имеет право на получение вместо предоставления дополнительных дней отпуска денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (далее также - спорная выплата) за 2020-2022 годы. В связи с этим им составлен рапорт на имя врио начальника Усть-Камчатского МО МВД И.К.А., который был утвержден и передан в бухгалтерию для начисления компенсации. При увольнении ему выплачена указанная компенсация за 2021 и 2022 годы. При выяснении причин невыплаты ему компенсации за 2020 год, ему стало известно, что ответственными за ведением табелей учёта рабочего времени сотрудниками в 2020 году такая документация не велась, что послужило основанием к отказу в производстве указанной выплаты. Полагает, что помощник начальника Усть-Камчатского МО МВД России по работе с личным составом ФИО4 в силу личной заинтересованности не восстановила и не подписала ему табеля учета служебного времени за 2020 год. Считает, что ежемесячный контроль и дальнейшая проверка табелей учета служебного времени и документов, и представление соответствующих сведений о количестве подлежащих компенсации часов (дней) в УРЛС УМВД России по Камчатскому краю велся в отделе полиции ненадлежащим образом. Он самостоятельно составил табеля учета рабочего времени за 2020 года, которые были проверены главным бухгалтером Усть-Камчатского МО МВД. Он обращался в УМВД России по Камчатскому краю с просьбой разобраться в сложившейся ситуации, однако ему были даны формальные ответы, где указано, что он с рапортом на имя руководителя о производстве указанной выплаты не обращался. Он не согласен с этими ответами, поскольку в рапорте он просил произвести ему эту выплату за 2020, 2021 и 2022 годы, при этом за 2021 и 2022 годы ему такая выплата произведена. Просит суд взыскать с Усть-Камчатского МО МВД в его пользу компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, в размере 149 285,14 руб., компенсацию морального вреда за потраченное время, и за упущенную выгоду в размере 149 285,14 руб.
Истец А.С.Ю., о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд не прибыл. В заявлении (ответе) от 25 октября 2022 года уточнил исковые требования, указав, что просит выплатить соответствующую компенсацию за период со 2 августа по 31 декабря 2020 года. Письменно отвечая на запросы суда о представлении доказательств обращения с рапортом к начальнику Усть-Камчатского МО МВД в период с 2020 по 2022 и годы о представлении ему спорной выплаты за 2020 год, указал, что с такими рапортами к начальнику Усть-Камчатского МО МВД он обращался в январе 2021 года, 29 декабря 2021 года, 24 января 2022 года, в апреле 2022 года (т. 1 л.д. 201-202). При этом в ответе от 10 ноября 2022 года отметил, что представить эти рапорта возможности не имеет, они находятся в подшивке служебных документов, находящихся в производстве помощника руководителя Усть-Камчатского МО МВД ФИО4 Обязательным условием для выплаты компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни являются табеля учета рабочего времени. Он представил таковые, однако начальник Усть-Камчатского МО МВД их не утвердил, чем лишил его права на написание рапорта на выплату данной компенсации. Отказываясь от подписания данных табелей и рапорта, руководитель Усть-Камчатского МО МВД сослался на то, что в 2020 году он (руководитель) службу в Усть-Камчатском МО МВД не проходил и не может подтвердить или опровергнуть несение им (А.С.Ю.) службы в 2020 году. 8 ноября 2022 года он в очередной раз написал заявление о производстве ему указанной спорной выплаты, ответ до настоящего времени не получил.
Ответчик - межмуниципальный отдел МВД России «Усть-Камчатский» о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимали, согласно телефонограмме представитель ответчика ФИО7 просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Усть-Камчатского МО МВД.
В судебном заседании 27 октября 2022 года представитель ответчика – врио начальника Усть-Камчатского МО МВД ФИО8 иск не признал, поддержал письменные возражения от 30 августа 2022 года. Отметил, что Усть-Камчатский МО МВД является юридическим лицом, имеет свою бухгалтерию и все начисления по денежному довольствию производит самостоятельно. УМВД России по Камчатскому краю денежных начислений и выплат сотрудникам Усть-Камчатского МО МВД не производит. Дополнительно указал, что А.С.Ю. не обращался в Усть-Камчатский МО МВД в период с 2020 года по 2022 год с рапортами о выплате ему компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. При этом в начале февраля А.С.Ю. обратился с рапортом о выплате ему такой компенсации за 2021 и 2022 годы. Данный рапорт он подписал, и утвердил представленные истцом табели учета рабочего времени за указанные периоды, поскольку знал, что в этот период А.С.Ю. выполнял обязанности сверх установленного времени. Табели за 2020 год он отказался утверждать, поскольку в 2020 году он не проходил службу в Усть-Камчатском МО МВД, и поэтому не уполномочен утверждать табели за 2020 год. В устной беседе А.С.Ю. говорил, что желает получить указанную денежную компенсацию за 2020 год, однако письменно с рапортом так и не обратился. В письменных возражениях указывая, что с рапортом о выплате компенсации за 2020 год А.С.Ю. обратился в апреле 2022 года, имеется в виду, что истец обращался в УМВД России по Камчатскому краю, когда разбирался с данным вопросом. Представленные ответчиком по запросу суда копии табелей учета рабочего времени за 2020 год, которые им не утверждены и не подписаны ФИО4, являются теми табелями, которые составил сам А.С.Ю. и направил в Усть-Камчатский МО МВД. Достоверность изложенных в этих табелях сведений проверить не представляется возможным.
В письменных возражениях Усть-Камчатского МО МВД врио начальником И.К.А. указано, что с рапортом о предоставлении дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2020 год сотрудник должен обратиться не позднее последнего рабочего дня в 2020 году. Следовательно, обращаясь в суд 31 мая 2022 года с иском, А.С.Ю. пропустил трехмесячный срок на обращение в суд за разрешением служебного спора. Кроме того, А.С.Ю. с рапортом о предоставлении дополнительных дней отдыха за отработанное время сверх установленной нормальной продолжительности, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в установленный законом срок не обращался, за указанный период отсутствуют табели учета рабочего времени А.С.Ю., которые могли бы подтвердить наличие оснований для выплаты компенсации. Оснований для взыскании компенсации морального вреда не имеется. Полагал, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется за необоснованностью, а также в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Третье лицо Управление МВД России по Камчатскому краю о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в суд представителя не направили, в заявлении просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, требования истца полагали необоснованными, представили возражения, аналогичные по содержанию с возражениями ответчика, сославшись также на то, что Управление не может являться ответчиком по данному делу, поскольку Усть-Камчатский МО МВД, где проходил службу А.С.Ю., является самостоятельным юридическим лицом, самостоятельно производит выплату денежного довольствия сотрудникам, согласно штатному расписанию.
Свидетель ФИО4 в судебном заседании пояснила, что работает в должности заместителя начальника Усть-Камчатского МО МВД по работе с личным составом. В феврале 2022 года к ней подошел А.С.Ю. и попросил подписать табели учета рабочего времени за 2020 год, на что он ему отказала, пояснив, что они изготовлены задним числом, руководители, которые проходили службу в Усть-Камчатском МО МВД на тот момент, уже не служат, а она не может проверить достоверность этих табелей. В силу своих должностных обязанностей она осуществляла ежемесячный контроль за представлением в кадровое подразделение с дальнейшей проверкой табелей учета рабочего времени и документов, являющихся основанием привлечения сотрудников к сверхурочной работе, а также по представлению в УРЛС докладной записки о количестве подлежащих компенсации дней сотрудникам. Такие документы, в том числе табели учета рабочего времени, рапорт с резолюцией начальника на выплату этой компенсации, изначально должны представлять ей сами сотрудники, а она затем проверяет и формирует соответствующие сведения. В период с 2020 года по 2021 год включительно рапорт А.С.Ю. с резолюцией начальника о выплате ему компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2020 год к ней не поступал. Также не представлял А.С.Ю. и табели учёта служебного времени за 2020 год в 2020 и 2021 годах.
Свидетель ФИО6 в судебном заседании пояснила, что является главным бухгалтером Усть-Камчатского МО МВД. В январе – феврале 2022 года к ней обратился А.С.Ю. и попросил подписать табели учета рабочего времени за 2020 год. Она проверила правильность расчета, а именно правильно ли суммированы часы и подписала эти табели. Она не знает, нес ли фактически А.С.Ю. службу в те даты, о которых указано в табелях. Она не уполномочена проверять фактическое несение службы сотрудником, а лишь проверят табель правильно ли арифметически сложены часы.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствии не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства в их совокупности и взаимной связи по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регламентируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее также - Федеральный закон № 342-ФЗ).
Законодательство Российской Федерации о труде применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, лишь в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм Трудового кодекса Российской Федерации по аналогии.
В соответствии с ч. 2 ст. 53 Федерального закона № 342-ФЗ нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю.
Согласно ч. 5 ст. 53 указанного Федерального закона ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности старшего и высшего начальствующего состава.
В силу ч. 6 ст. 53 Федерального закона № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 утвержден Порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - Порядок).
Согласно п. 274 Порядка в случае служебной необходимости сотрудники могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни с предоставлением сотрудникам компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности.
В соответствии с п. 284 Порядка, сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации (п. 285 Порядка). В соответствии с п. 286 Порядка сотрудники, которым установлен ненормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника). За выполнение указанными сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности не предоставляется. Сотрудникам, которым установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 Федерального закона N 342-ФЗ.
Предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется, в том числе руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России, начальником структурного подразделения органа, организации, подразделения МВД России, в составе которого имеется кадровое подразделение, которому он подчинен по службе (п. 290 Порядка).
В силу п. 293 Порядка, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31 января 2013 г. № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (действовавшим в период возникновения спорных правоотношений) – (далее Порядок обеспечения денежным довольствием).
При этом п. 58 Порядка обеспечения денежным довольствием, предусмотрено, что количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (120 часов в год в соответствии со ст. 99 Трудового кодекса РФ).
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации. При этом в соответствии с действующим Порядком для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений пункта 285 Порядка, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.
В судебном заседании установлено, что А.С.Ю. с 16 июля 2020 года проходил службу в Усть-Камчатском МО МВД России в должности заместителя начальника полиции (по оперативной работе), что следует из приказа УМВД России по Камчатскому краю № л/с от 21 июля 2020 года. В соответствии с контрактом ему установлен ненормированный служебный день (т. 1 л.д. 93, 94, 95).
29 декабря 2021 года А.С.Ю. обратился с рапортом о предоставлении очередного отпуска за 2022 год с последующим увольнением из органов внутренних дел, при этом не просил произвести оплату за отработанные дни сверх нормальной продолжительности служебного времени.
В соответствии с приказом УМВД России по Камчатскому краю № л/с от 2 февраля 2022 года, А.С.Ю. уволен из органов внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, с 23 апреля 2022 года (т. 1 л.д. 98-99).
4 февраля 2022 года А.С.Ю. обратился с рапортом о выплате ему денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в выходные и нерабочие праздничные дни за 2021-2022 годы (т. 1 л.д. 145).
Приказом врио начальника Усть-Камчатского МО МВД Усть-Камчатского МО МВД от 10 февраля 2022 года А.С.Ю. произведена выплата указанной компенсации за 2021-2022 годы (т. 1 л.д. 198).
Согласно ответам УМВД России по Камчатскому краю от 22 февраля 2022 года и от 5 мая 2022 года на рапорт и обращение А.С.Ю. по факту невыплаты ему денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2020 год, оснований для производства указанной выплаты не имеется в виду отсутствия табелей учета служебного времени за 2020 год в Усть-Камчатском МО МВД, отсутствия волеизъявления, выраженного в форме рапорта А.С.Ю., согласованного с непосредственным руководителем, а также истечения срока для обращения за указанной выплатой (т. 1 л.д. 30-33).
Согласно должностной инструкции заместителя начальника полиции (по оперативной работе) Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Усть-Камчатский», А.С.Ю. подчинялся заместителю начальника Усть-Камчатского МО МВД России – начальнику полиции.
Согласно дополнительным пояснениям истца от 25 октября 2022 года (т. 1 л.д. 201-202) он обращался рапортами к начальнику Усть-Камчатского МО МВД в январе 2021 года, 29 декабря 2021 года, 24 января 2022 года, в апреле 2022 года.
Как следует из сообщения Усть-Камчатского МО МВД от 11 октября 2022 года к руководству Усть-Камчатского МО МВД в период с 2020 по 2021 год табели учета рабочего времени за 2020 год в отношении А.С.Ю. не поступали, сам истец с таковыми не обращался, в связи с чем установить количество часов, подлежащих компенсации невозможно. А.С.Ю. в период с 2020 по 2021 год также не обращался к руководству Усть-Камчатского МО МВД с рапортами о предоставлении ему дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни в 2020 году (т. 1 л.д. 190).
Согласно справке Усть-Камчатского МО МВД от 25 октября 2022 года, А.С.Ю. к руководству Усть-Камчатского МО МВД с рапортом о предоставлении ему денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2020 год, в период с 2020 года по 2022 год, не обращался. В подразделение по работе с личным составом такой рапорт с резолюцией руководителя не поступал.
В связи с тем, что истцом указано, что с соответствующими рапортами он обращался к руководству Усть-Камчатского МО МВД и они находятся в подшивке служебных документов, находящихся в производстве помощника руководителя Усть-Камчатского МО МВД, судом истребованы указанные документы у ответчика.
В судебном заседании исследованы 8 томов сшитых в наряды табелей учета служебного времени вместе с рапортами сотрудников Усть-Камчатского МО МВД, за период с 11 сентября 2020 года по 30 июня 2022 года.
Как видно из указанных нарядов в период с сентября 2020 года по июнь 2021 года А.С.Ю. с рапортом к непосредственному начальнику в Усть-Камчатском МО МВД о предоставлении ему дней отдыха либо о выплате компенсации за выполнение им в 2020 году служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни, не обращался.
При этом в деле № т. 1 за период с 01.01.2022 по 31.03.2022 на листе дела 115 имеется рапорт А.С.Ю. на имя врио начальника полиции Усть-Камчатского МО МВД о выплате ему соответствующей компенсации за 2021 и 2022 годы, которая, как установлено в судебном заседании, ему произведена.
Согласно копии рапорта помощника начальника Усть-Камчатского МО МВД России подполковника внутренней службы ФИО4 от 2 февраля 2022 года, ей на согласование поступили табели учета служебного времени подполковника полиции А.С.Ю. за 2020 год. Указанные табели подготовлены не своевременно, не утверждены руководителем, находившимся при исполнении служебных обязанностей на тот период времени, поэтому проверить учет времени выполнения служебных обязанностей в ночное время, в выходные и праздничные дни на дату составления рапорта не представилось возможным.
Также в судебном заседании установлено, что на основании приказов Усть-Камчатского МО МВД от 19 февраля 2021 года и от 17 марта 2021 года А.С.Ю. произведена выплата компенсации в общем количестве 120 часов за период с января по февраль 2021 года.
В ходе рассмотрения дела судом неоднократно предлагалось истцу представить доказательства его обращения в период с 2020 по 2022 год к руководству Усть-Камчатского МО МВД с рапортом о выплате компенсации за выполнение им в 2020 году служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Между тем, истцом, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств его обращения с рапортами к непосредственному начальнику в период прохождения службы в Усть-Камчатском МО МВД в период с 2020 по 2022 годы о выплате ему денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени в 2020 году либо о предоставлении дополнительных дней отдыха.
Утверждение истца об обращении к руководству с такими рапортами, не подтверждено никакими доказательствами.
В судебном заседании представитель ответчика И.К.А. не отрицал, что А.С.Ю. в 2020 году мог исполнять обязанности сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в силу своих должностных обязанностей, однако ввиду отсутствия надлежащим образом утверждённых табелей учета рабочего времени за тот период и согласованного рапорта А.С.Ю. определить в настоящее время точное количество часов такой сверхурочный работы не представляется возможным.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец в период с 2020 года по 2022 год - до увольнения, зная о том, что имеет право на получение денежной компенсации, не обращался к руководству Усть-Камчатского МО МВД, где проходил службу, с рапортами о предоставлении ему дополнительных дней отдыха либо о выплате компенсации за выполнение им в 2020 году служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни, то есть А.С.Ю. не выполнил определенное обязательное условие для реализации права на дополнительные дни отдыха за указанный период – подача рапорта согласованного с непосредственным руководителем, с соблюдением срока такого обращения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований А.С.Ю. о взыскании денежной компенсации за выполнение в 2020 году служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Рассматривая заявление представителя ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд за разрешением служебного спора, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 4 ст. 72 Федерального закона N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел для разрешения служебного спора может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В данном случае истец, в силу своих обычных знаний, в том числе правовых, и жизненного опыта, мог и должен был узнать о нарушении своих прав в течение 2020 года вплоть до 31 декабря 2020 года, поскольку А.С.Ю. ежемесячно получал денежное довольствие, знал его размере, о фактическом количестве отработанного им времени и наличии переработки в 2020 году, о том, что спорная выплата ему не производилась. При этом 2 июля 2021 года на основании приказа ему предоставлялся ежегодный оплачиваемый отпуск за 2020 год, которым дополнительные дни отдыха ему не предоставлялись. Однако в суд за разрешением служебного спора истец обратился лишь 31 мая 2022 года (т. 1 л.д. 70), то есть за пределами установленного законом трехмесячного спора.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что предусмотренный ст. 72 Федерального закона N 342-ФЗ срок обращения в суд с настоящим иском А.С.Ю. пропущен.
При этом, ссылка А.С.Ю. в ответе в адрес суда от 10 ноября 2022 года о том, что он 8 ноября 2022 года обратился в адрес руководителя Усть-Камчатского МО МВД с заявлением о производстве ему спорной выплаты, также свидетельствует о несоблюдении истцом срока обращения в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
При этом, уважительность причин пропуска срока обращения в суд в настоящем споре в порядке ст. 56 ГПК РФ доказывается истцом.
По смыслу действующего законодательства в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Истцу направлялись возражения ответчика и третьего лица, в которых заявлено о пропуске А.С.Ю. срока обращения в суд, однако истец каких-либо пояснений не представил, ходатайств о восстановлении пропущенного процессуального срока не заявил (т. 1 л.д. 200).
Поскольку доказательств наличия обстоятельств, препятствующих обращению в суд, либо свидетельствующих о невозможности обращения в суд с иском в установленный законом срок А.С.Ю. не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин пропуска истцом срока обращения в суд, установленного ст. 72 Федерального закона N 342-ФЗ. Оснований для восстановления такого срока не имеется. Пропуск установленного законом срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Учитывая, что в ходе судебного разбирательства не нашел своего подтверждения довод истца о нарушении его права на получение денежной компенсации за выполнение им в 2020 году служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований.
Требования о взыскании компенсации морального вреда в связи с потраченным временем и за упущенную выгоду, также не подлежат удовлетворению, поскольку они являются производными от основного требования о взыскании денежной компенсации за сверхурочную работу.
При этом истцом, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств, подтверждающих причинение ему ущерба в виде упущенной выгоды, и расчет такого ущерба.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении искового заявления А.С.Ю. к Межмуниципальному отделу МВД России «Усть-Камчатский» о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, за период со 2 августа 2020 года по 31 декабря 2020 года, взыскании компенсации морального вреда, за упущенную выгоду – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Усть-Камчатский районный суд Камчатского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий М.Р. Валеев
В окончательной форме решение изготовлено 15 ноября 2022 года.