Судья Драчева О.В.
Дело № 7-673/2020 / 12-256/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 29 апреля 2020 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Диагностический санаторно-оздоровительный лечебный комплекс движения «Изумруд» Ч. на постановление судьи Чайковского городского суда Пермского края от 07 апреля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Диагностический санаторно-оздоровительный лечебный комплекс движения «Изумруд»
у с т а н о в и л:
01 апреля 2020 г. главным специалистом-экспертом Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в отношении общества с ограниченной ответственностью «Диагностический санаторно-оздоровительный лечебный комплекс движения «Изумруд» (далее - ООО «Диагностический санаторно-оздоровительный лечебный комплекс движения «Изумруд», общество) был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Как следует из протокола об административном правонарушении, ООО «Диагностический санаторно-оздоровительный лечебный комплекс движения «Изумруд» осуществляющее деятельность по адресу: ****, допустило в условиях введения в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) невыполнение противоэпидемических мероприятий, установленных указом Губернатора Пермского края № 23 от 29 марта 2020 г. «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае», которым приостановлена на территории Пермского края с 28 марта 2020 г. работа организаций, связанная, в том числе с оказанием населению услуг, предполагающих очное присутствие гражданина, а именно по состоянию на 31 марта 2020 г. 15:33 работа санатория профилактория «Изумруд» осуществлялась: входные двери открыты, 30 марта 2020 г. приняты новые проживающие П. (до 4 апреля 2020 г.), М1., М2. (до 8 апреля 2020 г.), отдыхающим предоставляются услуги: проживание, питание, кислородный коктейль.
Постановлением судьи Чайковского городского суда Пермского края от 07 апреля 2020 г. ООО «Диагностический санаторно-оздоровительный лечебный комплекс движения «Изумруд» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного приостановления деятельности ООО «Диагностический санаторно-оздоровительный лечебный комплекс движения «Изумруд» по адресу: **** на срок 30 суток, с момента фактического приостановления деятельности, с включением в данный срок срока временного запрета деятельности с 14 часов 00 минут 01 апреля 2020 г.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник общества Ч. просит постановление судьи городского суда отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на положения статей 1.3, 1.3.1 КоАП РФ полагает, что закон субъекта Российской Федерации может предусматривать ответственность в пределах, установленных КоАП РФ, поэтому пока нет ответственности в КоАП РФ, субъект Российской Федерации не может создать свои меры ответственности. На момент составления протокола осмотра 31 марта 2019 г. указ Губернатора Пермского края от 29 марта 2020 г. № 23 в законную силу не вступил, поскольку был официально опубликован только 31 марта 2020 г., в связи с чем оказание услуг по проживанию, питанию с 30 марта 2020 г. до 31 марта 2020 г. до опубликования указа не является нарушением пункта 1.3 данного указа. Кроме этого указывает на суровость назначенного наказания.
В судебном заседании в краевом суде законный представитель Ш., защитник Ч., извещенные надлежаще, участие не принимали, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации, преамбула, статья 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ).
Пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» вводит понятие «охрана здоровья граждан (охрана здоровья)», под которой понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-эпидемиологического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В статье 2 Федерального закона № 52-ФЗ закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе, посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридическое лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, в том числе обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии с пунктами 1,3, 1.4, 1.4.1 указа Губернатора Пермского края от 29 марта 2020 г. № 23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» (в редакции указа Губернатора Пермского края от 31 марта 2020 г. № 26), в связи с введением в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», подпункта «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» временно приостановлено на территории Пермского края с 28 марта 2020 г. оказание населению иных услуг, предполагающих очное присутствие физического лица, а также бронирование мест, прием и размещение физических лиц в пансионатах, домах отдыха, санаторно-курортных организациях (санаториях), санаторно-оздоровительных детских лагерях круглогодичного действия и гостиницах, расположенных на территории Пермского края, в иных санаторно-курортных организациях (санаториях), санаторно-оздоровительных детских лагерях круглогодичного действия на территории Пермского края, а также иных средствах коллективного размещения, за исключением лиц, находящихся в служебных командировках или служебных поездках.
Из материалов дела следует, что ООО «Диагностический санаторно-оздоровительный лечебный комплекс движения «Изумруд» осуществляет деятельность санаторно-курортных организаций по адресу: ****.
В ходе осмотра используемого обществом помещения по указанному выше адресу установлено, что по состоянию на 31 марта 2020 г. 15 часов 33 минуты ООО «Диагностический санаторно-оздоровительный лечебный комплекс движения «Изумруд» работает. 30 марта 2020 г. приняты новые проживающие в количестве трех человек: П., М1., М2., с датой окончания проживания 04 апреля 2020 г. и 08 апреля 2020 г. Отдыхающие получают проживание, питание, кислородный коктейль, что отражено в протоколе осмотра от 31 марта 2020 г., зафиксировано в представленных видеоматериалах.
Указанные обстоятельства в связи с невыполнением требований указа Губернатора Пермского края от 29 марта 2020 г. № 23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» послужили основанием для составления 01 апреля 2020 г. в отношении ООО «Диагностический санаторно-оздоровительный лечебный комплекс движения «Изумруд» протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 КоАП РФ.
Оценив собранные по делу доказательства, судья городского суда пришел к правильному выводу о совершении ООО «Диагностический санаторно-оздоровительный лечебный комплекс движения «Изумруд» административного правонарушения, ответственность за которое установлена указанной нормой. Выводы судьи городского суда должным образом мотивированы в постановлении, основаны на положениях части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается, что ООО «Диагностический санаторно-оздоровительный лечебный комплекс движения «Изумруд» допущено невыполнение санитарно - противоэпидемических мероприятий по временному приостановлению с 28 марта 2020 г. работы комплекса и предоставления услуг проживания, питания, по адресу: ****, являющегося объектом, указанным в пункте 1.3 Указа Губернатора Пермского края от 29 марта 2020 № 23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае», что является нарушением требований части 1 статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ, которой установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Обстоятельства совершения ООО «Диагностический санаторно-оздоровительный лечебный комплекс движения «Изумруд» административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом осмотра от 31 марта 2020 г., протоколом о временном запрете деятельности от 01 апреля 2020 г., протоколом об административном правонарушении от 31 марта 2020 г., видеоматериалами, и иными представленными доказательствами, оценка которых судьей городского суда произведена в совокупности с другими материалами дела в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности в невыполнении противоэпидемических мероприятий таковыми являются введенные ограничительные мероприятия, направленные на предупреждение распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Пермского края, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств.
Выводы судьи о виновности ООО «Диагностический санаторно-оздоровительный лечебный комплекс движения «Изумруд» в совершении административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Относительно доводов о дате опубликования указа Губернатора от 29 марта 2020 г. № 23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» 31 марта 2020 г. и неприменении его к рассматриваемым правоотношениям, то данные доводы заявлены без учета положений пункта 4 указа Губернатора Пермского края от 24 июля 2008 г. № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, распоряжений председателя Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края» в редакции от 24 января 2018 г. Согласно данной норме официальным опубликованием нормативных правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, правовых актов исполнительных органов государственной власти Пермского края по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина помимо перечисленных в пункте 4 названного указа считается первое размещение (опубликование) их полных текстов на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
Указ губернатора от 29 марта 2020 г. № 23 был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 марта 2020 г., соответственно его применение к событию 31 марта 2020 г. является обоснованным. В изложенной связи ссылка заявителя жалобы на то, что указ Губернатора Пермского края от 29 марта 2020 г. № 23 на момент составления протокола осмотра в законную силу не вступил, оказание услуг по проживанию, питанию с 30 марта 2020 г. до 31 марта 2020 г. не является нарушением пункта 1.3 данного указа подлежит отклонению, как основанная на ошибочном толковании заявителем положений законодательства регулирующего вступление актов Губернатора Пермского края в законную силу.
Доводы заявителя жалобы о том, что указ Губернатора Пермского края от 29 марта 2020 г. № 23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» со ссылками на положения статей 1.3, 1.3.1 КоАП РФ к санитарным правилам и гигиеническим нормативам не относится, отклоняются, поскольку они основаны на неверном толковании норм законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Исходя из части 1 статьи 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 26 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ к предметам ведения Российской Федерации отнесено установление административной ответственности по вопросам федерального значения, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в силу пункта 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъекта Российской Федерации относится установление законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов местного самоуправления.
Из системного анализа вышеприведенных норм федерального законодательства следует, что законодательный орган субъекта Российской Федерации вправе устанавливать ответственность не по всем вопросам, находящимся в его компетенции или компетенции муниципальных органов власти, а только по тем, по которым ответственность не установлена федеральным законом или по которым федеральным законодательством установление такой ответственности не отнесено к компетенции Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе относятся: принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением; введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
В соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача от 18 марта 2020 № 7 в связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) постановлено принять меры по введению режима повышенной готовности.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ) предусматривает, что его действие распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ определено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).
Приведенные положения федерального законодательства свидетельствуют, что указ Губернатора Пермского края от 19 марта 2020 г. № 18 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» с последующими изменениями вынесен в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, регламентирующим процесс деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с целью их предупреждения, а также Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направленного на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Соответственно, ответственность за нарушение актов принятых во исполнение выше указанного федерального законодательства возникает на основании федерального закона. В данном случае таковым является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которым за вменяемое ООО «Диагностический санаторно-оздоровительный лечебный комплекс движения «Изумруд» правонарушение в связи с нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения выразившегося в невыполнении противоэпидемических мероприятий, статьей 6.3 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) предусмотрена административная ответственность.
С учетом изложенного, вопреки доводам жалобы, вывод судьи городского суда о наличии в действиях ООО «Диагностический санаторно-оздоровительный лечебный комплекс движения «Изумруд» события и состава вменяемого правонарушения основан на фактических обстоятельствах дела.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судьей городского суда обстоятельств правовым основанием к отмене принятого по делу постановления судьи не является.
Административное наказание ООО «Диагностический санаторно-оздоровительный лечебный комплекс движения «Изумруд» в виде административного приостановления деятельности назначено судьей с учетом положений статьи 3.12 КоАП РФ и характера совершенного правонарушения. Допущенное нарушение создает угрозу для жизни и здоровья граждан, в связи с чем менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Согласно протоколу о временном запрете деятельности от 01 апреля 2020 г. фактически деятельность ООО «Диагностический санаторно-оздоровительный лечебный комплекс движения «Изумруд» по адресу: **** прекращена с 14 часов 00 минут 01 апреля 2020 г.
Оснований для изменения срока административного приостановления деятельности на момент рассмотрения жалобы не имеется, в данном случае данный срок избран в пределах срока, установленного санкцией статьи 6.3 КоАП РФ в соответствующей редакции, а также с учетом фактических обстоятельств дела.
Постановление о назначении административного наказания вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При таком положении оснований для отмены, изменения постановления судьи и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
решил:
постановление судьи Чайковского городского суда Пермского края от 07 апреля 2020 г. оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Диагностический санаторно-оздоровительный лечебный комплекс движения «Изумруд» Ч. - без удовлетворения.
Судья - (подпись)