Копия
дело № 2-1-1/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«14» мая 2024 года пгт. Палана, Тигильский район, Камчатский край
Тигильский районный суд Камчатского края (постоянное судебное присутствие в посёлке Палана) в составе:
председательствующего – судьи Ловчева В.А., при секретаре Левиной Н.С.,
с участием:
старшего помощника прокурора Тигильского района Камчатского края юриста 3-го класса Гуделева И.М.,
представителя ответчика – администрации городского округа «поселок Палана» Иващенко О.А.,
в отсутствие:
истца – Герасимовой Е.А.,
представителей третьих лиц – Комитета по управлению муниципальным имуществом городского округа «поселок Палана» и Государственной жилищной инспекции Камчатского края,
третьих лиц: ФИО1 и ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Герасимовой Евгении Александровны к администрации городского округа «поселок Палана» о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Герасимова Е.А. обратилась в суд с указанным иском. В обоснование заявленных требований она сослалась на то, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: Камчатский край, Тигильский район, пгт. Палана, <адрес>. Постановлением администрации городского округа «поселок Палана» от 27 сентября 2017 года № 174 многоквартирный дом, расположенный по адресу: Камчатский край, Тигильский район, пгт. Палана, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. При этом срок для принятия мер к расторжению договоров социального найма жилых помещений указанного дома и отселения жильцов в другие благоустроенные жилые помещения постановлением администрации городского округа «поселок Палана» от ДД.ММ.ГГГГ № установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что дом, в котором она проживает, является аварийным, представляет опасность для жизни и здоровья людей, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего всем требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, более того, квартиры в спорном доме являются непригодными для проживания, а, следовательно, не могут быть отнесены к категории жилых. Поскольку имеется реальная угроза внезапного обрушения здания, а также выявленных фактов обрушения частей здания, установление срока расселения жителей данного многоквартирного жилого дома не является разумным и обоснованным сроком расселения. Длительное непредставление администрацией городского округа «поселок Палана» жилых помещений нарушают жилищные права жильцов, гарантированные Конституцией РФ.
На основании изложенного истец просит суд возложить обязанность на администрацию городского округа «поселок Палана» предоставить ей и членам ее семьи: ФИО1, ФИО3, вне очереди по договору социального найма, другое благоустроенное, применительно к условиям пгт. Палана Тигильского района Камчатского края, жилое помещение, отвечающее установленным требованиям в черте пгт. Палана Тигильского района Камчатского края, общей площадью не менее 40,99 кв.м., состоящее не менее чем из двух комнат.
В судебное заседание истец Герасимова Е.А., будучи извещенной о дате, времени и месте не прибыла, уважительных причин неявки не представила, каких-либо ходатайств не заявила, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть исковое заявление без её участия.
Представитель ответчика – Администрации городского округа «поселок Палана» Иващенко О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, при этом указала, что Герасимова Е.А. не состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма, поэтому отсутствуют основания для предоставления жилого помещения взамен аварийного.
Глава городского округа поселок Палана Щербаков И.О. в поданном отзыве на исковое заявление требования истца Герасимовой Е.А. не признал, просил суд оставить их без удовлетворения, также указав о том, что истцом не представлены доказательства опасности проживания в жилом помещении для жизни и здоровья по причине аварийного состояния дома или по иным основаниям.
Третье лицо – Комитет по управлению муниципальным имуществом городского округа «поселок Палана» извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило.
Третье лицо – Государственная жилищная инспекция Камчатского края извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В поданном отзыве на исковое заявление представитель Государственной жилищной инспекции Камчатского края проанализировал нормы жилищного законодательства РФ и обзоры судебной практики о порядке предоставления гражданам жилого помещения взамен аварийного, сделал вывод о том, что орган местного самоуправления незамедлительно предоставляет гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч.2 ст. 57 ЖК РФ при наличии соответствующих условий.
Третьи лица ФИО3, ФИО1 извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
В соответствии с ст.167 ГПК РФ дело было рассмотрено в отсутствие третьих лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым поданное истцом исковое заявление удовлетворить, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе и организация содержания муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органом местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домой, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации; в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ).
Основания и порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47.
Согласно пункту 7 указанного Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям. Решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Согласно пункту 49 указанных Положений, на основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем 7 пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, как следует из приведенных положений указанных правовых норм, определение срока отселения из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Герасимова Е.А. является собственником квартиры, общей площадью 40,99 кв.м., расположенной по адресу: Камчатский край, Тигильский район, пгт. Палана, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии №.
ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия, назначенная постановлением Администрации городского округа «поселок Палана» от 21.07.2018 № 124, по результатам рассмотрения технического заключения ООО «Проект Систем» о состоянии строительных конструкций и инженерных систем здания многоквартирного дома, приняла заключение №20 о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: Камчатский край, Тигильский район, пгт. Палана, <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.
Согласно указанному техническому заключению ООО «Проект Систем» по результатам обследования указанного дома физический износ здания и его систем в целом составляет 63%. В целом, общее техническое состояние основных конструктивных элементов и систем здания оценивается как аварийное. Безаварийная эксплуатация здания возможна только при проведении капитального ремонта всех инженерных сетей и восстановлении (усилении) несущих конструкций. Восстановление всех эксплуатационных свойств здания с экономической точки зрения не целесообразно. Здание требует сноса, демонтажа всех конструкций и систем в соответствии с объемом, определяемым проектно-сметной документацией на демонтаж зданий и сооружений. Техническое состояние конструкций и внутренних систем здания характеризуется следующим: фундамента, стен, перегородок – ограничено работоспособное, перекрытий, кровли, крыши – аварийное.
Постановлением Администрации городского округа «поселок Палана» от 27.09.2017 № 174, на основании заключения Межведомственной комиссии при администрации городского округа «поселок Палана» от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный дом, расположенный по адресу: Камчатский край, Тигильский район, пгт. Палана, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Как видно из постановления Администрации городского округа «поселок Палана» от 20.07.2020 № 200 в постановление Администрации городского округа «поселок Палана» от 27.09.2017 № 174 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» внесено изменение и установлен срок расселения граждан из многоквартирного дома, расположенного по адресу: Камчатский край, Тигильский район, пгт. Палана, <адрес> до 01 октября 2025 года.
Жилое помещение, принадлежащее Герасимовой Е.А., входит в список лиц, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма или выкупной цены (договор мены) в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
По данным Управления Росреестра по Камчатскому краю за Герасимовой Е.А. других прав на объекты недвижимого имущества жилого назначения на территории Российской Федерации не зарегистрировано, в ЕГР других прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за указанным лицом.
В соответствии с п. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 22 постановления от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Порядок же такого изъятия определен частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
При этом правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
Указанный Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом в ходе рассмотрения настоящего спора, вышеназванный многоквартирный дом был включен в краевую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Камчатского края", утвержденную Постановлением Правительством Камчатского края от 17.05.2023 № 271-П.
Дата окончания переселения граждан из данного многоквартирного дома определена 31.12.2027.
Кроме того, согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2009 и Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014 года), определение срока отселения физических и юридических лиц из аварийного многоквартирного дома является компетенцией органа местного самоуправления.
Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконного какие-либо обязанности.
Вместе с тем, если при рассмотрении жалоб на решения органов местного самоуправления в части определения сроков расселения многоквартирных жилых домов, судами будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и технических требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).
25 октября 2023 года специалистом Государственной жилищной инспекции Камчатского края с участием заместителя прокурора Тигильского района Камчатского края обследован жилой <адрес> в пгт. Палана Тигильского района Камчатского края. В ходе обследования указанного дома специалист пришел к выводу, что выявленные нарушения технического состояния несущих конструкций дома создают угрозу жизни и здоровью проживающих в многоквартирном доме лиц.
Решением Тигильского районного суда Камчатского края от 26.09.2023 года, вступившем в законную силу 08.02.2024 года признано незаконным постановление администрации городского округа «поселок Палана» от 20 июля 2020 года № 200 «О внесении изменений в постановление администрации городского округа «поселок Палана» от 27 сентября 2017 года №174 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», в части установления срока расселения граждан многоквартирного <адрес>, пгт. Палана Тигильского района Камчатского края и на администрацию городского округа «поселок Палана» в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу возложена обязанность внести изменения в постановление администрации городского округа «поселок Палана» от 20 июля 2020 года № 200 «О внесении изменений в постановление администрации городского округа «поселок Палана» от 27 сентября 2017 №174 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» путем установления разумного срока расселения граждан из многоквартирного <адрес> пгт. Палана Тигильского района Камчатского края.
Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства объективно подтверждают нахождение признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного <адрес> в пгт. Палана Тигильского района Камчатского края в недопустимом техническом состоянии, которое создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью проживающих в нем граждан.
В силу части 3 ст. 85 ЖК РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно пункту 1 части 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Указанным в настоящем пункте собственникам жилых помещений жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди в случае, если в установленном федеральным законодательством порядке не принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположено принадлежащее им на праве собственности жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд в целях последующего изъятия такого жилого помещения.
При таких установленных судом обстоятельствах, исходя из норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Герасимовой Е.А., поскольку решение об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение Герасимовой Е.А. не принято, она, как собственник авариного жилого помещения выбрала способ обеспечения своих жилищных прав путем предоставления взамен равнозначного по площади другого жилого помещения по договору социального найма.
При изложенных обстоятельствах суд отвергает доводы главы городского округа поселок Палана Щербакова И.О. и представителя ответчика об отсутствии оснований для предоставления Герасимовой Е.А. и членам её семьи благоустроенного жилого помещения взамен аварийного по договору социального найма, равно как не принимает во внимание, сведения в представленном списке лиц, имеющих право на получение жилых помещений по договором социального найма, в связи с признанием многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу об избранном истцом ином способе реализации своего права, поскольку с 2017 года по настоящее время ответчиком, путем бездействия не принимались меры о выкупе принадлежащей истцу квартиры и заключению договора мены.
При принятии решения суд при необходимости устанавливает срок исполнения решения.
Суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда 3 месяца со дня вступления решения в законную силу, который является разумным и достаточным для устранения нарушения.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, судебные издержки взысканию с административного ответчика не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,-
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Герасимовой Евгении Александровны – удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа «поселок Палана» (ОГРН 1024101418769) в срок до 3 (трех) месяцев предоставить Герасимовой Евгении Александровне (№) и членам её семьи, ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ) и ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ), вне очереди, на условиях договора социального найма, благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее ранее занимаемого (40,99квадратныхметров), отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах пгт. Палана Тигильского района Камчатского края, состоящее не менее чем из двух комнат.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Тигильский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья В.А. Ловчев
Мотивированное решение составлено 14 мая 2024 года
Верно:
Судья В.А. Ловчев