№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 февраля 2019 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
Председательствующего судьи Лепетюх А.В.
При секретаре судебного заседания Орнацкой Я.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Беззубко Бориса Владимировича к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» об установлении тождественности воинской службы и обязанности присвоить звание ветерана военной службы,
УСТАНОВИЛ:
Беззубко Б.В. обратился в суд с требованиями об установлении тождественности воинской службы и обязанности присвоить звание ветерана военной службы, в обоснование заявленных требований, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ г. он проходил воинскую службу в рядах Вооруженных Силы Украины, с ДД.ММ.ГГГГ пребывал на службе в Вооруженных Силах РФ, после чего уволен в запас по состоянию здоровья (н.п. «б» п.З ст.51 Федерального закона). В соответствии с Выпиской из Приказа Командующего Черноморским Флотом № № от ДД.ММ.ГГГГ, выслуга лет в ВС: календарная- 20 лет 05 мес., в льготном исчислении- 22 года 08 мес. Воспользовавшись предусмотренным Федеральным законом "О ветеранах" от 12.01 1995 N 5-ФЗ правом на получение звания «Ветеран военной службы», он обратился в ФКУ «Военный комиссариат Республики Крым» как в уполномоченный орган, представив подлинники соответствующих документов. Однако в результате рассмотрения поданных документов, ему было отказано в присвоении звания «Ветеран военной службы» по причине того, что выслуга лет в календарном исчислении составляет менее 20 лет.
С целью защиты своих прав, ознакомлением с принятым решением и доводами, положенными в его основу, с просьбой ознакомления и выдачи копии решения Управления кадров Южного военного округа об отказе присвоения звания «Ветеран военной службы», он неоднократно обращался в Военный комиссариат города Керчи и Ленинского района Республики Крым, Военный комиссариат Республики Крым. Однако, его многократные обращения в Военный комиссариат результатов не дали, копию решения Управления кадров Южного военного округа об отказе присвоения звания «Ветеран военной службы» не получил.
На сове обращение из Объединенного стратегического командования Южного военного округа МО РФ им был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, из которого следует, что его документы на присвоение звания «Ветеран военной службы» оставлены без рассмотрения в связи с тем, что общая продолжительность его службы, которая могла быть учтена для присвоения звания «Ветеран военной службы», составила менее 20 лет в календарном исчислении.
Считает отказ в присвоении звания «Ветеран военной службы» незаконным и нарушающим его права на получение соответствующих льгот, как лица, отдавшего более 20 лет жизни военной службе, а также он не может быть лишен предусмотренных законодательством РФ мер социальной поддержки, в том числе и установленных для ветеранов военной службы, по причине отсутствия необходимого срока службы на условиях, установленных сг. 5 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5- Ф"З. При этом, воинская служба в Вооруженных Силах Украины должна быть приравнена (то есть тождественна) к воинской службе в Вооруженных Силах РФ, исходя из позиций, закрепленных Указом Президента Российской Федерации от 2 января 2015 г. N 2 "О признании действительными воинских званий, документов об образовании граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и состоявших на воинском учете на территориях Республики Крым и г. Севастополя, и документов о прохождении ими военной службы".
На основании вышеизложенного просит суд установить тождественность воинской службы Беззубко Бориса Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; признать незаконным и отменить решение ответчика об отказе Беззубко Борису Владимировичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в присвоении звания «Ветеран военной службы»; обязать ответчика присвоить Беззубко Борису Владимировичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, звания «Ветеран военной службы».
Надлежаще извещенный истец в суд не явился, в материалах дела имеется его ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В отношении истца дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Явившийся в судебное заседание представитель ответчика Дудин С.А. требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истец, как следует из представленного послужного списка, в период с ДД.ММ.ГГГГ года проходил воинскую службу в рядах Вооруженных Силы Украины.
В период с ДД.ММ.ГГГГ г. пребывал на службе в Вооруженных Силах РФ.
Майор Беззубко Б.В., заместитель командира разведывательного батальона (глубинной разведки) уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья приказом Командующего Черноморским флотом № № от ДД.ММ.ГГГГ г. Согласно указанному приказу выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на дату увольнения составила 20 лет 05 мес.; в льготном исчислении – 22 года 08 мес.
Истец обратился через территориальный военный комиссариат в адрес руководителя Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» - к Командующему войсками Южного военного округа и Министру обороны Российской Федерации с просьбой присвоить ему звание «Ветеран военной службы».
Обращение с документами было направлено в Управление кадров Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу для последующего рассмотрения вопроса о присвоении звания «Ветеран военной службы».
Управлением кадров Южного военного округа обращение Беззубко Б.В. было возвращено без реализации 17.05.2018 г. исх. <данные изъяты>, поскольку в представленных материалах общая продолжительность военной службы Беззубко Б.В. в составе Вооружённых Сил СССР, Вооружённых Силах Российской Федерации или в Объединённых Вооружённых Силах государств участников СНГ составляет менее 20 лет в календарном исчислении, в том числе отсутствуют сведения о наличии наград Российской Федерации или СССР, дающих право на получение звания «Ветеран военной службы» по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Не согласившись с указанным решением, истец оспорил его в суд, указав, что прохождение военной службы в Вооружённых Силах Украины должна быть приравнена к прохождению военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Воинская служба в Вооруженных силах Украины, по мнению истца, должна быть приравнена к воинской службе в Вооруженных силах Российской Федерации, что дает право на получение звания "Ветеран военной службы".
В силу Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2014 года №164 "О признании действительными воинских званий, документов об образовании граждан Российской Федерации, являющихся военнослужащими органов военного управления и воинских формирований Республики Крым, и документов о прохождении ими военной службы" установлено, что при поступлении на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации граждан Российской Федерации, являющихся военнослужащими органов военного управления и воинских формирований Республики Крым, их воинские звания, документы о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Украины, признаются действительными при представлении подлинников соответствующих документов.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 02.01.2015 г. №2 "О признании действительными воинских званий, документов об образовании граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и состоявших на воинском учете на территориях республики Крым и г. Севастополя, и документов о прохождении ими военной службы", при постановке на воинский учет в Республике Крым и г. Севастополе граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и состоявших на воинском учете на территориях Республики Крым и г. Севастополя, их воинские звания, документы о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Украины признаются действительными при представлении подлинников соответствующих документов.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран военной службы" определяются Президентом Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 19.05.1995 № 501 «Об утверждении порядка и условий присвоения звания «Ветеран военной службы» определено, что звание «Ветеран военной службы» присваивается федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Лицо, претендующее на звание «Ветеран военной службы», подает заявление и документы, подтверждающие основания для присвоения звания, в соответствующее кадровое или пенсионное подразделение.
Заявление и необходимые документы в 3-недельный срок направляются для принятия по ним решения в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.
Решение о присвоении звания «Ветеран военной службы» принимается федеральным органом исполнительной власти в месячный срок. В случае отказа в присвоении звания «Ветеран военной службы» соответствующие федеральные органы исполнительной власти сообщают ходатайствующим причины и основания отказа.
Лицам, которым присвоено звание «Ветеран военной службы», вручается соответствующее удостоверение.
С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда законодателем в ст. 1 Федерального закона «О ветеранах» установлены определенные категории ветеранов, к числу которых отнесены в том числе ветераны военной службы.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона ветеранами военной службы являются военнослужащие Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия, при условии, что общая продолжительность военной службы указанных военнослужащих составляет 20 лет и более, а также военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Указанные требования распространяются на военнослужащих, уволенных с военной службы в запас (отставку).
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военная служба это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
В п. 7 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы определено, что общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу. Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении. При этом в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общая продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении.
За гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации (п. 3 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Вместе с тем исходя из системного анализа приведенных выше положений действующего законодательства о порядке прохождения военной службы и ветеранах, а также нормативно-правовых актов регулирующих вопросы предоставления социальных гарантий и льгот лицам, проходящим военную службу по контракту в органах военного управления и воинских формированиях на территории Республики Крым и г. Севастополя на день приятия указанных субъектов в состав Российской Федерации следует, что периоды прохождения военной службы в Вооруженных Силах Украины не могут быть учтены в настоящее время для присвоения гражданину звания «Ветеран военной службы» в соответствии с положениями Федерального закона «О ветеранах».
Согласно послужному списку Беззубко Б.В., на момент увольнения с военной службы общая продолжительность военной службы в Вооруженных Силах РФ без учета службы в Вооруженных Силах Украины, составляла менее 20 лет.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран военной службы" определены Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 1995 г. N 501 (ред. от 18.12.2016) "Об утверждении порядка и условий присвоения звания "Ветеран военной службы".
В соответствии с данным Указом звание "Ветеран военной службы" присваивается федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Кроме того, в числе условий присвоения гражданину звания "Ветеран военной службы" законодатель отмечает награждение лица соответствующими орденами или медалями Российской Федерации или бывшего СССР, присвоение ему почетных званий Российской Федерации или СССР, а также награждение ведомственными знаками отличия, наличие которых предусматривает право на получение звание «Ветеран военной службы».
Доказательств награждения его орденами или медалями, почетного звания Российской Федерации или СССР, ведомственными знаками отличия или того, что он является военнослужащим, ставшим инвалидом вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученного в связи с исполнением воинских обязанностей, также не представлено.
Законодатель не ограничивает право лица на получение звания ветерана военной службы исключительно службой в рядах Вооруженных Сил, иных воинских подразделениях и формированиях исключительно Российской Федерации или СССР. Статья 5 Федерального закона «О ветеранах» содержит оговорку относительно лиц, проходивших военную службу в составе Объединенных вооруженных сил государств - участников Содружества Независимых Государств, которые созданы в соответствии с его Уставом и формы и методы деятельности которых регламентированы Соглашением об Объединенных вооруженных силах на переходный период, утвержденным в Киеве 20.03.1992 г.
Статья 3 Соглашения о принципах комплектования Объединенных вооруженных сил Содружества Независимых Государств и прохождения в них военной службы предусматривает, что государства - участники Содружества не препятствуют гражданам проходить военную службу в Объединенных вооруженных силах Содружества и вооруженных силах государств - участников Содружества на добровольной основе или по контракту.
В соответствии с этим документом Объединенные вооруженные силы Содружества образуются на переходный период с целью обеспечения безопасности Государств-участников, сохранения управления войсками, предотвращения конфликтов и согласованного реформирования Вооруженных Сил бывшего Союза ССР. Объединенные вооруженные силы Содружества включают его стратегические силы, образованные в соответствии с Соглашением между государствами - участниками Содружества по стратегическим силам от 30.12.1991 г., а также силы общего назначения, образованные в соответствии с Соглашением между Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан о силах общего назначения на переходный период от 14.02.1992 г.
При этом судом не установлено, что Беззубко Б.В. проходил службу в Объединенных вооруженных силах Содружества Независимых Государств.
Суд, проанализировав приведенные законоположения, приходит к выводу об отсутствии оснований для признания тождественности службы истца в Вооруженных силах Украины службе в Вооруженных силах РФ.
Доводы истца основаны на неверном пониманий положений законодательства, поскольку продолжительность его военной службы в ВС РФ составляет менее 20 лет, истец не награждался орденами или медалями, не удостоен почетным званием РФ или СССР, не награжден ведомственными знаками отличия, не является военнослужащим, ставшим инвалидом вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученного в связи с исполнение воинских обязанностей.
Поскольку действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено приравнивание военной службы в Вооруженных Силах Украины до принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и г. Севастополя к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, суд, анализируя исследованные доказательства, установленные на их анализе обстоятельства и руководствуясь приведенными нормами материального права, находит исковые требования истца об установлении тождественности воинской службы и обязанности присвоить звание «Ветеран военной службы» необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Беззубко Бориса Владимировича к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» об установлении тождественности воинской службы и обязанности присвоить звание ветерана военной службы, - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 08 февраля 2019 года.
Председательствующий: