Дело № 5-1235/2020
УИД: 59RS0004-01-2020-005378-93
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
29 июля 2020 года г. Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Ошвинцева О.И.,
с участием защитника Шпехт Т.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении:
Хариной Елены Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <Адрес>, гражданина РФ, зарегистрированной и проживающей по адресу: <Адрес>,
в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Харина Е.В., являясь собственником здания по адресу: <Адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. организовала силами <данные изъяты> проведение работ по сносу указанного здания, расположенного в границах территории объекта культурного наследия регионального значения – достопримечательного места «Комсомольский проспект», без согласования с Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края обязательного раздела научно-проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, нарушив требования, предусмотренные п. 2 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ».
Защитник в судебном заседании вину в нарушении не оспаривала. Пояснила, что Харина Е.В., являясь собственником здания и земельного участка, расположенных по адресу: <Адрес> приняла решение по сносу здания, ввиду аварийности здания и угрозы его обрушения, что подтверждено техническим заключением. Работы по демонтажу здания были проведены согласно требований ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ. О проведении работы Харина Е.В. направила уведомления о планируемом сносе в Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Администрацию Ленинского района г. Перми. Полагает, что требования Федерального закона №73 по составлению разделов об обеспечении сохранности объекта культурного наследия не распространяются на снос зданий, которые не являются предметами охраны в границах достопримечательного места. Здание по <Адрес> в границы объекта культурного наследия не входит, поскольку фасад здания не выходил на Комсомольский проспект, негативных последствий достопримечательному месту «Комсомольский проспект» не последовало. Угрозы повреждения памятников расположенных по адресам г. Пермь, ул. Петропавловская, 51 и Комсомольский пр., 18 не возникло. Применение технических средств, создающих негативное воздействие на основания и конструкции зданий и сооружений при проведении работ по сносу здания не применялось, что подтверждается проектной документацией. Запрет на снос зданий на территории достопримечательного места «Комсомольский проспект» отсутствует в Приказе. Просит применить положения ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1, ст. 2.9 КоАП РФ в связи с тем, ущерб не нанесен, объект культурного наследия не пострадал, территория иных памятников не затронута. Обращение Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ обусловлено проведением работ по переустройству сетей на Комсомольском проспекте в непосредственной близости от здания Росреестра.
Представитель административного органа, извещенный о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, не явился, извещен надлежащим образом.
Заслушав защитника, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ, установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, в виде административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (преамбула, статьи 1 и 33).
В соответствии с п.2 ст. 36 Закона № 73-ФЗ, изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Согласно п. 1 ст. 5.1. ФЗ № 73-ФЗ на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В силу п. 1 ст. 33 ФЗ № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Сохранение объекта культурного наследия - это меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (ст. 40 ФЗ № 73-ФЗ).
Согласно ст. 45 ФЗ № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В судебном заседании установлено, что Харина Е.В. является собственником здания по адресу: <Адрес>.
Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N № установлены границы территории, предмет охраны объекта культурного наследия.В соответствии с Приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № № (далее Приказ от 15.03.2016г. № СЭД-27-01-10-58) "О включении выявленного объекта культурного наследия "Комсомольский проспект" в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" установлены требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия согласно приложению 4 к настоящему Приказу.
Согласно п. 3.1. приложения 4 Приказа от 15.03.2016г. № СЭД-27-01-10-58 производство землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории достопримечательного места допускается только при наличии в проектах проведения работ раздела об обеспечении сохранности объектов культурного наследия и при обеспечении заказчиком работ требований к их сохранности.
Должностным лицом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края проведены мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия: достопримечательного места «Комсомольский проспект», в ходе которых ДД.ММ.ГГГГ проведен визуальный осмотр и фотофиксация земельного участка по адресу: <Адрес>. На момент осмотра земельный участок огорожен металлическим забором, здание снесено, ведутся работы по вывозу мусора после сноса здания.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте № от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей.
По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ ведущим консультантом отдела государственного надзора Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении Хариной Е.В.
Факт совершения административного правонарушения и вина Хариной Е.В. в его совершении подтверждаются исследованными материалами дела: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.2); выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости (л.д.48-50); копией акта № от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей (л.д.9-14); Приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. № №, Приказом Министерства культуры РФ от 18.11.2016г. №54422-р «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Комсомольский проспект», 1781 г. – 2-я половина XX в. (Пермский край) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, Приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 15.03.2016 N СЭД-27-01-10-58 "О включении выявленного объекта культурного наследия "Комсомольский проспект" в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", договором на выполнение демонтажных работ от 30.04.2020г. (л.д. 41-43).
Из совокупного анализа исследованных в судебном заседании доказательств, вина Хариной Е.В. в совершении административного правонарушения полностью доказана и подтверждается исследованными материалами дела. Доказательства, исследованные в судебном заседании, суд признает допустимыми и добытыми без нарушений требований КоАП РФ.
Суд квалифицирует действия Хариной Е.В. по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, как нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия.
Доводы защитника о том, что здание по <Адрес> в границы объекта культурного наследия не входит, поскольку фасад здания не выходил на Комсомольский проспект, судом признается не состоятельным поскольку согласно Приказа Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № № <Адрес> входит в границы объекта культурного наследия.
То обстоятельство, что здание, принадлежащей Хариной Е.В., расположенное по адресу: <Адрес> признано аварийным по результатам инженерно-технического обследования, в связи с чем, рекомендовано рассмотреть вопрос о демонтаже здания, основанием для прекращения производства по делу не является, поскольку при проведении работ по демонтажу здания Харина Е.В. имела возможность провести работы с соблюдением норм Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" вместе с тем, данную обязанность не исполнила.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, данные о личности привлекаемого лица, ранее к административной ответственности Харина Е.В. не привлекалась.
Обстоятельствами смягчающими административную ответственность, суд учитывает признание вины. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность судом не установлены.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исключительные обстоятельства, которые бы позволили применить положения ст. 2.9, ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ не установлены. Допущенное нарушение является формальным, не требует обязательного наступления вредных последствий. Исходя из характера нарушения направленного против установленного законом порядка в области охраны объектов культурного наследия оснований для признания допущенного нарушения малозначительным суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья,
П О С Т А Н О В И Л:
Харину Елену Владимировну признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Реквизиты Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края для уплаты штрафа:
<данные изъяты>
В силу ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, необходимо направить в Ленинский районный суд г.Перми (г. Пермь, ул. Пермская, 11 «а»).
Постановление в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми.
Судья (подпись) О.И. Ошвинцева
Копия верна. Судья -