Дело №11-19/2023 УИД 65MS0009-01-2023-000401-84
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 июля 2023 года пгт.Ноглики Сахалинской области
Ногликский районный суд Сахалинской области в составе
председательствующего судьи Антиповой З.А.
с секретарем Озеранским Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства спорта Сахалинской области к администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» о взыскании денежных средств,
по апелляционной жалобе мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» ФИО2 на решение мирового судьи судебного участка №9 Ногликского района Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Министерство спорта Сахалинской области (далее – Министерство) обратилось в суд с иском к администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» (далее – администрация МО «Городской округ Ногликский»), в котором указало, что между Министерством и администрацией МО «Городской округ Ногликский» заключено соглашение о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования Сахалинской области из областного бюджета на развитие физической культуры и спорта №. Приложением № к соглашению предусмотрены показатели результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются средства субсидии. Пунктом 6.2.4.1 соглашения установлено, что в случае, если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии не достигнуты значения показателей результативности использования субсидии, и в срок до первой даты предоставления отчетности о достижении значений целевых индикаторов результативности использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующим за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату их бюджета муниципального образования в областной бюджет в срок до 01 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается по формуле согласно пункта 7.1 Порядка предоставления и распределения субсидии муниципальным образованиям Сахалинской области на развитие физической культуры и спорта государственной программы Сахалинской области «Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности молодежной политики в Сахалинской области, утвержденном постановлением Правительства Сахалинской области от 10 марта 2017 года №106 (далее – Порядок). В связи с тем, что муниципальным образованием «Городской округ Ногликский» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом «г» пункта 8 Правил формирования, предоставления и распределения субсидии из областного бюджета Сахалинской области местным бюджетам, утвержденными постановлением Правительства Сахалинской области ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила), и в срок до первой даты предоставления отчетности о достижении значений показателей результативности использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, средства предоставленной в ДД.ММ.ГГГГ субсидии подлежат возврату. Ответчиком в рамках исполнения обязательств по соглашению не были достигнуты значения показателей результативности использования субсидии «Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения» на 9,8% из расчета установленного плана в 100%. В этой связи, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства поступил запрос от министерства финансов Сахалинской области, согласно которого всем органам исполнительной власти Сахалинской области в соответствии с пунктом 18 (1) Правил необходимо в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить информацию об исполнении требования по возврату средств муниципальным образованиям, нарушившим в ДД.ММ.ГГГГ обязательства по достижению показателей результативности использования субсидии и не освобожденным от применения мер ответственности в соответствии с Перечнем муниципальных образований, утвержденным распоряжением Правительства Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Ответчик в Таком Перечне не значится. В целях соблюдения претензионного порядка Министерство ДД.ММ.ГГГГ направило в адрес ответчика соответствующее требование о возврате средств субсидии в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик на это требование сообщил Министерству о нарушении срока на предъявление требования о возврате средств субсидии, поскольку, по мнению ответчика, согласно пункту 6.2.4.1 Соглашения № возврат денежных средств должен быть осуществлен в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, пунктом 7.2 Соглашения предусмотрена оговорка о том, что в части представления администрацией муниципального образования отчетов в Министерство, возврата средств субсидии а доход областного бюджета и применения бюджетных мер принуждения Соглашение действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств и реализации своих прав. Односторонний отказ от исполнения обязательств Соглашением не предусмотрен.
Истец просил суд взыскать с ответчика в пользу бюджета Сахалинской области денежные средства в размере 417 рублей 34 копеек.
Определением Арбитражного суда Сахалинской области, в который первоначально с нарушением правил подведомственности обратился истец, от ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Департамент социальной политики администрации МО «Городской округ Ногликский» (далее – Департамент).
На иск Министерства от администрации МО «Городской округ Ногликский» поступили письменные возражения, в которых ответчик, ссылаясь на пункт 18 (1) Правил от ДД.ММ.ГГГГ №, указал на нарушение срока на предъявление требования о возврате средств субсидии. Кроме этого, указал, что надлежащим ответчиком по делу является муниципальное образование «Городской округ Ногликский» в лице мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский».
Решением мирового судьи судебного участка №9 Ногликского района Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Министерства удовлетворены: с администрации МО «Городской округ Ногликский» в пользу Министерства спорта Сахалинской области взысканы денежные средства в размере 417 рублей 34 копеек в качестве неосвоенной субсидии, выделенной в рамках целевой бюджетной программы.
Не согласившись с данным решением, мэр муниципального образования «Городской округ Ногликский» ФИО2 подал апелляционную жалобу, в обоснование которой указывал на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Отмечает, что у муниципального образования «Городской округ Ногликский» наступили обстоятельства, препятствующие исполнению соответствующих обязательств в рамках Соглашения, заключенного с Министерством спорта Сахалинской области, в связи с чем, в адрес последнего было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ № с информацией о возникновении существенных негативных последствий, из-за которых достигнуть плановый показатель результативности использования субсидии «доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом» не представилось возможным, в связи со строительством нового здания, что является основанием для освобождения от применения мер ответственности. Кроме того, требование о возврате денежных средств, выделенных в рамках субсидии, направлено истцом с нарушением сроков на его предъявление. Просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об отказе Министерству в удовлетворении исковых требований к администрации МО «Городской округ Ногликский».
Возражений на апелляционную жалобу мэра МО «Городской округ Ногликский» не поступило.
Представители сторон и третьего лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении слушания дела не ходатайствовали.
В связи с изложенным, суд полагает возможным в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие указанных участников процесса.
Проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Между Министерством и администрацией МО «Городской округ Ногликский» ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение № о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования Сахалинской области из областного бюджета на развитие физической культуры и спорта (далее – Соглашение).
Приложением № к Соглашению предусмотрены показатели результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются средства субсидии.
Пунктом 6.2.4.1 Соглашения установлено, что в случае, если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии не достигнуты значения показателей результативности использования субсидии, и в срок до первой даты предоставления отчетности о достижении значений целевых индикаторов результативности использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующим за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования в областной бюджет в срок до 01 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается по формуле согласно пункта 7.1 Порядка предоставления и распределения субсидии муниципальным образованиям Сахалинской области на развитие физической культуры и спорта государственной программы Сахалинской области «Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности молодежной политики в Сахалинской области, утвержденном постановлением Правительства Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Порядок).
Ответчиком в рамках исполнения обязательств по Соглашению не были достигнуты значения показателей результативности использования субсидии «Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения» на 9,8% из расчета установленного плана в 100%. В этой связи, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства поступил запрос от министерства финансов Сахалинской области, согласно которого всем органам исполнительной власти Сахалинской области в соответствии с пунктом 18 (1) Правил необходимо в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить информацию об исполнении требования по возврату средств муниципальным образованиям, нарушившим в ДД.ММ.ГГГГ обязательства по достижению показателей результативности использования субсидии и не освобожденным от применения мер ответственности в соответствии с Перечнем муниципальных образований, утвержденным распоряжением Правительства Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
В целях соблюдения претензионного порядка Министерство ДД.ММ.ГГГГ направило в адрес ответчика соответствующее требование о возврате средств субсидии в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик на это требование сообщил Министерству о нарушении срока на предъявление требования о возврате средств субсидии, поскольку, по мнению ответчика, согласно пункту 6.2.4.1 Соглашения № возврат денежных средств должен быть осуществлен в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Перечень участников бюджетного процесса содержит статья 152 Бюджетного кодекса.
К участникам бюджетного процесса относятся: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления; исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); Центральный банк Российской Федерации; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Таким образом, получатель субсидии, юридическое или физическое лицо - производитель товаров, работ или услуг, фактически получая денежные средств из бюджета, не является «получателем бюджетных средств» в том смысле, который заложен в указанный термин статьей 6 Бюджетного кодекса.
В части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса предусмотрены требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий. В частности, эти акты должны содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию и органом государственного (муниципального) контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии, а также порядок возврата субсидии в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении. Если получатель субсидии не возвращает денежные средства по требованию контролирующего органа в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом и соглашением о предоставлении субсидии, то орган, выдавший субсидию, принимает меры по взысканию субсидии в судебном порядке.
Бюджетный кодекс не предусматривает начисления процентов на сумму субсидии, подлежащей возврату, поскольку не устанавливает ответственность лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. В силу пункта 2 статьи 306.1 Бюджетного кодекса такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, правоотношения между органом, предоставляющим субсидию, и лицом, претендующим на получение субсидии (производителем товаров, работ, услуг), несмотря на то, что в большей степени регулируются нормами Бюджетного кодекса, не являются бюджетными правоотношениями.
Следовательно, к отношениям сторон по исполнению условий Соглашения договора отДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении субсидии могут быть применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
Тот факт, что денежные средства в сумме 417 рублей 34 копеек не были израсходованы муниципальным образованием ввиду не достижения плановых показателей, свидетельствует о возникновении на стороне лица, получившего субсидию, неосновательного обогащения. При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что полученные денежные средства являлись бюджетными.
В силу пункта 1 статьи 1102, пункта 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации неосновательно обогатившееся лицо обязано возвратить сумму неосновательного обогащения.
Учитывая, что Соглашением, заключенным сторонами, предусмотрен возврат из бюджета муниципального образования в областной бюджет денежных средств муниципальными образованиями, нарушившими в 2021 году обязательства по достижению показателей результативности использования субсидии, следует признать, что требование Министерства о взыскании с администрации МО «Городской округ Ногликский» неосновательного обогащения является обоснованным.
Отклоняя доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, суд отмечает, что нарушение установленного пунктом 18 (1) Правил от ДД.ММ.ГГГГ № срока на предъявление требования о возврате средств субсидии само по себе не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку по своей природе такой срок не является сроком исковой давности, установленный законом для обращения в суд для защиты права по иску лица, право которого нарушено, а установлен с целью гармонизации взаимодействия главных распорядителей бюджетных средств и их получателей.
В связи с изложенным, обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» ФИО2 без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №9 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░2 – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 14 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░