Дело № 2-3544/2023
УИД 59RS0007-01-2023-000911-94
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 сентября 2023 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Берсенёвой О.П.,
при секретаре Костаревой А.А.,
с участием представителя истца Понькиной Д.А.,
представителя ответчика Лаврушиной Ю.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по исковому заявлению Останиной Н. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж и возложении обязанности назначить досрочную пенсию,
У С Т А Н О В И Л :
Останина Н.А. обратилась в суд с иском к ОСФР по Пермскому краю, указав, что решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ ей было в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа на соответствующих видах работ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответчиком исчислен страховой стаж <данные изъяты>, стаж на соответствующих видах работ по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ составил <данные изъяты>. В специальный стаж истца не включен период работы в сельской местности в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Считает отказ в назначении пенсии незаконным, поскольку указанный период должен быть зачтен в льготном исчислении 1:1.3, поскольку трудовую деятельность <данные изъяты> она осуществляла в лечебном учреждении в сельской местности. С учетом указанных периодов на момент обращения за пенсией у истца имеется стаж, необходимый для назначения пенсии, то есть у нее возникает право на назначение пенсии со дня первичного обращения.
В связи с изложенным, истец просит признать незаконным и подлежащим отмене решение Отдела установления пенсий № управления установления пенсий ОПФР по <адрес> об отказе в установлении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ; возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж истца период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> признать за Останиной Н.А. право на досрочное назначение трудовой пенсии; обязать ответчика назначить Останиной Н.А. досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Суд, заслушав пояснения представителя истца, возражения представителя ответчика, изучив материалы дела, пришел к следующему.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту, Закон № 400-ФЗ) с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
Как предусмотрено частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Закона № 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Закона № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;
В соответствие с частью 1.1. статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Согласно приложению 7 при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 году срок назначения страховой пенсии по старости - не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2020 году - не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (отложенное право).
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» установлено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В силу части 1 статьи 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Частью 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 30 указанного Закона предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Согласно части 4 указанной статьи периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Список № 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе, в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством Российской Федерации. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Закона № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Останина Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в ГУ – ОПФР по Пермскому краю с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ (л.д. 85-87).
Решением ОПФР по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ Останиной Н.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия права на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ. Указано, что специальный стаж составил <данные изъяты>, требуемый стаж (30 лет) на дату подачи заявления о назначении пенсии не выработан (л.д. 75-77). При этом согласно указанному решению период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен в специальный стаж в стаж.
ДД.ММ.ГГГГ решение было пересмотрено и вынесено новое решение об отказе в установлении пенсии №, в котором специальный стаж истца также определен <данные изъяты>, ИПК – <данные изъяты> (л.д. 116-117).
Согласно указанному решению ответчика период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также не включен в специальный стаж.
ДД.ММ.ГГГГ ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) изменило наименование на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю.
Не оспаривая исключения из специального стажа иных периодов, истец обратилась в суд с требованием о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>
При рассмотрении отказа пенсионного органа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, суд признает такой отказ незаконным по следующим основаниям.
До вступления в законную силу Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при исчислении специального трудового стажа медицинским работникам в льготном порядке за периоды работы до 1 ноября 1999 г. применялся Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.09.1991 № 464.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 предусмотрено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
Такой же порядок исчисления стажа работы в сельской местности и поселках городского типа предусмотрен подпунктом «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.
В соответствие с подпунктом а) пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Таким образом, определяющим фактором определения права на льготу является место нахождения рабочего места лица, претендующего на исчисление стажа в льготном порядке – в сельской местности.
Как следует из записей в трудовой книжке (л.д. 25-28, 90-93) ДД.ММ.ГГГГ Останина Н.А. принята в <данные изъяты> на должность <данные изъяты> (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
ДД.ММ.ГГГГ уволена переводом в <данные изъяты> (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно справке ГБУЗ ПК «Березовская центральная районная больница», уточняющей условия работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения, Останина Н.А. работала в <данные изъяты>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимала должность <данные изъяты> (код льготы ЗП81СМ). Осуществляла лечебную деятельность в режиме полного рабочего дня, полной рабочей недели (л.д. 13-14, 96-97).
На запрос суда ГБУЗ ПК «Березовская центральная районная больница» представлены приказы о приеме и увольнении Останиной Н.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48).
ГБУЗ ПК «Березовская центральная районная больница» представлены сведения о переименованиях, а также постановления, подтверждающие основания для переименований (л.д. 50-54, 99):
ДД.ММ.ГГГГ Березовское муниципальное медицинское предприятие «Больница» (Постановление администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ);
ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное медицинское учреждение «Березовская центральная районная больница» (Постановление администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ).
В спорный период Останина Н.А. работала в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как об этом указано работодателем в первичных документах: записями в трудовой книжке (л.д. 25-28), выписками из приказов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48), копиями лицевых счетов и расчетных листков (л.д. 58-67), копиями штатных расписаний за 1995-1996 гг. (л.д. 57), копиями тарификационного списка работников Асовской УБ за 1997 год, а также документами, полученными в ходе рассмотрения дела: справка ГБУЗ ПК «Березовская УРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ, ГБУЗ ПК «Березовская УРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 95).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости необходимо учитывать характер и специфику, условия осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должности, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности организации, в которой он работал.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).
До 17.05.1993 года Березовское муниципальное медицинское предприятие «Больница» имело наименование Березовская центральная районная больница
Уставом Березовское муниципальное медицинское предприятие «Больница», утвержденным 13.05.1993, предусмотрено, что основной деятельностью предприятия является оказание лечебно-профилактической помощи.
В состав предприятия, в том числе, входит Асовская участковая больница, что подтверждается штатными расписаниями (л.д. 15-24, 51-53, 57).
Устав зарегистрирован Постановлением Администрации Березовского района № 84 от 13.05.1993 в связи с приведением деятельности больницы в соответствие с законом РСФСР «О предприятихя и предпринимательской деятельности» (л.д. 50).
Постановлением Администрации Березовского района № 223 от 29.09.1997 муниципальное предприятие реорганизовано в муниципальное учреждение здравоохранения Березовская центральная районная больница с сохранением основного вида деятельности (л.д. 54), что подтверждается Уставом МУЗ Березовская центральная районная больница (л.д. 55-56).
Структурное подразделение Асовская участковая больница сохранена в структуре учреждения.
Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено такое лечебное учреждение, как больница.
Таким образом, изменение наименования учреждения, в котором работала истец, а также смена организационно-правовой формы имели объективный характер, не зависели от воли истца, не влекли изменения условий и характера ее труда, и поэтому не могут служить основаниями для ограничения ее пенсионных прав. Данная позиция отражена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
Довод ответчика о том, что Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденным Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное предприятие в качестве учреждения здравоохранения не поименовано, не может быть принято судом во внимание, поскольку данный нормативный акт принят позднее, придание обратной силы нормативному акту, ухудшающему положение граждан и, тем самым, отменяющему для этих лиц права, приобретенные ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемые в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 (ч. 1), 2, 18, 54 (ч. 1), 55 (ч. 2 и 3) и 57 Конституции РФ.
Истолкование вышеуказанных нормативных актов, как позволяющих не включать спорный период в специальный стаж, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с учетом положений ст. 19 (ч. 1 и 2) Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (ст. 39 ч. 1 Конституции РФ).
Кроме того, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен ответчиком в специальный стаж в льготном порядке – 1 год работы 3 месяца за 1 год работы.
Таким образом, поскольку Останина Н.А. в спорный период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с работала в должности, относящейся к среднему медицинскому персоналу в сельской местности, требования истца в указанной части подлежат удовлетворению, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пп.20 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в льготном исчислении как 1 год 3 месяца за 1 год, подлежит включению период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Так как в указанные периоды врачебная деятельность осуществлялась истцом в сельской местности, включению в специальный стаж подлежат указанные периоды общей продолжительностью 02 года 08 месяцев 12 дней.
Таким образом, в этой части решение Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ следует признать незаконным.
Истец просит возложить на ответчика обязанность назначить досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ (с даты первоначального обращения с заявлением о назначении пенсии).
Суд при рассмотрении указанного требования приходит к следующему.
Как указано выше, в силу части 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Закона № 400-ФЗ.
Статьей 21 Закона № 400-ФЗ определен порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Согласно части 1 статьи 21 Закона № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Закона № 400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Закона № 400-ФЗ).
Исходя из части 2 статьи 22 Закона № 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 года № 2920-О, от 24.04.2018 года № 948-О).
Из части 6 статьи 21 Закона № 400-ФЗ следует, что правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Закона № 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).
В силу пункта 19 Правил № 884н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Пунктом 23 Правил № 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Законе № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного федерального закона).
Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями статьи 30 Закона № 400-ФЗ, по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его обращения с заявлением в такой орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения права на пенсию - с момента возникновения такого права.
При этом пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» закреплено, что гражданам, которые указаны в пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных Приложением 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно приложению 7 при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 году срок назначения страховой пенсии по старости - не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2020 году - не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (отложенное право).
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, с учетом положений, предусмотренных Приложением № 7 к Закону № 400-ФЗ, применяя нормы части 3 статьи 10 Закона № 350-ФЗ, в 2020 году лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья населения в городах, сельской местности и поселках городского типа, страховая пенсия по старости назначается досрочно не ранее чем через 18 месяцев со дня приобретения стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения пенсии, при наличии требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее установленной в соответствующем году.
По состоянию на 10.10.2022 ответчиком за истцом признано наличие специального стажа 29 лет 10 месяцев 21 день.
С учетом включения судом указанного выше периода работы в специальный стаж истца специальный стаж истца (с учетом льготного исчисления) составит 32 года 07 месяцев 00 дней на дату подачи заявления о назначении пенсии.
По запросу суда ответчиком произведен перерасчет стажа, при включении указанного спорного периода работы в специальный стаж истца в указанном льготном исчислении, специальный стаж истца (30 лет), выработан истцом по состоянию на 20.09.2020.
С учетом положений, предусмотренных частью 3 статьи 10 Закона № 350-ФЗ Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», назначение пенсии истцу подлежит по истечении 18 месяцев с момента выработки ею 30-ти летнего специального стажа ДД.ММ.ГГГГ, то есть не ранее ДД.ММ.ГГГГ.
Истец обратилась с заявлением ДД.ММ.ГГГГ, то есть, без нарушения срока для подачи заявления о назначения пенсии, имеет достаточный ИПК, следовательно, оснований для отказа в назначении пенсии у ответчика не имелось.
При таких обстоятельствах имеются правовые основания для признания решения Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении истцу досрочной пенсии незаконным, и возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного суд находит требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Истцом уплачена государственная пошлина при подаче иска в сумме <данные изъяты> руб., как при подаче требования неимущественного характера (л.д. 31), исковые требования удовлетворены, сумма государственной пошлины подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Останиной Н. А., дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения <адрес>, СНИЛС №, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю включить в специальный стаж Останиной Н. А., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пп.20 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в льготном исчислении как 1 год 3 месяца за 1 год период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения указанного выше периода из специального стажа Останиной Н. А..
Обязать Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю назначить Останиной Н. А. досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в пользу Останиной Н. А. понесенные при подаче иска расходы в виде государственной пошлины в сумме 300,00 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 28 сентября 2023 года.
Судья: О.П. Берсенёва