Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-19/2022 от 29.09.2022

Дело № 12-9/2022

УИД 80RS0002-01-2022-000985-81

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

пгт. Могойтуй 2 декабря 2022 года

Судья Могойтуйского районного суда Забайкальского края Цыцыкова Д.В.,

при секретаре Мяхановой И.С.,

с участием представителя ПАО «Нефтемаркет» по доверенности Корсунова А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Публичного акционерного общества «Нефтемаркет» на постановление главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 12 сентября 2022 года №НС-57-75/6-38-22-ИЗ/5 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО «Нефтемаркет»,

установил:

    Постановлением главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 12 сентября 2022 года №НС-57-75/6-38-22-ИЗ/5 ПАО «Нефтемаркет» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80 000,00 руб.

    Не согласившись с данным постановлением, ПАО «Нефтемаркет» подало жалобу, в которой просит постановление признать недействительным в части вмененного обществу эпизода с нарушением п. 3.16 Инструкции №52, запрещающего хождение по вагоноцистерне и эпизода с отсутствием в обществе инструкции по охране труда для машиниста ОРН. Снизить размер административного штрафа по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ до минимального.

Считает, что указанное постановление вынесено с нарушением ст.24.5 и п.1 ст.1.6 КоАП РФ, поскольку по отдельным эпизодам, вмененным обществу в качестве административного правонарушения, отсутствует состав либо событие административного правонарушения. В обоснование приводит следующее.

Из оспариваемого постановления следует, что в нарушение п.3.16 Инструкции № 52 общество не обеспечило доступ работника с трапа непосредственно на площадку люка (горловины) вагоноцистерны и таким образом в нарушение ст.214 ТК РФ не обеспечены безопасные условия труда, исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников. В возражение указывает, что инструкция №52 не содержит нормы, устанавливающей обязанность работодателя обеспечить доступ работника с трапа непосредственно на площадку люка (горловины) вагоноцистерны. Такую норму объективно установить невозможно, а тем более соблюсти. Такая норма отсутствует в руководящих документах федерального и отраслевого (по профилю предприятия) уровней. Поясняет, что вагоны-цистерны изготавливаются разных типов, их вместимость колеблется от 50 до 120 тонн, поэтому они имеют разную длину. Под эстакаду зачастую одновременно (маршрутом) поступают несколько вагонов разных типов, т.к. вместимость эстакады – 5 вагонов. Осуществить постановку вагонов таким образом, чтобы все перекидные мостики (трапы) ложились максимально близко к площадке горловины, невозможно. Следовательно, невозможно исключить необходимость хождения сливщиков по верхней образующей котла цистерны от перекидного мостика к горловине и обратно. Пункт 3.16 инструкции №52 лишь запрещает хождение по цистерне без необходимости.

Согласно картам №28 и №30 специальной оценки условий труда оператора товарного 4 разряда и машиниста ОРН Могойтуйской нефтебазы от 17.12.2020г. комплексная оценка технического и организационного уровня их рабочих мест проводилась, равно как и оценка факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников, поскольку для специальной оценки условий труда (СОУТ) это является обязательным. Считает, что главной и единственной причиной падения ФИО2 стали не упущения работодателя в области обеспечения безопасных условий труда, а нахождение пострадавшего на работе в сильной степени опьянения, за что работодатель привлечен к административной ответственности и наложенного на него штрафа не оспаривает.

Инструкция по охране труда для машиниста ОРН в обществе не разработана, тогда как п.10.1 Положения СУОТ предусмотрено, что инструкции по охране труда разрабатываются для работников исходя из его должности, профессии и вида выполняемой работы. Возражая указывает, что инструкция по охране труда для машиниста насосных установок в ПАО «Нефтемаркет» разработана, утверждена и согласована с профкомом в 2018 г. и ФИО2 с ней ознакомлен. Он также ознакомлен и с Инструкцией №52 по охране труда для товарных операторов при выполнении работ по сливу, наливу на железнодорожных эстакадах, т.е. при работе на высоте. Поясняет, что в соответствии с п. 3.14 и 3.15 должностной инструкции машинист ОРН обязан совместно с оператором товарным производить прием и отпуск нефтепродуктов и ежедневные замеры нефтепродуктов в резервуарах, а это – работы на высоте. Поэтому машинист ОРН ФИО3 и был ознакомлен с инструкцией по охране труда для товарных операторов при выполнении работ по сливу- наливу на железнодорожных эстакадах. Считает, что вменение и этого нарушения не имеет под собой оснований.

Считает, что в приведенных выше эпизодах состав правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ отсутствует, поскольку отсутствует объективная сторона правонарушения в эпизоде с нарушением п.3.16. инструкции №52 и событие правонарушения в эпизоде с отсутствием инструкции по охране труда для машиниста ОРН. Дело об административном правонарушении в этой части должно быть прекращено в соответствии со ст.24.5 КоАП РФ, а административный штраф уменьшен. Оспариваемым постановлением нарушается право общества на свободное распоряжение принадлежащими ему денежными средствами в сумме излишне назначенного штрафа.

В судебном заседании представитель ПАО «Нефтемаркет» Корсунов А.М. доводы, изложенные в жалобе, поддержал, просит снизить размер штрафа до минимального.

Выслушав участника процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан, в частности, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством.

Согласно ст. 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Как следует из материалов дела, с 04 мая по 11 июля 2022 г. на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 4 мая 2022 г. №75/6-38-22-ИЗ/12-2499-И/73-111 проведено расследование тяжелого несчастного случая, произошедшего в ПАО «Нефтемаркет», в ходе которого установлено, что <ДАТА> в 11 час. 45 мин. машинист оборудования распределительных нефтебаз ФИО2 упал с железнодорожной вагоноцистерны при выполнении работ по сливу нефтепродуктов с высоты 4,4 м. Комиссия установила, что ФИО2 в нарушение ст.ст.21, 76, 81 ТК РФ, п. 2.1 ПВТР, п.4.11 должностной инструкции машиниста оборудования распределительных нефтебаз, находился на работе в состоянии алкогольного опьянения. Старший оператор товарный ФИО5 в нарушение п. 3.10 должностной инструкции, п.4.1 ПВТР, ст.76 ТК РФ допустил к работе ФИО2, появившегося на работе в состоянии опьянения. В соответствии с п.3.16 Инструкции по охране труда для товарных операторов при выполнении работ по сливу, наливу на железнодорожных эстакадах, хождение непосредственно по вагоноцистерне запрещается. С данной инструкцией ФИО2 ознакомлен под роспись 14.12.2018г. Вместе с тем установлено, что расстояние от трапа до люка вагоноцистерны составляет 1,5-2 м., в нарушение пункта 3.16 Инструкции №52 работодателем не обеспечен доступ работника с трапа непосредственно на площадку люка (горловины) вагоноцистерны. В нарушение ст. 214 ТК РФ работодателем не обеспечены безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работника. Установлено, что Инструкция по охране труда для машиниста оборудования распределительных нефтебаз в ПАО «Нефтемаркет» не разработана, тогда как п.10.1. Положения о СУОТ, утв. В ПАО «Нефтемаркет» 20.05.2015г. предусмотрено, что инструкции по охране труда разрабатываются для работников исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы. В нарушение п.16 Правил по охране труда при работе на высоте, ст.ст.214,219 ТК РФ ФИО2, выполняющий работы на высоте, допущен к выполнению данных работ без обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте. ФИО2 допущен к работе без прохождения в установленном порядке периодического медицинского осмотра, что является нарушением п.4.5 должностной инструкции, ст.220 ТК РФ. ФИО2, выполняющий работу на высоте, допущен к работе без прохождения в установленном порядке обязательного психиатрического освидетельствования, что является нарушением ст.220 ТК РФ, постановления Правительства РФ от 28.04.1993 №377. Из личной карточки учета выдачи СИЗ установлено, что ФИО2 не выданы: перчатки с полимерным покрытием – 6 пар, перчатки трикотажные с точечным покрытием – 12 пар, очки защитные, наушники противошумные, маска или полумаска со сменными фильтрами, ботинки кожаные утепленные с жестким подноском, перчатки с полимерным покрытием нефтеморозостойкие, что является нарушением ст.ст.214, 221 ТК РФ. В ПАО «Нефтемаркет» не организована процедура идентификации опасностей на рабочих местах, исходя из специфики деятельности, не установлен порядок реализации следующих мероприятий по обеспечению функционирования СУОТ: выявление опасностей. Нарушены требования ст.22, 217, 218 ТК РФ, п.17, 19, 21, 47 Примерного положения о системе управления охраной труда, утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.10.2021г. №776н. Правилами по охране труда при работе на высоте, утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 16.11.2020г. №782н, работодатель, исходя из специфики своей деятельности и характеристик объекта, обязан в рамках процедуры управления профессиональными рисками системы управления охраной труда провести оценку профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника с высоты в соответствии с классификацией работ на высоте. В нарушение указанного на рабочем месте машиниста оборудования распределительных нефтебаз оценка профессиональных рисков не проведена. Несчастный случай с ФИО2 квалифицирован как несчастный случай на производстве, который подлежит учету и регистрации в ПАО «Нефтемаркет».

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ПАО «Нефтемаркет» протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и привлечения к административной ответственности по указанной норме на основании постановления главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 12 сентября 2022 г. №НС-57-75/6-38-22-ИЗ/5.

Согласно обжалуемому постановлению при рассмотрении дела установлено, что 29.04.2022г. допущен тяжелый несчастный случай с ФИО2, машинистом оборудования распределительных нефтебаз Могойтуйской нефтебазы: в 11 час. 45 мин. он упал с железнодорожной вагоноцистерны при выполнении работы по сливу нефтепродуктов. В соответствии с п. 3.16 Инструкции №52 по охране труда для товарных операторов при выполнении работ по сливу, наливу на железнодорожных эстакадах, хождение непосредственно по вагоноцистерне, запрещается. С данной инструкцией ФИО2 ознакомлен под роспись 14.12.2018г. Вместе с тем установлено, что расстояние от трапа до люка вагоноцистерны составляет 1,5-2 м., в нарушение п. 3.16 Инструкции №52 работодателем не обеспечен доступ трапа непосредственно на площадку люка (горловины) вагоноцистерны. Таким образом, в нарушение ст.214 ТК РФ работодателем не обеспечены безопасные условия труда исходя из комплексной оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.

В своей жалобе представитель ПАО «Нефтемаркет» возражает против вышеуказанного нарушения, указывая, что осуществить постановку вагонов таким образом, чтобы все перекидные мостики (трапы) ложились максимально близко к площадке горловины, невозможно, следовательно, невозможно исключить необходимость хождения сливщиков по верхней образующей котла цистерны от переднего мостика к горловине и обратно. Считает, что п.3.16 Инструкции №52 лишь запрещает хождение по ж/д цистерне без необходимости. С данными возражениями согласиться нельзя, поскольку п.3.16 Инструкции №52 именно запрещает хождение непосредственно по ж/д цистерне, следовательно работодателем не обеспечены безопасные условия труда, вследствие чего, в том числе, произошел несчастный случай с работником. Данное нарушение вменено ПАО «Нефтемаркет» правильно.

Также при рассмотрении дела государственным инспектором установлено, что Инструкция по охране труда для машиниста оборудования распределительных нефтебаз в ПАО «Нефтемаркет» не разработана, тогда как п.10.1 Положения о СУОТ, утв. ПАО «Нефтемаркет» 20.05.2015, предусмотрено, что инструкции по охране труда разрабатываются для работника, исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы.

Возражая против вменения данного нарушения в вину ПАО «Нефтемаркет», его представитель указывает, что Инструкция по охране труда для машиниста насосных установок в ПАО «Нефтемаркет» разработана, утверждена и согласована с профкомом в 2018 г. и ФИО2 с ней ознакомлен, как и с Инструкцией №52. Указывает, что в соответствии с пунктами 3.14 и 3.15 должностной инструкции машинист ОРН обязан совместно с оператором товарным производить прием и отпуск нефтепродуктов и ежедневные замеры нефтепродуктов в резервуарах, а это – работы на высоте. Поэтому машинист ОРН ФИО3 и был ознакомлен с инструкцией по охране труда для товарных операторов при выполнении работ по сливу на железнодорожных эстакадах.

Как следует из материалов дела ФИО2 с <ДАТА> работает в должности машиниста оборудования распределительных нефтебаз 4р.

Согласно п.4 Положения о системе управления охраной труда в ОАО «Нефтемаркет» работодатель обязан обеспечить ознакомление работников с требованиями охраны труда; разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа. В соответствии с п.6 указанного положения отдел промышленной безопасности составляет (при участии руководителей подразделений) перечни профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда. На основании п.10 названного Положения, инструкции по охране труда для работников разрабатываются исходя из его Должности, профессии или вида выполняемой работы начальниками цехов, подразделений, при содействии начальника ОПБ. Пересмотр инструкции по охране труда производится не реже одного раза в 5 лет. Если в течение срока действие инструкции по охране труда для работника условия труда не изменились, то ее действие продлевается на следующий срок. Представленный суду перечень утвержден 01.07.2022г., то есть отсутствовал на момент несчастного случая.

В материалах имеются Инструкция по охране труда для машиниста насосных установок №1, Инструкция по охране труда для товарного оператора №2, Инструкция по охране труда для товарных операторов при выполнении работ по сливу, наливу на железнодорожных эстакадах и Инструкция по охране труда при выполнении работ на высоте, с которыми ознакомлен ФИО2 10.09.2018г., 22.04.2019г., 14.12.2018г. и 22.01.2015г. соответственно.

Принимая во внимание, что в ПАО «Нефтемаркет» перечень профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, предусмотренный п.6 Положения о СУОТ, не был составлен, невозможно утверждать о том, что в обязательном порядке должна быть разработана Инструкция по охране труда для машиниста оборудования распределительных нефтебаз.

В связи с изложенным указание такого нарушения, как то, что Инструкция по охране труда для машиниста оборудования распределительных нефтебаз в ПАО «Нефтемаркет» не разработана, тогда как п.10.1 Положения о СУОТ, утв. в ПАО «Нефтемаркет» 20.05.2015, предусмотрено, что инструкции по охране труда разрабатываются для работников исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы, подлежит исключению из постановления главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Забайкальском крае, вынесенных в отношении указанного лица по настоящему делу об административном правонарушении.

Кроме того, в утверждённом перечне инструкции по охране труда и пожарной безопасности, используемых в ПАО «Нефтемаркет», инструкция по охране труда конкретно для машиниста оборудования распределительных нефтебаз не предусмотрена.

Наличие иных вмененных ПАО «Нефтемаркет» нарушений законодательства об охране труда, свидетельствующих о совершении юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которые не оспариваются в жалобе, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе: распоряжением органа государственного надзора о проведении плановой выездной проверки, протоколом по делу об административном правонарушении, сообщением о последствиях несчастного случая на производстве, объяснением по существу вменяемых правонарушений, актом о расследовании тяжелого несчастного случая на производстве, актом о несчастном случае на производстве, распоряжением Государственной инспекции труда в Забайкальском крае о проведении расследования тяжелого несчастного случая в ПАО «Нефтемаркет», объяснениями очевидцев и пострадавшего, справкой о результатах химико-токсикологических исследований, заключением о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести, медицинским заключением о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести, журналами инструктажа, трудовым договором, трудовой книжкой, трудовым договором, приказами о приеме на работу и переводе, должностными инструкциями, инструкциями по охране труда, инструкцией №52, иными материалами дела об административном правонарушении.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о доказанности вины ПАО «Нефтемаркет» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

В силу ч. 3 ст. 4.1 указанного Кодекса, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При таких обстоятельствах, постановление главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 12.09.2022 года № НС-57-75/6-38-22-ИЗ/5 вынесенное в отношении ПАО «Нефтемаркет» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, подлежит изменению путем исключения из него выводов о том, что Инструкция по охране труда для машиниста оборудования распределительных нефтебаз в ПАО «Нефтемаркет» не разработана.

С учетом этого, принимая во внимание конкретные обстоятельства данного дела, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, принятие мер по устранению указанных в постановлении нарушении, в целях исключения избыточного ограничения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, необходимо снизить размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа до низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 5.27.1 названного Кодекса для юридических лиц.

Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд

решил:

░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░-57-75/6-38-22-░░/5 ░░ 12.09.2022 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 5.27.1 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░:

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░.10.1 ░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░. ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░» 20.05.2015, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 50 000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 30.12-30.14 ░░░░ ░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

12-19/2022

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
Публичное акционерное общество "Нефтемаркет"
Суд
Могойтуйский районный суд Забайкальского края
Судья
Цыцыкова Дынсыма Валерьевна
Дело на сайте суда
mogoytuysky--abao.sudrf.ru
29.09.2022Материалы переданы в производство судье
03.10.2022Истребованы материалы
20.10.2022Поступили истребованные материалы
21.11.2022Судебное заседание
02.12.2022Судебное заседание
02.12.2022Вступило в законную силу
19.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2022Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее