УИД 51RS0021-01-2022-000592-08
Дело № 2-732/2022
Принято в окончательной форме:
06.04.2022.
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30.03.2022 ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Моховой Т.А.
при ведении протокола помощником судьи Рахметовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску гаражного кооператива «МАША» к Васильеву Денису Александровичу о взыскании расходов за перемещение и хранение транспортного средства,
УСТАНОВИЛ:
Гаражный кооператив «МАША» (далее – истец, ГК «МАША») обратился в суд с иском к Васильеву Д.А. о взыскании расходов за перемещение и хранение транспортного средства.
В обоснование заявленных требований истец указал, что между кооперативом и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области 20.11.2020 заключен договор об оказании услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на специализированной стоянке.
19.11.2021 инспектором ДПС задержано транспортное средства «Прицеп», без г.р.з., управление которым осуществлял ответчик. Данные обстоятельства подтверждаются протоколом о задержании транспортного средства ***.
19.11.2021 задержанное транспортное средство было передано на хранение на специализированной стоянке ГК «МАША» на основании акта передачи.
Сумма расходов за перемещение транспортного средства «Прицеп», без г.р.з. на специализированную стоянку и его дальнейшее хранение в течение 60 дней составила 152 270 рублей, из которых: задолженность по хранению транспортного средства – 149 760 рублей; задолженность за перемещение транспортного средства – 2510 рублей.
До настоящего времени обязательство ответчика по погашению суммы задолженности не исполнено.
В связи с изложенным, ссылаясь на нормы статей 2, 886, 896-898, 906 ГК РФ, просит взыскать с ответчика задолженность за перемещение и хранение задержанного транспортного средства за период с 19.11.2021 по 17.01.2022 в размере 152 270 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 4245 рублей 40 копеек, расходы по оплате услуг юриста в размере 10 000 рублей.
Истец, извещенный надлежащим образом о дате и времени слушания по делу, представителя в судебное заседание не направил. Председатель ГК «МАША» Белоус В.А. представил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца. Не возражает против вынесения заочного решения.
Ответчик Васильев Д.А. извещался по известному суду месту жительства (регистрации) путем направления судебной повестки, об уважительности причин неявки не сообщил, рассмотреть дело в свое отсутствие не просил, возражений по иску не представил. В адрес ответчика направлялось письмо с разъяснением процессуальных прав, в котором разъяснялись также последствия непредставления доказательств и возможность рассмотрения дела в порядке заочного производства. Конверт с судебной повесткой на имя Васильева Д.А. возвращен в адрес суда. Доказательства непроживания ответчика по месту регистрации у суда отсутствуют.
На основании абз. 2 п. 1 ст. 165.1 Гражданского Кодекса РФ, с учетом положений, изложенных в абз. 2 п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25, суд приходит к выводу о надлежащем извещении ответчика о месте и времени судебного заседания. Исходя из обстоятельств спора и поведения ответчика, суд приходит к выводу, что ответчик уклоняется от явки в суд, и, с учетом положений ст. 233 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассматривает дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) при нарушении правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных, в частности, частью 1 статьи 12.3 КоАП РФ, применяется задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ задержание транспортного средства является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, применяемой в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.
Задержание транспортного средства включает его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания (ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ).
Статьей 906 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что правила главы 47 данного Кодекса, регулирующей отношения, связанные с оказанием услуг по хранению вещей, применяются к обязательствам хранения, возникающим в силу закона, если законом не установлены иные правила.
Из содержания пункта 3 статьи 2 ГК РФ следует, что в случаях, предусмотренных законодательством, гражданское законодательство может применяться к административным правоотношениям.
Следовательно, исходя из положений приведенных правовых норм, следует, что при помещении задержанного транспортного средства на стоянку и его хранении возникают обязательства хранения в силу закона, на которые распространяются правила главы 47 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
В соответствии со статьями 896 - 898 ГК РФ поклажедатель обязан выплатить хранителю вознаграждение за хранение вещи, а также возместить ему расходы на ее хранение.
При этом поклажедателем в данном случае является не должностное лицо ГИБДД, которое в целях обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств устранило правонарушение, а лицо, чье транспортное средство помещено на хранение в силу закона. Поклажедателем может быть лицо, действующее на основании закона или договора и не являющееся собственником имущества.
В соответствии с частью 10 статьи 27.13 КоАП РФ перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение и возврат владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплата лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации. Возврат задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляется незамедлительно после устранения причины их задержания.
Как следует из материалов дела, 20.11.2020 между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области и гаражным кооперативом «МАША» заключен договор об оказании услуг по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки и услуг по хранению задержанных транспортных средств на специализированных стоянках, согласно которому перемещению на специализированную автостоянку и (или) хранению на специализированных стоянках подлежат транспортные средства, решение о задержании которых принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, установленных ч.1 ст. 27.13 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 1 Закона Мурманской области от 09.06.2012 №1485-01-ЗМО (ред. от 08.11.2016) «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств и о внесении изменения в Закон Мурманской области «О государственном регулировании цен на территории Мурманской области» (далее – Закон), деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих на территории Мурманской области услуги по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки и (или) услуги по хранению задержанных транспортных средств на специализированных стоянках (далее – исполнитель), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области на основании договоров об оказании услуг по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки и (или) услуг по хранению задержанных транспортных средств на специализированных стоянках, заключенных исполнительным органом государственной власти Мурманской области, уполномоченным в сфере организации транспортного обслуживания населения (далее – уполномоченный орган), в порядке, устанавливаемом Правительством Мурманской области.
Статьей 3 Закона предусмотрено, что оплата стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства осуществляется в сроки и по тарифам, установленным исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Мурманской области в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
Срок хранения задержанного транспортного средства исчисляется с момента его помещения на специализированную стоянку.
Плата за хранение задержанного транспортного средства взимается за все время его нахождения на специализированной стоянке.
Возмещение расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.
Согласно пункту 6.4 Порядка взаимодействия по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку на территории Мурманской области, утвержденного приказом Минтранса Мурманской области от 20.01.2017 № 2, по истечении двух месяцев со дня принятия транспортного средства на хранение исполнитель обращается в суд с требованием о взыскании с собственника транспортного средства платы за его хранение. При этом взыскиваемая плата не может превышать суммы за хранение транспортных средств на специализированной стоянке в течение двух месяцев (в соответствии с утвержденными тарифами).
В соответствии с постановлением управления по тарифному регулированию Мурманской области от 21.12.2016 № 57/4 «Об установлении базового уровня тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств», на территории Мурманской области базовый уровень тарифа за перемещение задержанных транспортных средств составляет 2510,0 рублей за транспортное средство, базовый уровень тарифов на хранение задержанных транспортных средств составляет 104,0 рубля в час за 1 транспортное средство.
Судом установлено, что 19.11.2021 сотрудниками ГИБДД в отношении Васильева Д.А. составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за управление незарегистрированным в установленном порядке автомобилем Мицубиси Монтеро, ***, с прицепом.
Указанный прицеп был задержан и передан для транспортировки и помещения на специализированную стоянку ГК «МАША».
Факт принятия транспортного средства для помещения на специализированную стоянку подтверждается актом приема задержанного транспортного средства, подлежащего перемещению на специализированную стоянку и приема на хранение на специализированную стоянку транспортного средства от 19.11.2021.
Задержанное транспортное средство принадлежит ответчику.
В силу части 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных, в частности частью 4 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
В соответствии с частью 11 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства, возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.
По расчету истца стоимость хранения задержанного транспортного средства составляет 152 270 рублей, из которых 2510 рублей – стоимость услуг за перемещение транспортного средства, 149 760 рублей – стоимость услуг за хранение транспортного средства.
Представленный истцом расчет судом проверен, выполнен в соответствии с постановлением Управления по тарифному регулированию Мурманской области 21.12.2016 № 57/4, ответчиком не оспорен, собственного расчета ответчиком не представлено, доказательств недостоверности расчета, в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
До настоящего времени задолженность ответчиком не погашена, доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию стоимость перемещения и хранения транспортного средства на специализированной автостоянке в сумме 152 270 рублей.
В силу статьи 98 Гражданского процессуального Кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, состоящие из государственной пошлины и судебных издержек, к которым в числе иных относятся расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы, связанные с рассмотрением дела (статьи 88, 94 Гражданского процессуального кодекса РФ).
В силу ст. 100 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом при подаче иска в суд, платежным поручением № 25 от 20.05.2021 произведена уплата государственной пошлины в размере 4 245 рублей 40 копеек, исчисленной по правилам подпункта 1 пункта 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в полном объеме.
В части взыскания расходов по оплате юридических услуг суд отказывает, поскольку доказательства фактического несения указанных расходов не представлено (акт приема-передачи выполненных работ, квитанция/платёжное поручение об оплате услуг по договору к исковому заяалению не приложены).
Суд рассматривает данный спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований статьи 56 ГПК Российской Федерации и в пределах заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56-57, 194-198, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования гаражного кооператива «МАША» к Васильеву Денису Александровичу о взыскании стоимости перемещения и хранения транспортного средства, - удовлетворить.
Взыскать с Васильева Дениса Александровича, ***., в пользу гаражного кооператива «МАША» расходы по перемещению транспортного средства в размере 2 510 рублей, расходы по хранению транспортного средства в размере 149 760 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 245 рублей 40 копеек, а всего: 156 515 (сто пятьдесят шесть тысяч пятьсот пятнадцать) рублей 40 копеек.
Ответчик вправе подать в Североморский районный суд заявление об отмене настоящего решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заявление об отмене заочного решения должно содержать обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Т.А. Мохова