Дело № 2-226/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 сентября 2012 года
Юрлинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Тружениковой Т.И.,
при секретаре Епишиной Н.А.,
с участием: помощника прокурора Юрлинского района Копытовой Н.А.,
представителей ответчика – администрации Юрлинского муниципального района Ваньковой С.Л. и Мошегова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по исковому заявлению прокурора Юрлинского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к администрации Юрлинского муниципального района о возложении обязанности по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов,
у с т а н о в и л:
Прокурор Юрлинского района обратился в суд с названным заявлением, указав, что в рамках исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории Юрлинского района была проведена проверка осуществления полномочий администрацией Юрлинского района по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории района.
В ходе проверки установлено, что на территории Юрлинского сельского поселения имеется место для сбора бытовых отходов (свалка), расположенное по адресу: <адрес>, переданное на основании Закона Пермского края № 53 от 11.12.2006 года «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Юрлинского муниципального района» в собственность администрации Юрлинского сельского поселения. На территории Усть-Березовского сельского поселения складирование бытовых отходов и мусора производится на 2 свалках: в п.Усть-Березовка и в п.Комсомольский, которые переданы в собственность администрации Усть-Березовского сельского поселения также на основании Закона Пермского края № 53 от 11.12.2006 года. На территории Усть-Зулинского сельского поселения складирование бытовых отходов и мусора производится на земельном участке площадью 8906 кв.м., постановлением главы администрации района № 169 от 29.03.2012 года утверждена схема расположения данного земельного участка.
При обследовании мест для сбора твёрдых бытовых отходов установлены нарушения требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.05.2003 года № 16. Выявлено, что место для сбора твердых бытовых отходов (свалка) в с.Юрла состоит из множества куч, рабочая карта отсутствует; территория по всему периметру не огорожена, имеет ограждение с трех сторон до 1/3 территории свалки деревянным забором; отсутствует хозяйственная зона; отсутствуют переносчатые сетчатые ограждения для задержания легких фракций отходов, высыпающихся при загрузке ТБО из мусоровоза; по всей площади участка складирования не предусмотрено устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО; на момент обследования на территории свалки имеются множественные участки задымления; не обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, не ведется их учет; список (перечень) принимаемых на свалку твердых бытовых отходов, а также некоторых видов промышленных отходов 3-4 класса опасности не согласован с Коми-Пермяцким территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю.
Аналогичные нарушения, кроме задымления территории, выявлены и при обследовании свалки в с.Усть-Зула.
Из информации, представленной администрацией Усть-Березовского сельского поселения следует, что на территории поселения расположены две свалки: в п.Усть-Березовка и п.Комсомольский. На данных объектах сбор и утилизация бытовых отходов производится путем зарывания в котлованы. Имеются такие же нарушения требований СанПиН, как и в с.Усть-Зула.
Нарушение требований законодательства по обращению отходов производства и потребления приводит к загрязнению атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных водных источников, что в свою очередь может привести к возникновению и распространению инфекционных и других заболеваний, ставя под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения района.
Учитывая, что утилизация и переработка бытовых отходов в соответствии с п.14 ч.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.2 ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды», п.13 ст.6 Устава Юрлинского муниципального района, относится к вопросам местного значения, прокурор просит суд обязать администрацию Юрлинского муниципального района, администрации Юрлинского, Усть-Зулинского и Усть-Берёзовского сельских поселений в срок до 01 января 2014 года организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образованных на территории всех поселений Юрлинского муниципального района в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В судебном заседании старший помощник прокурора Юрлинского района Копытова Н.А. настаивает на иске по изложенным в нём основаниям, заявив о необходимости возложения обязанности по заявленным исковым требованиям на администрацию Юрлинского муниципального района и установления срока для её исполнения – до 01 января 2018 года. Прокурором заявлено о необходимости возложения на ответчика обязанности организации выбора земельного участка на территории района для устройства полигона для твёрдых бытовых отходов, получения на данный участок санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и организации оборудования объектов размещения отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Представители ответчика – администрации Юрлинского муниципального района Ванькова С.Л. и Мошегов А.И. иск признали, суду пояснили, что вопрос по организации утилизации и переработки твердых бытовых отходов администрацией района будет решаться, однако для этого требуется продолжительное время и вложение значительных денежных средств.
Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив специалиста К*, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Специалист К* суду пояснил, что им проведено санитарно-эпидемиологическое обследование мест для сбора твердых бытовых отходов в с.Юрла и с.Усть-Зула Юрлинского района. В ходе проверки выявлены нарушения санитарных правил и норм, которые указаны в составленных по результатам обследования протоколах.
Как следует из протоколов (актов) санитарно-эпидемиологического обследования от 14 июня 2012 года, проведенного врачом по общей гигиене окружного (Коми-Пермяцкого) филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» К*, места для сбора твердых бытовых отходов (свалки) в с.Юрла и в с.Усть-Зула не соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.7.1038-01. А именно: отсутствует информация о площади земельного участка под свалку в с.Юрла, свалка состоит из одной территории, занятой под складирование твёрдых бытовых отходов, которые размещены по всей территории множественными кучами, без рабочей карты; территория свалки по периметру не ограждена; отсутствует хозяйственная зона; отсутствуют переносчатые сетчатые ограждения для задержания легких фракций отходов, высыпающихся при загрузке ТБО из мусоровоза; по всей площади участка складирования не предусмотрено устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО; на момент обследования на территории свалки имеются множественные участки задымления; не обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, не ведется их круглосуточный учет, не обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов; список (перечень) принимаемых на свалку твердых бытовых отходов, а также некоторых видов промышленных отходов 3-4 класса опасности не согласован с Коми-Пермяцким территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю. Аналогичные нарушения выявлены на свалке в с.Усть-Зула.
Согласно информационному письму администрации Усть-Березовского сельского поселения от 19.07.2012 года, на территории поселения имеется два места для сбора твердых бытовых отходов: в п.Усть-Березовка и в п.Комсомольский; рабочая карта свалки отсутствует; сбор и вывоз ТБО осуществляется поселением за счет средств, выделенных из бюджета района в 2011 году в размере 18000 рублей; свалка не ограждена; сетчатые ограждения отсутствуют; котлован находится в центре свалки; осмотр свалки производится, но круглосуточный учет не ведется; контроль за распределением отходов не осуществляется; отсутствует список принимаемых на свалку ТБО.
Согласно соглашениям, заключённым 27.05.2011 года между администрацией Юрлинского муниципального района и поселениями: Юрлинским, Усть-Березовским и Усть-Зулинским, полномочия в области организации утилизации и переработки бытовых и
промышленных отходов муниципальным районом переданы поселениям. Кроме того, этими же соглашениями закреплено и финансовое обеспечение поселений из бюджета района на утилизацию отходов.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно п.п.1, 2 ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п.1, 2 ст.8 указанного выше Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с требованиями действующего законодательства на администрацию Юрлинского муниципального района возложены полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Однако указанные требования законодательства ответчиком не исполняются, имеются множественные нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил на имеющихся в районе объектах размещения твёрдых бытовых отходов. Это приводит к загрязнению атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных водных источников, может привести к возникновению и распространению инфекционных и других заболеваний, ставя под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения района.
Таким образом, оценив в совокупности исследованные по делу доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных прокурором исковых требований
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Обязать администрацию Юрлинского муниципального района организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образованных на территории Юрлинского, Усть-Зулинского и Усть-Берёзовского сельского поселений Юрлинского муниципального района в срок до 01 января 2018 года, в том числе:
- организовать выбор земельного участка для устройства полигона для твёрдых бытовых отходов на территории района;
- организовать получение на данный земельный участок санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам;
- организовать оборудование объектов размещения отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение одного месяца.
Судья
Юрлинского районного суда Т.И. Труженикова