УИД: 16RS0017-01-2020-002041-14
дело № 2-685/2020
учет № 090г
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 ноября 2020 года город Кукмор
Кукморский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Хузиной Э.Х.,
при секретаре Грачевой А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Гилязовой В.Г. к исполнительному комитету Кукморского муниципального района Республики Татарстан, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан о признании незаконным решения, возложении обязанности включить в список получателей социальных выплат,
УСТАНОВИЛ:
Гилязова В.Г. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Кукморского муниципального района Республики Татарстан (далее – Исполком Кукморского района), Министерству сельского хозяйств и продовольствия Республики Татарстан (далее – Минсельхоз Республики Татарстан) о признании незаконным решения, возложении обязанности включить в список получателей социальных выплат.
В обоснование требований указано, что в 2008 году семья истца на основании заявления поставлена в исполнительном комитете Кукморского муниципального района Республики Татарстан на учет по программе улучшения жилищных условий молодых семей и специалистов, проживающих в сельской местности по ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года».Протоколом заседания районной жилищной комиссии при исполнительном комитете Кукморского муниципального района №8 от 18 августа 2020 года семья истца исключена из списка участников получателей субсидии на 2020 год. С данным решением жилищной комиссии истец не согласен, поскольку на момент включения в программу его семья соответствовала предъявленным требованиям.
На основании изложенного истец, уточнив исковые требования, просит признать незаконным решение районной жилищной комиссии при исполнительном комитете Кукморского муниципального района, оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому истец исключен из списков участников мероприятий, обязать ответчиков устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод путем восстановления семьи Гилязовой В.Г. в списке участников мероприятий, а также включения в список получателей социальных выплат на 2021 год.
В судебном заседании истец Гилязова В.Г. и ее представитель Салимов Р.Р. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Исполкома Кукморского района в судебное заседание не явился, надлежаще извещен.
Представитель ответчика Минсельхоза Республики Татарстан в суд не явился, надлежаще извещен, в направленном в суд возражении возражал против удовлетворения иска, просил дело рассмотреть в отсутствие их представителя.
Заслушав истца Гилязову В.Г. и ее представителя Салимова Р.Р., исследовав письменные материалы дела и учетное дело, суд приходит к следующему.
Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года» (далее - федеральная целевая программа), целями которой являются: повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности; создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий и реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; повышение престижности проживания в сельской местности.
Указанной Программой предусмотрено оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности в форме субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В целях реализации данной Программы Правительством Российской Федерации 05 марта 2008 года принято Постановление № 144 «О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности», которым утверждены Правила предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности» (утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 г. № 83).
Согласно пункту 1 указанных Правил под сельской местностью понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты, входящие в состав городских поселений или городских округов, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Перечень таких сельских населенных пунктов на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 марта 2008 года № 144 и в целях реализации Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 декабря 2007 года № 711 «Об утверждении Республиканской целевой программы «Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на 2008 - 2012 годы» Кабинет Министров Республики Татарстан Постановлением от 20 июня 2008 г. № 415 утвердил Правила предоставления из бюджета Республики Татарстан субсидий бюджетам муниципальных образований на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.
Согласно Приложению № 1 названных Правил пгт. Кукмор был отнесен к сельской местности.
В целях реализации подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013 - 2020 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 08 апреля 2013 года № 235, Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 мая 2018 года № 407 приняты Правила предоставления и распределения субсидий из бюджета Республики Татарстан бюджетам муниципальных образований Республики Татарстан на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Согласно Приложению № 1 к данным Правилам г. Кукмор не входит в перечень сельских поселений.
Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2019 года № 696 с 2020 года принята программа «Комплексное развитие сельских территорий» и утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях. Условия и порядок предоставления социальных выплат в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» определены Положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях (далее – Положение).
В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением РФ от 31 мая 2019 года № 696, под сельскими территориями понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района; сельские населенные пункты, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов, городских округов (за исключением городских округов, на территориях которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, в 2008 году на основании заявления семья Гилязовой В.Г. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по программе «Обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности».
Гилязова В.Г. планировала строительство жилого дома по адресу: <адрес>.
Законом Республики Татарстан от 27 апреля 2017 года № 23-ЗРТ «О преобразовании поселка городского типа Кукмор Кукморского района и внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан», пгт. Кукмор был преобразован в г. Кукмор.
Указанное обстоятельство явилось основанием для принятия районной жилищной комиссией при Исполкоме Кукморского района решения, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, об исключении Гилязовой В.Г. из списка участников мероприятий по подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Основанием исключения из списка явилось то обстоятельство, что Гилязова В.Г. не соответствует требованиям, установленным государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий».
В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1).
К отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 данного кодекса (пункт 2).
Таким образом, согласно общему принципу действия закона во времени его нормы распространяются на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие.
Между тем, Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 мая 2018 года № 407 не содержит указаний на придание им обратной силы, а иного закона, предусматривающего возможность исключения истца из списка участников мероприятий, не имеется.
Однако на момент постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в список участников мероприятий по государственной подпрограмме Гилязова В.Г. соответствовала условиям, изложенным в действовавшем на тот момент Положения. До настоящего времени свое право на получение социальной выплаты Гилязова В.Г. не реализовала.
При таких обстоятельствах решение жилищной комиссии, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, об исключении истца из списка участников мероприятий по подпрограмме «Комплексное развитие сельских территорий» является незаконным, что является основанием для восстановления ее в списке участников мероприятий по государственной программе «Комплексное развитие сельской территории».
При этом требование о восстановлении семьи истцав списке участников мероприятий как самостоятельное требование разрешению не подлежит.
Согласно пункту 7 Положения, утвержденного Постановлением РФ от 31 мая 2019 года № 696, предоставление гражданам социальных выплат осуществляется в следующей очередности:
а) граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса на сельских территориях, а также работающие в организациях независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
б) граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере на сельских территориях, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
в) граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса на сельских территориях, а также работающие в организациях независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
г) граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере на сельских территориях, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений.
Согласно пункту 8 вышеуказанного Положения в каждой из указанных в пункте 7 настоящего Положения групп граждан очередность определяется в хронологическом порядке по дате подачи заявления в соответствии с пунктом 21 настоящего Положения с учетом первоочередного предоставления социальных выплат:
а) гражданам, имеющим 3 и более детей;
б) гражданам, ранее включенным в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках ведомственной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", и не реализовавшим свое право на получение социальной выплаты;
в) гражданам, начавшим строительство жилых домов (квартир), в том числе путем участия в долевом строительстве, за счет собственных (заемных) средств в размере, указанном в пункте 5 настоящего Положения.
Таким образом, предоставление социальных выплат осуществляется гражданам в соответствии с очередностью, исходя из даты постановки с учетом первоочередного предоставления социальных выплат, в связи с чем оснований для возложения на Исполком Кукморского района обязанности включить семью истца в список получателей социальной выплаты на 2021 год суд не усматривает. Минсельхоз Республики Татарстан является не надлежащим ответчиком по делу.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению к Исполкому Кукморского района частично.
Руководствуясь статьями 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
иск Гилязовой В.Г. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение районной жилищной комиссии при Исполнительном комитете Кукморского муниципального района Республики Татарстан, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ об исключении семьи Гилязовой В.Г. из списков участников мероприятий по государственной программе «Комплексное развитие сельской территории».
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Кукморский районный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 30.11.2020
Председательствующий