Дело №2-614/2023; УИД 42RS0010-01-2022-003611-04
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Киселевский городской суд Кемеровской области
в составе: председательствующего судьи- Ильиной Н.Н.,
при помощнике судьи- Саповой И.С.,
с участием представителя истца прокурора г.Киселевска – Шаталиной А.С.,
представителя ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Киселевского городского округа «Основная общеобразовательная школа №35» - Неупокоевой Л.В., действующей на основании Устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Киселёвске Кемеровской области
02 февраля 2023 года
гражданское дело по иску прокурора города Киселевска Кемеровской области – Кузбасса в интересах неопределенного круга лиц- участников образовательного процесса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Киселевского городского округа «Основная общеобразовательная школа №35» к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Киселевского городского округа «Основная общеобразовательная школа №35», Управлению образования Киселевского городского округа о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Киселевска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц- участников образовательного процесса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Киселевского городского округа «Основная общеобразовательная школа №35» к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Киселевского городского округа «Основная общеобразовательная школа №35», Управлению образования Киселевского городского округа о понуждении к совершению действий.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города во исполнение статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляется надзор за исполнением законодательства в сфере образования.
Во исполнение поручения прокуратуры Кемеровской области о нарушениях образовательными организациями требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов прокуратурой города Киселевска проведена проверка своевременного обеспечения антитеррористической защищенности объектов образовательных учреждений.
В ходе проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон №273-Ф3) закреплена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с пунктами 1-3, 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Закон №35-Ф3), одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритет мер предупреждения терроризма.
Из подпунктов «а» и «б» пункта 4 и пункта 6 части 1 статьи 3 Закона №35- ФЗ усматривается, что противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Закона №35-Ф3 Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Согласно пункту 3.1 статьи 5 Закона №35-Ф3 юридические лица должны обеспечивать выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования к антитеррористической защищенности).
Согласно пункту 1 названного Постановления требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).
Пунктом 5 Требований к антитеррористической защищенности предусмотрено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В соответствии с подпунктами «а», «б», «в», «г» пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения;
Подпунктами «а», «в», «г» пункта 18 Требований к антитеррористической защищенности предусмотрено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается в частности посредством: разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
В силу требований подпунктов «а», «в» пункта 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 названных требований, осуществляются мероприятия по оснащению объектов (территорий) системой охранной сигнализации; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
В ходе проведенной проверки установлено, что МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 35» Киселевского городского округа входит в перечень мест массового пребывания людей, является объектом с 3-ей категорией опасности.
В школе отсутствует охранная сигнализация в помещениях с хранением документов ограниченного распространения и в помещениях размещения дорогостоящего оборудования (инвентаря).
Таким образом, выявленные нарушения ставят под угрозу безопасность обучающихся во время пребывания в организации, нарушают основные принципа противодействия терроризму.
На основании изложенного, просит суд возложить обязанность на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Киселевского городского округа «Основная общеобразовательная школа №35», а в случае отсутствия денежных средств на Управление образования Киселевского городского округа, установить охранную сигнализацию в помещениях с хранением документации ограниченного распространения и в кабинетах с дорогостоящим оборудованием (кабинет информатики).
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок 3 месяца со дня вступления решения в законную силу, в течение которого указанные действия должны быть исполнены.
В судебном заседании представитель истца прокурора г.Киселевска – Шаталина А.С. исковые требования, поддержала в полном объеме по изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Киселевского городского округа «Основная общеобразовательная школа №35» Неупокоева Л.В., в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Ответчик Управление образования Киселевского городского округа о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон №273-Ф3) закреплена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, работников образовательной организации.
На основании пункта 8 части 1 статьи 41 Закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно пунктам 1-3, 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Закон №35-Ф3), одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритет мер предупреждения терроризма.
Из подпунктов «а» и «б» пункта 4 и пункта 6 части 1 статьи 3 Закона №35- ФЗ усматривается, что противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Закона №35-Ф3 Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
На основании пункта 3.1 статьи 5 Закона №35-Ф3 юридические лица должны обеспечивать выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования к антитеррористической защищенности).
Согласно пункту 1 названного Постановления требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).
Пунктом 5 Требований к антитеррористической защищенности предусмотрено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В соответствии с подпунктами «а», «б», «в», «г» пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения;
Подпунктами «а», «в», «г» пункта 18 Требований к антитеррористической защищенности предусмотрено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается в частности посредством: разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
В силу требований подпунктов «а», «в» пункта 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 названных требований, осуществляются мероприятия по оснащению объектов (территорий) системой охранной сигнализации; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Судом установлено, что во исполнение поручения прокуратуры Кемеровской области о нарушениях образовательными организациями требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов прокуратурой города Киселевска проведена проверка своевременного обеспечения антитеррористической защищенности объектов образовательных учреждений, по результатам которой установлено, что МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 35» Киселевского городского округа входит в перечень мест массового пребывания людей, является объектом с 3-ей категорией опасности.
В школе отсутствует охранная сигнализация в помещениях с хранением документов ограниченного распространения и в помещениях размещения дорогостоящего оборудования (инвентаря).
Кроме того две камеры видеонаблюдения находятся в нерабочем состоянии, два турникета на входе в помещение не работают, дверь одного запасного выхода заперта на навесной замок, при тренировочном сигнале о нападении вооруженного террориста» педагоги и ученики образовательного учреждения не отреагировали подобающим образом, что говорит о том, что в образовательном учреждении не проводятся инструктажи работников школы, мероприятия по профилактике терроризма и экстремизма в школе.
Таким образом, выявленные нарушения ставят под угрозу безопасность обучающихся во время пребывания в организации, нарушают основные принципа противодействия терроризму.
25 октября 2022 года прокуратурой города Киселевска вынесено представление директору МБОУ «Основная общеобразовательная школа №35» об устранении нарушений законодательства.
По результатам рассмотрения представления директором МБОУ «Основная общеобразовательная школа №35» 05 декабря 2022 года дан ответ на имя прокурора города Киселевска, согласно которому следует, что установка охранной сигнализации в помещениях с хранением документов ограниченного распространения запланирована на начало 2023 года; навесной замок с двери запасного выхода убран, установлен засов; с педагогами и обучающимися проведены внеплановые инструктажи и тренировочные эвакуации о нападении вооружённого террориста. Приказом № от 11.10.2022 вынесено дисциплинарное взыскание заместителю директора по безопасности жизнедеятельности К.С.В., заместителю директора по административно - хозяйственной работе Б.Е.В., классным руководителям А.Т.Ю., Б.Л.А. Видеонаблюдение в рабочем состоянии. Для турникета сделана заявка для устранения неполадки выхода.
Ранее, в судебном заседании представителем ответчика представлена копия договора № от 27 декабря 2022 года на монтаж охранной сигнализации в помещении МБОУ «ООШ №35» по адресу: <адрес>. Согласно п.3.1.1. Договора подрядчик обязуется выполнить работы указанные в п.1.1. в течение 35 рабочих дней при условии строительной готовности объекта под монтажные работы. Представлена копия локальной сметы № на проведение работ по монтажу охранной сигнализации, копия счета № от 27 декабря 2022 года и платежного поручения № от 28 декабря 2022 года об оплате работ по монтажу охранной сигнализации.
Однако, в настоящее время нарушения, указанные в представления прокурора, не устранены.
В связи с тем, что в настоящее время в школе отсутствует охранная сигнализация в помещениях с хранением документов ограниченного распространения и в помещениях размещения дорогостоящего оборудования (инвентаря), что ставит под угрозу безопасность обучающихся во время пребывания в организации, нарушает основные принципа противодействия терроризму, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора города Киселевска о возложении обязанности на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Киселевского городского округа «Основная общеобразовательная школа №35», а в случае отсутствия денежных средств на Управление образования Киселевского городского округа, установить охранную сигнализацию в помещениях с хранением документации ограниченного распространения и в кабинетах с дорогостоящим оборудованием (кабинет информатики).
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает разумным установить ответчикам срок для совершения данных действий – 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Киселевска Кемеровской области – Кузбасса в интересах неопределенного круга лиц- участников образовательного процесса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Киселевского городского округа «Основная общеобразовательная школа №35» к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Киселевского городского округа «Основная общеобразовательная школа №35», Управлению образования Киселевского городского округа о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Возложить обязанность на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Киселевского городского округа «Основная общеобразовательная школа №35», а в случае отсутствия денежных средств на Управление образования Киселевского городского округа, установить охранную сигнализацию в помещениях с хранением документации ограниченного распространения и в кабинетах с дорогостоящим оборудованием (кабинет информатики).
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок 3 месяца со дня вступления решения в законную силу, в течение которого указанные действия должны быть исполнены.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение составлено 09 февраля 2023 года.
Председательствующий Н.Н. Ильина
Решение в законную силу не вступило.
В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и о результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке