Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2194/2023 (2-6729/2022;) ~ М-6317/2022 от 17.11.2022

        Дело № 2-2194/2023 (2-6729/2022)

    УИД 23RS0002-01-2022-011628-35

        РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сочи                                               21 апреля 2023 года

Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Танова Х.А.,

при секретаре судебного заседания Якубове С.Ф.,

с участием представителя истца – помощника прокурора КАО г. Краснодар Фоменко И.Д.,

представителя ответчика Добровольского С.М. по доверенности Воробьевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи в интересах Российской Федерации к Добровольскому Семену Михайловичу о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на земельный участок,

установил:

                        Истец заместитель прокурора Краснодарского края – прокурора г. Сочи в интересах России?скои? Федерации обратился в Адлерский районный суд г. Сочи с исковым заявлением к ответчику Добровольскому С.М. о признании отсутствующим права собственности.

Исковые требования истец мотивировал тем, что прокуратурои? города проведена проверка соблюдения требовании? земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которои? установлено, что земельныи? участок с кадастровым номером 23:49:0404004:1303 незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральнои? собственности.

В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяи?ства, проведено лесоустрои?ство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустрои?ства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственныи? кадастровыи? учет.

В частности, на основании плана лесоустрои?ства Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка 14.10.2005 на государственныи? кадастровыи? учет поставлен земельныи? участок с кадастровым номером 23:49:0000000:24 категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается выпискои? из Единого государственного реестра недвижимости, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю от 19.09.2005.

Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинскии? национальныи? парк» Министерства природных ресурсов и экологии России?скои? Федерации от 20.09.2021 земельныи? участок с кадастровым номером 23:49:0404004:1303 полностью расположен в пределах Адлерского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждении? 1997 года.

На спорныи? земельныи? участок 11.09.2014 зарегистрировано право собственности Кесовой Е.Г., которое впоследствии на основании гражданско-правовых сделок перешло Добровольскому С.М., что подтверждается выпискои? из ЕГРН от 23.09.2021.

Основаниями первичнои? государственнои? регистрации права Кесовой Е.Г. на земельныи? участок с кадастровым номером 23:49:0404004:1303, а также постановки на кадастровый учет послужила выписка из похозяйственной книги администрации Молдовского сельского округа Адлерского района г. Сочи о наличии у гражданина права на земельный участок (лицевой счет 2296, книга № 63 за 1991-1996 гг.).

В представленной копии лицевого счета 2296 отсутствуют записи об основаниях предоставления Кесовой Е.Г. указанного земельного участка, в том числе отсылки к его месторасположению.

Спорный участок подлежал постановке на государственный кадастровый учет исключительно в пределах земель, находящихся в распоряжении Молдовского сельского округа.

Согласно информации, представленной Центральным отделом Управления Росреестра по Краснодарскому краю 03.08.2022 исх. № 43-045798/22 установлено, что отвод земельного участка не производился.

Спорный земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404004:1303 сформирован за счет земель Адлерского лесничества Сочинского национального парка, которые находятся в собственности Российской Федерации.

Изложенное, по мнению истца, указывает на незаконность возникновения права собственности Кесовой Е.Г. на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404004:1303.

Положениями законодательства предусмотрено, что согласование местоположения границ земельных участков проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.

Полномочия собственника в части согласования местоположения границ земельных участков, отнесенных к собственности Российской Федерации, относится к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на управление федеральным имуществом.

Однако в кадастровом деле по межеванию земельного участка 23:49:0404004:1303 акта согласования границ участка с территориальным органом Росимущества не имеется.

При межевании спорного участка надлежало учитывать карту-план Адлерского лесничества Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997-1998 годов, определяющую границы федеральных земель (городских лесов) и их принадлежность к собственности Российской Федерации.

Вопреки названным требованиям законодательства и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, – МТУ Росимущества, в их границах сформирован земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404004:1303 площадью 3500 кв.м, категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Краснодарский край, Адлерский район г. Сочи, с. Липники, ул. Липецкая.

С учетом изложенного, полагает, что право собственности Кесовой Е.Г., а впоследствии Добровольского С.М. возникло на спорный участок незаконно.

Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистами управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи от 29.09.2021 составленнои? фототаблицы следует, что обозначенныи? участок не огорожен, свободен от строении?, лесопокрытый не осваивается.

Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения Добровольским С.М. и иными гражданами указанным участком.

Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц.

Таким образом, фактически спорныи? участок, расположенныи? в границах федеральных земель, из владения России?скои? Федерации не выбыл.

На основании изложенного просил суд признать отсутствующим право собственности Добровольского С.М., зарегистрированное 25.02.2020 в Едином государственном реестре недвижимости, на земельныи? участок с кадастровым номером 23:49:0404004:1303, площадью 3500 кв.м, категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: край Краснодарский, г. Сочи, район Адлерский, с. Липники, ул. Липецкая; признать право собственности Российской Федерации на земельныи? участок с кадастровым номером 23:49:0404004:1303, площадью 3500 кв.м, категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: край Краснодарский, г. Сочи, район Адлерский, с. Липники, ул. Липецкая; указать, что решение является основанием для внесения в Единыи? государственныи? реестр недвижимости сведении? об аннулировании права Добровольского С.М. на земельныи? участок с кадастровым номером 23:49:0404004:1303, площадью 3500 кв.м, категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: край Краснодарский, г. Сочи, район Адлерский, с. Липники, ул. Липецкая, и о регистрации на него права собственности за России?скои? Федерациеи?.

Представитель истца Фоменко И.Д. в судебном заседании исковые требование поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

        Представитель ответчика Воробьева В.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд отказать истцу в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи в судебное заседание не явился, надлежаще уведомленныи? о времени и месте судебного заседания, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором также просил суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель третьего лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Сочинскии? национальныи? парк», надлежаще уведомленныи? о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель третьего лица МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, надлежаще уведомленныи? о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель третьего лица управления Федеральнои? службы государственнои? регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, уведомленныи? о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

На основании п. 3 ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

        Выслушав доводы истца, возражения ответчика, исследовав в судебном заседании материалы дела и оценив все представленные по делу доказательства в их совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушении? его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

На основании постановления Совета Министров России?скои? Советскои? Федеративнои? Социалистическои? Республики от 05.05.1983 № 214 «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинскии? национальныи? парк Министерства лесного хозяи?ства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.

В силу ст. ст. 3, 4, 29 Лесного Кодекса РСФСР (Закон РСФСР от 08.08.1978, далее – ЛК РСФСР 1978 года, утратил силу 06.03.1993) все леса, включая леса национальных парков, образуют единыи? государственныи? леснои? фонд и состоят в исключительнои? собственности государства.

Аналогичные положения установлены ст. ст. 2, 14 Основ лесного законодательства России?скои? Федерации, утвержденных Верховным Советом России?скои? Федерации от 06.03.1993 № 4613-1 (далее – Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993), которыми ЛК РСФСР 1978 года признан утратившим силу.

Статьями 7, 19, 56 Лесного кодекса России?скои? Федерации (Федеральныи? закон от 29.01.1997 № 22-ФЗ, далее – ЛК РФ 1997 года), с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993, предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности России?скои? Федерации.

В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в первоначальнои? редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральнои? собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 12 данного Федерального закона (в ред. от 03.08.2018) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральнои? собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральнои? собственности.

Аналогичное законоположение предусмотрено п. 6 ст. 95 Земельного кодекса России?скои? Федерации (Федеральныи? закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ, далее – ЗК РФ).

В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в деи?ствие Земельного кодекса России?скои? Федерации» (в ред. от 17.04.2006) в целях разграничения государственнои? собственности на землю к федеральнои? собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Абзацем 3 п. 1 ст. 17 ЗК РФ закреплено, что земельные участки, право собственности России?скои? Федерации на которые возникло при разграничении государственнои? собственности на землю, находятся в федеральнои? собственности.

Таким образом, в силу названных положении? законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинскии? национальныи? парк, находятся в федеральнои? собственности.

На основании ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственнои? регистрации недвижимости»эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права России?скои? Федерации на которые признаются юридически деи?ствительными вне зависимости от государственнои? регистрации.

Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинскии? национальныи? парк, в соответствии с п. 2 ст. 23, ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса России?скои? Федерации (Федеральныи? закон от 04.12.2006 № 200-ФЗ, далее – ЛК РФ), п. 145 Лесоустроительнои? инструкции, утвержденнои? приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, определяются лесоустрои?ством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.

Аналогичные положения были предусмотрены ст. 72 ЛК РФ 1997 года, п. 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустрои?ства в лесном фонде России, утвержденнои? приказом Рослесхоза от 15.12.1994 № 265.

В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяи?ства, проведено лесоустрои?ство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустрои?ства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственныи? кадастровыи? учет.

В частности, на основании плана лесоустрои?ства Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка 14.10.2005 на государственныи? кадастровыи? учет поставлен земельныи? участок с кадастровым номером 23:49:0000000:24 категории «земли особо охраняемых природных территории?», что подтверждается выпискои? из Единого государственного реестра недвижимости, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю от 19.09.2005.

Из материалов дела следует, что прокуратурои? города проведена проверка соблюдения требовании? земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которои? установлено, что земельныи? участок с кадастровым номером 23:49:0404004:1303, оформленный в собственность ответчика, образован в границах ранее учтенных земель федеральнои? собственности.

В силу ст. 209 ГК РФ отчуждение земель федеральнои? собственности возможно только при наличии волеизъявления России?скои? Федерации.

Пунктом 2 ст. 214 ГК РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образовании?, являются государственнои? собственностью.

В соответствии с вышеназваннои? нормои? Конституционным судом России?скои? Федерации в определении от 11.02.20221 № 186-О установлено, что в условиях деи?ствующеи? презумпции государственнои? собственности на землю участникам гражданских правоотношении? должно быть очевидно, сто земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровыи? учет, относятся к государственнои? собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяи?ными.

Сама по себе несфомированность земельного участка и отсутствие государственнои? регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовои? судьбе этого земельного участка.

Исходя из п. 5 ч. 2, ч.ч. 6, 7 ст. 111, п. 3 ч. 2 ст. 23, ч. 1, п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 116 ЛК РФ в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности несовместимои? с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

Таким образом, защитные леса, расположенные в Сочинском национальном парке, после их включения в границы населенного пункта город-курорт Сочи, приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшения площади которых не допускается. Данныи? вывод подтвержден Верховным Судом России?скои? Федерации в определении от 20.05.2015 № 49-АПГ15-5.

В силу п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, пп. 1, 6 ст. 11 ЛК РФ, п. 3 ст. 3, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, абз. 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда России?скои? Федерации от 02.03.2015 № 304-КГ14-9070.

Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинскии? национальныи? парк» Министерства природных ресурсов и экологии России?скои? Федерации от 20.09.2021 земельныи? участок с кадастровым номером 23:49:0404004:1303 полностью расположен в пределах Адлерского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждении? 1997 года.

11.09.2014 право собственности на спорныи? земельныи? участок зарегистрировано за Кесовой Е.Г.

25.02.2020 право собственности перешло к ответчику Добровольскому С.М., что подтверждается выпискои? из ЕГРН от 23.09.2021.

Ранее порядок учета личных подсобных хозяи?ств был регламентирован Указаниями по ведению похозяи?ственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденных постановлением Государственного комитета СССР по статистике (далее - Госкомстат СССР) от 25.05.1990 № 69, согласно пунктам 1, 2 и 19 которых документами похозяи?ственного учета являются утвержденные Госкомстатом СССР формы первичного учета для сельских Советов народных депутатов: форма № 1 «Похозяи?ственная книга»; форма № 2 «Список лиц, временно проживающих на территории сельского Совета»; форма № 3 «Алфавитная книга хозяи?ств». Похозяи?ственныи? учет по указанным формам ведется во всех сельских Советах народных депутатов, а также в городских и поселковых Советах по подчиненным им сельским населенным пунктам.

В заглавнои? части лицевого счета записывается фамилия, имя и отчество члена хозяйства, на имя которого открыт лицевои? счет. Лицевои? счет открывается на имя главы хозяи?ства (семьи), которыи? определяется в каждом конкретном случае совершеннолетними членами семьи по их общему согласию и записывается в лицевом счете первым.

Как следует из материалов дела, основаниями первичнои? государственнои? регистрации права Кесовой Е.Г. на земельныи? участок с кадастровым номером 23:49:0404004:1303, а также постановки на кадастровый учет послужила выписка из похозяйственной книги администрации Молдовского сельского округа Адлерского района г. Сочи о наличии у гражданина права на земельный участок (лицевой счет 2296, книга № 63 за 1991-1996 гг.).

При этом, в представленной копии лицевого счета 2296 отсутствуют записи об основаниях предоставления Кесовой Е.Г. указанного земельного участка, в том числе отсылки к его месторасположению.

Таким образом, спорный участок подлежал постановке на государственный кадастровый учет исключительно в пределах земель, находящихся в распоряжении Молдовского сельского округа.

В соответствии со ст.ст. 12, 13 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 01.07.1970 (деи?ствующего до 25.04.1991) предоставление земельных участков в пользование осуществлялось в порядке отвода. Отвод земельных участков производится на основании решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов, в котором указываются цель отвода и основные условия пользования землеи?. Право владения и пользования землеи? удостоверялось государственным актом, при этом любые сделки с землеи? признавались недеи?ствительными, а самовольно занятые участки подлежали возврату по их принадлежности без возмещения затрат произведенных за время незаконного пользования.

Аналогичные положения о порядке предоставления земельных участков содержали ст.ст. 30-32 Земельного кодекса РСФРС, утвержденного Верховным Советом РСФСР 25.04.1991 № 1103-1.

Согласно информации, представленнои? Центральным отделом Управления Росреестра по Краснодарскому краю 03.08.2022 исх. № 43-045798/22 установлено, что в нарушение указанных норм отвод земельного участка не производился.

В силу ст. 51 Закона России?скои? Федерации от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в России?скои? Федерации», ст.ст. 24-27, 64 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 25.04.1991 № 1103-1, п. 2 Указа Президента России?скои? Федерации от 24.12.1993 № 2287 «О приведении земельного законодательства России?скои? Федерации в соответствии с Конституциеи? России?скои? Федерацию», п. 14 Указа Президента России?скои? Федерации от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельнои? реформы в РСФСР» распоряжение земельными участками национальных парков к полномочиям администрации Молдовского сельского Совета Адлерского внутригородского раи?она г. Сочи не относилось.

Вместе с тем, спорныи? земельныи? участок 23:49:0404004:1303 сформирован за счет земель Адлерского лесничества Сочинского национального парка, которые в силу абз. 3 п. 1 ст. 17, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, п. 5 ст. 12 Федерального закона № 33-ФЗ, абз. 6 п. I ст. З.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ находятся в собственности России?скои? Федерации.

Изложенное указывает на незаконность возникновения права собственности Кесовой Е.Г. на земельныи? участок с кадастровым номером 23:49:0404004:1303.

Пунктами 1.1, 2, 5 Инструкции по межеванию земель, утвержденнои? Роскомземом 08.04.1996 (далее - Инструкция по межеванию), предусмотрено, что межевание земель включает подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов; уведомление собственников, владельцев и пользователеи? размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ· согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков.

Из пунктов 9.1, 9.2 Инструкции по межеванию следует, что установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя раи?оннои?, городскои? (поселковои?) или сельскои? администрации, собственников, владельцев или пользователеи? размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителеи?, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.

После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.

Результаты установления и согласования границ оформляются актом, которыи? подписывается собственниками, владельцами, пользователям и размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городскои? (поселковои?) или сельскои? администрациеи? и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустрои?ству раи?она (города).

Указанные требования Инструкции по межеванию действуют в настоящее время.

Аналогичные положения предусмотрены действующими нормами п. 3 ст. 6 ЗК РФ, ч.ч. 2, 4 ст. 8, ч. 8 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ, ч.ч. 3, 11 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», п. 24 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 01.06.2021 № П/0241.

Данными положениями законодательства также предусмотрено, что согласование местоположения границ земельных участков проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.

При проведении согласования местоположения границ кадастровыи? инженер обязан проверить полномочия заинтересованных лиц или представителеи?; обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителеи? с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания; указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности.

Пунктом 2 ст. 9 ЗК РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.

В силу п.п. 4, 5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Росимущество через свои территориальные органы осуществляет контроль за управлением и распоряжением объектами федеральной собственности, их использованием по назначению и сохранностью.

Аналогичные положения предусматривались п.п. 4, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.17 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 № 374.

В настоящее время указанные полномочия, предусмотренные п.п. 4, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.17 Положения о межрегиональном территориальном правлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея) утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 № 459) осуществляет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом России?скои? Федерации в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - МГУ Росимущества).

Следовательно, полномочия собственника в части согласования местоположения границ земельных участков) отнесенных к собственности России?скои? Федерации) относится к компетенции федерального органа исполнительнои? власти, уполномоченного на управление федеральным имуществом.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что в кадастровом деле по межеванию земельного участка 23:49:0404004:1303 акта согласования границ участка с территориальным органом Росимущества не имеется.

Согласно п. 4 Требовании? к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровыи? учет, утвержденных приказом Росземкадастра от 02.10.2002 № П/327, пп. 6 п. 22, п. 68 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412, действовавших с 02.10.2002 по 31.12.2008 и с 01.01.2009 до 01.01.2017 соответственно, сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов лесоустройства.

В настоящее время в пп. 6 п. 22, п. 71 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 установлено, что при составлении межевого плана для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка используется лесоустроительная документация.

Таким образом, при межевании земель сбор и изучение картографических данных (в том числе, карт-планов лесничеств, лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений) в целях установления площади, местоположения, количественных, качественных и иных характеристик земельных участков за счет которых осуществляется формирование обособленного земельного участка, является обязательным мероприятием.

Следовательно, при межевании спорного участка надлежало учитывать карту-план Адлерского лесничества Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997-1998 годов, определяющую границы федеральных земель (городских лесов) и их принадлежность к собственности Российской Федерации.

Вопреки названным требованиям законодательства и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, – МТУ Росимущества, в их границах сформирован земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404004:1303 площадью 3500 кв.м, категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: Краснодарский край, Адлерский район г. Сочи, с. Липники, ул. Липецкая.

Таким образом, право собственности Кесовой Е.Г., а впоследствии Добровольского С.М. возникло на спорный участок незаконно.

Из представленного в материалы дела акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистами управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи от 29.09.2021 составленнои? фототаблицы следует, что обозначенныи? участок не огорожен, свободен от строении?, лесопокрытый не осваивается.

Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения Добровольским С.М. и иными гражданами указанным участком.

Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц.

Таким образом, фактически спорныи? участок, расположенныи? в границах федеральных земель, из владения России?скои? Федерации не выбыл.

Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда России?скои? Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных применением норм Гражданского кодекса России?скои? Федерации об исковои? давности» к требованиям собственника или иного владельца об устранении всяких нарушении? его права) которые не соединены с лишением владения, относятся также требования о признании права (обременения) отсутствующим. Исковая давность на такие требования не распространяется (статья 208 ГК РФ).

Восстановление нарушенных прав России?скои? Федерации по настоящему спору возможно путем предъявления иска о признании права отсутствующим, так как ответчик не является фактическим владельцем земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404004:1303.

Статьеи? 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов России?скои? Федерации, субъектов России?скои? Федерации, муниципальных образовании?.

При таком положении суд считает, что исковые требования заместителя прокурора Краснодарского края – прокурора г. Сочи в интересах России?скои? Федерации к Добровольскому С.М. о признании отсутствующим права собственности являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что земельный участок был оформлен в собственность в соответствии с требованиями законодательства, суд находит несостоятельными, поскольку они опровергаются представленными в дело материалами.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ 25.02.2020 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 23:49:0404004:1303, ░░░░░░░░ 3500 ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░: «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░. ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░.

░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 23:49:0404004:1303, ░░░░░░░░ 3500 ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░: «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░. ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 23:49:0404004:1303, ░░░░░░░░ 3500 ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░: «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░. ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 23:49:0404004:1303, ░░░░░░░░ 3500 ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░: «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░. ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

    ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 199 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░?░░░░? ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

        ░░░░░ ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░                                       ░.░. ░░░░░

2-2194/2023 (2-6729/2022;) ~ М-6317/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора края - прокурор г.Сочи в интересах Российской Федерации
Ответчики
Добровольский Семен Михайлович
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК
МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КК и РА
ФГБУ "Сочинский национальный парк"
Администрация г.Сочи
Суд
Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края
Судья
Танов Харлампий Александрович
Дело на сайте суда
sochi-adler--krd.sudrf.ru
17.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.11.2022Передача материалов судье
24.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2022Подготовка дела (собеседование)
13.12.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.12.2022Предварительное судебное заседание
28.12.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.01.2023Предварительное судебное заседание
09.02.2023Судебное заседание
18.04.2023Судебное заседание
21.04.2023Судебное заседание
27.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2024Дело оформлено
06.04.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее