78RS0№-85
Дело № 01 марта 2021года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сестрорецкий районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Прокофьевой А.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора <адрес> Санкт-Петербурга ФИО2,
представителя ответчика ФИО3,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Природоохранного прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Природоохранный прокурор <адрес> обратился с иском к <адрес> Санкт-Петербурга об обязании в 290-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления с территории по адресам: между КАД и <адрес>, западнее земельного участка с кадастровым номером 78:38:0011339:1042; между земельным участком с кадастровым номером 78:38:0021201:14 и водным объектом - ручьем Пасторским, указав, что природоохранной прокуратурой <адрес> проведена проверка по факту несанкционированного складирования отходов на территории общего пользования <адрес> Санкт-Петербурга, в ходе которой выявлено наличие несанкционированного складирования отходов производства и потребления, то есть нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды, которые влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности (л.д. 4-7).
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора <адрес> Санкт-Петербурга ФИО2 иск поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО3 против удовлетворения иска возражала, указав, что адреса несанкционированных свалок внесены в проект адресной программы ликвидации несанкционированных свалок отходов на 2021 год.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Пунктами 1 и 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.
На основании ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Земельные участки, расположенные по адресам: между КАД и <адрес>, западнее земельного участка с кадастровым номером 78:38:0011339:1042; между земельным участком с кадастровым номером 78:38:0021201:14 и водным объектом - ручьем Пасторским не сформированы, относятся к территориям общего пользования.
Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной помощником природоохранного прокурора установлено, что на территории общего пользования <адрес> Санкт-Петербурга имеется несанкционированное складирование отходов, а именно: между КАД и <адрес>, западнее земельного участка с кадастровым номером 78:38:0011339:1042 размещены твердые коммунальные отходы, отработанные автомобильные покрышки, отходы демонтажа, бой бетона, бой кирпича, отходы полиэтилена; между земельным участком с кадастровым номером 78:38:0021201:14 и водным объектом - ручьем Пасторским складируются поддоны, древесные отходы, железобетонные плиты, бой бетона, отходы полиэтилена, отходы грунта.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» утверждено Положение об администрациях районов Санкт-Петербурга, согласно п. 1.1. которого администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт- Петербурга.
В силу п.п.. 2.1, 3.10.4, 3.10.7 Положения к задачам администрации относится, в том числе, проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления на территории района Санкт-Петербурга в сферах: здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; правопорядка; благоустройства и обращения с отходами.
Для реализации данных задач администрации районов наделены полномочиями по организации благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости - рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов, на территории района в соответствии с адресными программами, утверждаемыми администрацией, а также по контролю уборки территории района в пределах компетенции.
Согласно п. 2.2 Приложения № к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга», на администрации районов возложены обязанности по контролю за уборкой территории района в пределах своей компетенции.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком доказательств ликвидации свалок по вышеуказанным адресам не представлено.
Довод представителя ответчика о включении несанкционированных свалок в проект адресной программы по ликвидации на 2021 год, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку не свидетельствует об организации комплекса всех необходимых мер, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок.
Выявленные нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
При таких обстоятельствах исковое заявление Природоохранного прокурора подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.ст. 88, 94, 98, 103 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, которые состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Природоохранного прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> Санкт-Петербурга в 290-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления с территории по адресам: между КАД и <адрес>, западнее земельного участка с кадастровым номером 78:38:0011339:1042; между земельным участком с кадастровым номером 78:38:0021201:14 и водным объектом - ручьем Пасторским.
Взыскать с администрации <адрес> Санкт-Петербурга государственную пошлину в бюджет Санкт-Петербурга в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Сестрорецкий районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Прокофьева
Дата принятия решения суда
в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.