судья - Куклев В.В.
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск дело № 7-40/2023 8 февраля 2023 года
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Толстогузов А.В.,
с участием представителя ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» - Галкиной П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» Маганова А.В. на решение судьи Когалымского городского суда Ханты–Мансийского автономного округа – Югры от 19 декабря 2022 года, которым постановление начальника ТОУ Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г.Когалыме Казанцева И.С. №190 от 6 октября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» - оставлено без изменения, а жалоба защитника ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Маганова А.В. - без удовлетворения,
установил:
Постановлением начальника ТОУ Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г.Когалыме Казанцева И.С. №190 от 6 октября 2022 года ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ - сокрытие или искажении экологической информации, что выразилось в том, что при проведении в период с 27 октября 2021 г. по 16 ноября 2021 г. плановой выездной и документарной проверки, 09 ноября 2021 г. и 10 ноября 2021 г. при рассмотрении документации, представленной ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь», а именно реестров санитарно-защитных зон на производственных объектах ТПП «Когалымнефтегаз» и ТПП «Повхнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь», установлено, что на ряде объектов – кустовых площадках, относящихся к III категории опасности, не разработаны проекты санитарно-защитных зон, не получено решение об установлении санитарно-защитных зон и санитарно-защитные зоны не установлены. За данное административное правонарушение юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением представитель ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» обратился с жалобой в суд первой инстанции.
Решением судьи Когалымского городского суда Ханты–Мансийского автономного округа – Югры от 19 декабря 2022 года постановление начальника ТОУ Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в г.Когалыме Казанцева И.С. №190 от 6 октября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» - оставлено без изменения, а жалоба защитника ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Маганова А.В. - без удовлетворения.
В жалобе представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Маганова А.В., а также дополнительной жалобе представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Галкиной П.А., выражается несогласие с постановлением должностного лица и решением суда, просят их отменить и производство по делу прекратить, указывая, что отсутствует событие правонарушения, так как
те кустовые площадки, которые указаны в постановлении по делу об административном правонарушении, не являются источниками негативного воздействия на среду обитания человека и не относятся к объектам III категории опасности. На указанных кустовых площадках нет выброса сероводорода и, следовательно, по этому признаку эти кустовые площадки нельзя относить к III категории опасности. Блоки дозирования химреагентов – БДР и блоки реагентного хозяйства – БРХ являются по сути дозаторами и в них ничего не хранится, метанольниц на кустовых площадках, где добывается нефть, быть не может.
В судебном заседании представитель ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» Галкина П.А. доводы жалобы поддержала в полном объеме, дополнительно пояснив, что действия (бездействие) Общества не образует состава ст. 8.5 КоАП РФ, квалификация дана неверная, так как Обществом не искажалась и не скрывалась какая-либо экологическая информация от контролирующих органов.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, дополнительной жалобы, заслушав участников судебного заседания, суд приходит к выводу о необходимости отмены решения суда и постановления должностного лица с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.
Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Согласно материалам дела, ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» привлечено к ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ за то, что в отношении кустовых площадок, указанных в постановлении о назначении административного наказания, Обществом не разработаны проекты санитарно-защитных зон, санитарно-защитные зоны не установлены.
Однако, выводы должностного лица отдела Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре и суда первой инстанции о том, что действия ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» в данном случае образуют состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, основаны на неверном толковании норм права.
Так, не разработав проект санитарно-защитных зон и осуществляя производственную деятельность на кустовых площадках без установления санитарно-защитных зон, ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» какой-либо экологической информации не искажало и не скрывало от контролирующего органа.
Фактически, как следует из постановления о назначении административного наказания, ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» осуществляет производственную деятельность на кустовых площадках без установления санитарно-защитных зон, без разработки проектов санитарно-защитных зон. Однако, ответственность за осуществление производственной деятельности без установления санитарно-защитных зон, без разработки проектов санитарно-защитных зон предусмотрена не ст. 8.5 КоАП РФ, а ч.1 ст. 6.3 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Однако, переквалификация в данном случае действий ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» со ст. 8.5 КоАП РФ на ч.1 ст. 6.3 КоАП РФ невозможна, так как влечет за собой ухудшение положения юридического лица, привлекаемого к ответственности в связи с тем, что санкция ч.1 ст.6.3 КоАП РФ является более суровой, чем санкция ст. 8.5 КоАП РФ, ввиду того, что в ч.1 ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрен такой вид наказания как административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Кроме того, необходимо отметить, что вынесенное постановление № 190 от 6 октября 2022 года о привлечении ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, вынесено с существенным нарушением требований ст. 29.10 КоАП РФ, так как в нем не указаны существенные обстоятельства, касающиеся состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, а именно не указано, какая конкретно экологическая информация о состоянии атмосферного воздуха, источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также о радиационной обстановке, была сокрыта или искажена ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь». Кроме того, в постановлении не указано, к какому конкретно сроку данная информация должна была быть предоставлена ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» и на сколько данный срок был нарушен (несвоевременное сообщение экологической информации).
При этом необходимо отметить, что в соответствии с ч.1 ст. 23.13 КоАП РФ, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.5 (в части информации о состоянии атмосферного воздуха, источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также о радиационной обстановке).
Соответственно, в постановлении об административном правонарушении по ст. 8.5 КоАП РФ в данном случае должно быть указано, какая конкретно экологическая информация о состоянии атмосферного воздуха, источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также о радиационной обстановке, была сокрыта, искажена либо несвоевременно сообщена контролирующему органу со стороны ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь».
В соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, то есть применительно к составу административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ должна быть указана конкретная экологическая информация, которая была сокрыта, искажена либо несвоевременно сообщена лицом, привлекаемым к административной ответственности. Описание состава совершенного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ в постановлении должностного лица Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре, фактически отсутствует, как отсутствует и в протоколе об административном правонарушении.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон":
- правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления;
- случае если до дня вступления в силу настоящего постановления выданы разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению санитарно-защитные зоны, застройщики до ввода объектов в эксплуатацию обязаны представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления;
- при планировании строительства или реконструкции объекта застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в уполномоченный орган заявление об установлении или изменении санитарно-защитной зоны;
- в срок не более одного года со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, в отношении которого установлена или изменена санитарно-защитная зона, правообладатель такого объекта обязан обеспечить проведение исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и в случае, если выявится необходимость изменения санитарно-защитной зоны, установленной или измененной исходя из расчетных показателей уровня химического, физического и (или) биологического воздействия объекта на среду обитания человека, представить в уполномоченный орган заявление об изменении санитарно-защитной зоны;
- в случае технического перевооружения объекта, изменения применяемых на объекте технологий производства продукции, изменения вида разрешенного использования или назначения объекта, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, а также в случае прекращения эксплуатации или ликвидации (в том числе сноса) объекта, являющегося объектом накопленного вреда окружающей среде, правообладатель объекта обязан в срок не более одного года со дня наступления указанных обстоятельств провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации) и при выявлении превышения установленных гигиенических нормативов либо изменения такого воздействия объекта на среду обитания человека по сравнению с уровнем воздействия, исходя из которого была установлена санитарно-защитная зона, представить в уполномоченный орган заявление об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны.
Таким образом, вышеуказанным Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 N 222, предусмотрены строгие сроки для подачи заявления об установлении санитарно-защитной зоны хозяйствующим субъектом. Соответственно, в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана конкретная дата, к которой ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» не исполнило требование о подаче заявления об установлении санитарно-защитной зоны вместе с необходимыми документами применительно к имеющемся у Общества промышленным объектам – кустовым площадкам нефтедобычи. Однако, такая дата (а именно дата совершения правонарушения, заключающегося в несвоевременном сообщении экологической информации) в постановлении о назначении административного наказания, отсутствует.
Указанные нарушения требований КоАП РФ являются существенными, повлиявшими на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, и влекут отмену постановления должностного лица Территориального отдела в городе Когалыме Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре Казанцева И.С. №190 от 6 октября 2022 года и решения суда первой инстанции с прекращением производства по делу в связи с отсутствием в действиях ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░–░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 8.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. №190 ░░ 6 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 8.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░» - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 8.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░» – ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2 ░.1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░