Судья: Горбашева В.В. дело № 12-152/2021
РЕШЕНИЕ
г. Самара 25 февраля 2021 года
Судья Самарского областного суда Чемерисова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу врио руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Шерстневой С.А. на постановление Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 18 декабря 2020 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении Латфуллина Р.Ш. прекращено, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием его действиях состава правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
05.11.2020 должностным лицом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти ведущим специалистом-экспертом Сафоновой Е.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении Латфуллина Р.Ш.
Определением начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти Кузнецова А.Ю. от 05.11.2020 переданы материалы дела об административном правонарушении в отношении Латфуллина Р.Ш. для рассмотрения в Автозаводский районный суд г. Тольятти.
Постановлением судьи Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 18.12.2020 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении Латфуллина Р.Ш., прекращено, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава правонарушения.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением суда, врио руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Шерстнева С.А. просит отменить вышеуказанное постановление и возвратить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывает, что Латфуллиным Р.Ш. не были выполнены санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия, совершенные в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), а именно нарушен п.2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 (редакция от 18.09.2020) трехдневный срок размещения результата анализа в ЕГПУ, в его действиях имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Дело рассмотрено в порядке ст. 30.6 КоАП РФ, в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав Латфуллина Р.Ш., возражавшего против доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ: лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч.1 ст.1.5 КоАП РФ).
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ч.2 ст.1.5 КоАП РФ).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. (ч.3 ст.1.5 КоАП РФ).
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. (ч.4 ст.1.5 КоАП РФ).
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.
В соответствии с ч.2 ст.6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
На основании пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Закон) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Закона).
В силу статьи 29 указанного Федерального Закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотре профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 N 7 (ред. от 18.09.2020) "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.03.2020 N 57771) (п.2.2) установлена обязанность граждан в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму "Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации" (https://www.gosuslugi.ru/400705/1). До получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания).
В отношении всех прибывших российских и иностранных граждан заполненные анкеты в суточный срок передаются в территориальный орган Роспотребнадзора по месту дальнейшего следования прибывших.
Всем лицам, прибывшим на территорию Российской Федерации, выдается уведомление о выполнении постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019".
В соответствии с п.2.2. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.07.2020г №22 граждане Российской Федерации, прибывающие на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку) обязаны в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 метолом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации (https://www.gosuslugi.ru/400705/1).
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020 (вопрос N 22), привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Из материалов дела следует, что Литфуллин Р.Ш. прибыл на территорию Российской Федерации из Турции авиарейсом 26.09.2020 года.
26.09.2020 года Латфуллин Р.Ш. прошел исследование на COVID-19 метолом ПЦР в медицинской лаборатории <данные изъяты> получил результаты исследования 29.09.2020 года (л.д.9)
Из объяснений Латфуллина Р.Ш. следует, что с момента получения результатов исследования неоднократно пытался выгрузить результаты вышеуказанного исследование на COVID-19 метолом ПЦР, полученные в лаборатории «Наука» на интернет-портале Государственных услуг.
Из представленных материалов дела следует, что в соответствии с данными интернет-портала Государственных услуг, представленными с апелляционной жалобой должностного лица, результаты вышеуказанного исследования были направлены (выгружены) в Едином портале государственных услуг Латфуллиным Р.Ш. 01.11.2020 года (л.д.40).
Судья районного суда, прекращая производство по делу об административном правонарушении, исходила из того, что у Латфуллина Р.Ш. по независящим от него обстоятельствам отсутствовала возможность соблюдению сроков размещения результатов тестирования, в связи с чем, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
При этом, суд апелляционной инстанции учитывает также следующее. Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно протокола об административном правонарушении № 18-12/174 от 05.11.2020 года Латфуллину Р.Ш. вменяется то, что 29.09.2020 в 00 часов 00 минут Латфуллин Р.Ш., прибывший воздушным транспортом 26.09.2020 года из Турции, авиарейсом <данные изъяты> не разместил информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в на Едином портале государственных и муниципальных услуг, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую короновирусную инфекцию для прибывающих на территории Российской Федерации» в установленный законом срок, в течение 3 календарных дней с момента прибытия, в нарушение п.2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19» (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 27.07.2020 № 22 «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 и от 30.03.2020 № 9»).
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Как следует из вышеуказанного протокола об административном правонарушении, Латфуллину Р.Ш. вменяется правонарушение, допущенное 29.09.2020 года в 00 часов 00 минут.
В соответствии с абзацем 10 пункта 48 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018) (ред. от 26.12.2018), сроки, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (чч. 1, 3 ст. 4.8 КоАП РФ), исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами.
Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Положения данной статьи не применяются, если другими статьями КоАП РФ установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.
Кроме того, правовые основы исчисления времени, установления часовых зон, а также регулирование отношений, возникающих при распространении информации о точном значении времени и календарной дат определены Федеральным законом от 03 июня 2011 года N 107-ФЗ "Об исчислении времени".
Согласно п. 7 ст. 2 указанного Закона, календарный день - период времени продолжительностью двадцать четыре часа. Календарный день имеет порядковый номер в календарном месяце.
Время календарного дня исчисляется часами, минутами и секундами. За начало календарного дня принимается момент времени, соответствующий 00 часам 00 минутам 00 секундам. За окончание календарного дня принимается момент времени, соответствующий 24 часам 00 минутам 00 секундам.
Из изложенного следует, что исчисление срока для сдачи анализа на COVID-19 и размещения информации о результатах лабораторных исследований на Едином портале государственных и муниципальных услуг необходимо исчислять со дня следующего за днем прилета на территорию Российской Федерации, то есть с 27.09.2020 года. При указанных обстоятельствах, с учетом положений Федерального закона №107-ФЗ «Об исчислении времени», окончание трехдневного срока для сдачи анализа и размещения информации приходится на 24 часа 00 минут 29.09.2020 года.
Из изложенного следует, что на дату и время совершения правонарушении, указанную в протоколе об административном правонарушении, отсутствовал состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Оспаривая состоявшееся по делу судебное постановление, заявитель в жалобе указывает на необоснованность прекращения производства по делу в связи с отсутствием в действиях Латфуллина Р.Ш. состава административного правонарушения.
Доводы, изложенные в жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах выводы судьи районного суда об отсутствии в действиях Латфуллина Р.Ш. состава административного правонарушения и прекращении производства по делу в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ является обоснованным.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом первой инстанции доказательств не является основанием для отмены судебного акта.
Вопреки доводам жалобы врио руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Шерстневой С.А. дело об административном правонарушении рассмотрено без нарушений требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Оснований для удовлетворения жалобы должностного лица на постановление районного суда от 18.12.2020 года не имеется.
Все доводы жалобы Управления сводятся к несогласию с выводами судьи и оценкой, данной судьей доказательствам по делу, нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела в суде первой инстанции судьей допущено не было.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения суда, при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица дела об административном правонарушении не допущено.
Вместе с тем, нахожу основание изменить, указанный ошибочно, судьей районного суда наименование судебного акта по рассмотренному делу об административном правонарушении, указав вид судебного акта «постановление».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7-30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 18 декабря 2020 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении Латфуллина Р.Ш., прекращено, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава правонарушения, изменить, указав вид судебного акта «Постановление».
В остальной части постановление судьи Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 18 декабря 2020 года – оставить без изменений.
Жалобу врио руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Шерстневой С.А. – оставить без удовлетворения.
В соответствии со ст. 30.12 КоАП РФ решение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Самарского областного суда О.В. Чемерисова