К делу №2-1199/2024
УИД 23RS0003-01-2024-001077-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 марта 2024 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Кравцовой Е.Н.
при секретаре ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к акционерному обществу «Теплоэнерго” о признании расчета коммунальной услуги отопление незаконным проведении перерасчета, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к АО “Теплоэнерго” о признании расчета коммунальной услуги отопление за 2022 год, 2023 год незаконным и проведении перерасчета. В ноябре 2022 г. истице, как собственником квартиры № 58, расположенной по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, <адрес> получены платежные документы от АО “Теплоэнерго” за коммунальные услуги горячее водоснабжение и отопление. Из указанных документов ей стало ясно, что при расчете коммунальной услуги отопление за ноябрь 2022 года не были использованы показания индивидуального прибора учета тепловой энергии, установленного в указанном многоквартирном доме для определения объемов тепловой энергии на отопление по каждой квартире. Для расчета коммунальной услуги отопление в ноябре 2022 г. ответчик применила нормативы потребления тепловой энергии. Она обратился к Ответчику за разъяснениями, на что получил ответ, что в отопительном периоде 2022 г. общедомовые и индивидуальные прибору учета на отопление не принимаются к расчету в связи с одним прибором учета теплоснабжения на два дома. Уведомления о подобном решении Ответчика собственник помещения не получал. Просит суд признать расчет АО «Теплоэнерго» коммунальной услуги отопление с применением норматива потребления в многоквартирном доме по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, <адрес> 10 и Краснодарский край, г. Анапа, ул. Таманская, д. 121, корпус 11 незаконным; обязать АО «Теплоэнерго» произвести перерасчет по коммунальной услуге отопление начиная с ноября 2022 г. по дату вступления решения суда в законную силу в многоквартирном доме по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, <адрес>, корпус 10 и Краснодарский край, г. Анапа, <адрес> с применением показаний индивидуальных и общедомового прибора учета; обязать АО «Теплоэнерго» производить расчет коммунальной услуги отопление с ноября 2022 г. в квартире истицы с применением показаний индивидуальных и общедомового прибора учета; признать расчет АО «Теплоэнерго» коммунальной услуги отопление с применением норматива потребления по лицевому счету ФИО1 незаконным. Обязать АО «Теплоэнерго» произвести перерасчет по коммунальной услуге отопление по лицевому счету, открытому на ФИО1, собственника <адрес>, расположенной по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, <адрес> показаний индивидуального и общедомового приборов учета с 01.11.2022 г. по дату вступления решения суда в законную силу, с учетом пени. Взыскать с АО«Теплоэнерго» компенсацию морального вреда 5000 рублей, штраф за отказ от добровольного удовлетворения исковых требований, 2500 рублей; расходы на оплату услуг представителя - 11 000 рублей.
Истец ФИО1 и ее представитель по доверенности Ш.В.А., в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, просили дело рассмотреть в их отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивали.
Представитель ответчика АО «Теплоэнерго», надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом, направили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Третьи лица без самостоятельных требований Государственная жилищная инспекция Краснодарского края, ООО “УК “УПРАВЛЕНЕЦ”, ООО “Фройда-С”, Администрация МО город-курорт Анапа надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явились.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон в порядке письменного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ФИО1 является собственником <адрес>, расположенной по адресу:<адрес>, корпус 11;
В многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> ООО “”УК “УПРАВЛЕНЕЦ” (ИНН 2301090763) выбрано управляющей организацией, что следует из протокола № 001 от 25.12.2019 г. и № 001 от 25.12.2019 г. внеочередного обшего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в очно-заочной форме голосования.
На собрании принято решение о заключении прямых договоров теплоснабжения между собственниками помещений и АО “Теплоэнерго”.
Ответчиком в адрес ООО «УК «УПРАВЛЕНЕЦ» направлено уведомление (исх. N 1596 от 13.10.2022 г.), о том, что во исполнение предостережения Государственной жилищной инспекции Краснодарского края узлы учета тепловой энергии, расположенные в многоквартирных домах, по адресу: Краснодарский край, г-к Анапа, <адрес>. 121, корпус 10 и Краснодарский край, г-к. Анапа, <адрес>, корпус 11 с 01.11.2022 г. будут выведены из эксплуатации, и неприняты в качестве коммерческих узлов учета. Было рекомендовано в кратчайшие сроки внести изменения в систему ГИС ЖКХ с целью учета данных многоквартирных домов как единого строения, имеющего общие инженерные коммуникации, в том числе узлы учета поставляемых коммунальных ресурсов.
Основанием для обращения в суд истца послужило начисление собственнику квартиры оплаты за коммунальные услуги отопление начиная с ноября 2022 года с применением норматива потребления тепловой энергии, без учета показаний общедомовых приборов учета и индивидуального прибора учета на отопление.
Суд полагает доводы истца обоснованными ввиду следующего.
Согласно ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. При этом порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статья 157 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Реализуя предоставленные законом полномочия, Правительство Российской Федерации 6 мая 2011 г. издало постановление № 354, которым утверждены оспоренные Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Пунктом 2 Правил №354 норматив потребления коммунальной услуги определен как количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета; коллективный (общедомовый) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Абзацем вторым пункта 42 Правил №354 предусмотрено, что при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами приложения № 2 к данным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. Так формула предполагает расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в не оборудованных указанными приборами учета тепловой энергии многоквартирном доме и жилом доме при осуществлении оплаты в течение отопительного периода путем произведения площади помещений на норматив потребления коммунальной услуги по отоплению и на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Согласно части 2 данной статьи расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В части 7 вышеуказанной статьи также указано, что многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки.
Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 дано понятие ввода в эксплуатацию узла учета – это процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии (п. 3). Узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию (п. 58). При этом проектирование узла учета при подключении строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектной документацией объекта капитального строительства и (или) условиями подключения. В указанном случае составление отдельного проекта узла учета и его согласование не требуются (п.49).
Судом установлено, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, корпус 10 и корпус 11 введен в эксплуатацию разрешением от 26.07.2019г. №23-301000-64-2019 выданным Администрацией муниципального образования город-курорт Анапа как «Жилой комплекс «Бельведер» 6 этап строительства литер 7,8 (<адрес>,11)», из которого следует, что показатели вводимого в эксплуатацию объекта Корпус 10 (литер 7), Корпус 11 (литер 8) указаны в общих объемах. Указано о соответствии требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что многоквартирный дом «Жилой комплекс «Бельведер» по <адрес>, 4, 5, 6, 7, 8 этап строительства» построен согласно проектной документации.
Согласно проектной документации ЖК «Бельведер» по <адрес> в г. Анапа 4,5,6,7,8 этапы строительства. Корректировка, подготовленной ООО ТМ «АрхКом» строительство комплекса запроектировано из 7-ми жилых домов по две секции в каждой. Секции 1,1А, 2,3,3А однотипные с незначительными отличиями в планировке. Тип здания - сблокированное. Многоквартирные дома корп. 10 и 11 были запроектированы как 6 этап строительства (с учетом корректировки проектной документации) - возведение одного здания, состоящего из двух секций тип 1 и 1А каждое (литеры 7,8). В подвале для жилого дома запроектированы узел ввода воды, ИТП, электрощитовая, помещение уборочного инвентаря.
Из Раздела 5 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Книга 1. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Секции тип 1,1 А», Раздел 5 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Книга 1. «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха следует, что ввод тепловых сетей предусматривается от ИТП, расположенного в подвале жилого дома Литеров 2,4,6,7. Теплоснабжение сдвоенных секций предусматривается от ИТП, расположенного в подвале жилого дома литеров 2,4,6,7, один на 2 литера.
Для подключения систем отопления и горячего водоснабжения жилого дома запроектирован индивидуальный тепловой узел один на два типа секций. Учет расхода тепла на здание осуществляется в ИТП с помощью стандартного узла ввода А1. В жилом доме запроектированы поквартирные двухтрубные горизонтальные тупиковые системы отопления с установкой узлов учета тепла для каждой квартиры, расположенных в общем коридоре. Каждый нагревательный прибор оборудуется радиаторным термостатом фирмы «Danfoss». Радиаторные терморегуляторы позволяют выполнить индивидуальное регулирование температуры воздуха в отапливаемых помещениях и поддерживают ее на постоянном уровне, задаваемом самим потребителем.
Проектная документация после корректировки получила положительное заключение экспертизы, выполненное ООО «Эксперт -Проект» от 31.07.2017г. Раздел «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» по составу соответствует требованиям «Положение о составе проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, по содержанию соответствует требованиям п.п. 15-20, 22 указанного Положения, ФЗ РФ от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также национальных стандартов и сводов правил, заданию на проектирование. Раздел «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов» по составу соответствует требованиям «Положение о составе проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, по содержанию соответствует требованиям п.п. 15-20, 22 указанного Положения, ФЗ РФ от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также национальных стандартов и сводов правил, заданию на проектирование.
Таким образом, при вводе многоквартирного дома в эксплуатацию, были введены в эксплуатацию общедомовой прибор учета и индивидуальные приборы учета.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что расположение прибора учета один на два типа секций было согласовано на стадии проекта, и при принятии решения о вводе в эксплуатации объекта «Жилой комплекс «Бельведер» 6 этап строительства литер 7,8 (<адрес>)». В связи с чем, ссылка ответчика на те обстоятельства, что корпус 10 поставлен на кадастровый учет и ему присвоенкадастровый номер 23:37:0101054:2785, а корпус 11 поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 23:37:0101054:3101, как отдельные строения, судом не принимается во внимание. Более того с момента ввода данного многоквартирного дома в эксплуатацию и заключения с собственниками жилых помещений данного дома договоров теплоснабжения расчет коммунальной услуги по отоплению до ноября 2022 года производился с применением данныхобщедомового и индивидуальных приборов учета.
В 2022г. согласно акту повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии общедомовой прибор учета многоквартирных домов допущен в эксплуатацию с 03.06.2022г.
Сведений о том, что указанный узел учета тепловой энергии у потребителя вышел из строя, в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Показания законно установленных и введенных в эксплуатацию общедомовых приборов учета используются ресурсоснабжающими организациями для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов.
Поскольку спорный жилой многоквартирный дом оснащен общедомовым и индивидуальными приборами учета, то АО «Теплоэнерго» при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу должны учитывать показания таких приборов учета.
Решением Анапского городского суда по делу № 2-676/2023 (вступило в законную силу 30.01.2024 г.) предостережение Государственной жилищной инспекции № 23221182300001858649 от 08.04.2022г. в целях исполнения которого Ответчик производил расчет коммунальной услуги отопление в указанных многоквартирных домах с применением норматива признано незаконным.
При таких обстоятельствах требования истца о признании незаконным расчета АО «Теплоэнерго» коммунальной услуги отопление с применением норматива потребления в её квартире суд находит законными и считает необходимым возложить на ответчика обязанность производить расчет коммунальной услуги отопление с ноября 2022 г., а также произвести перерасчет с ноября 2022 г. по дату вступления решения суда в законную силу за коммунальную услугу отоплениес применением показаний индивидуальных и общедомового прибора учета. Кроме того, необходимо произвести перерасчет по коммунальной услуге отопление за указный период по <адрес>,, расположенной по адресу: <адрес>, корпус 11применением показаний индивидуального прибора учета.
Указанное согласуется с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18 марта 2021 года № 310-ЭС21-1668.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов №354 предусмотрена ответственность исполнителя за моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами (п.149). При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» в случаях, указанных в пункте 157 настоящих Правил (п.150).
Если исполнителем вследствие нарушения прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, потребителю причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), то по заявлению потребителя суд может возложить на исполнителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков (п.155).
На основании изложенного, учитывая обстоятельства нарушения прав потребителей и вину ответчика за необоснованное начисление платы за жилое помещение по нормативу, характер причиненных потребителю физических и нравственных страданий, а также требования разумности и справедливости, суд считает подлежащим взысканию в пользу истца в счет компенсации морального вреда денежную сумму в размере 3 000 руб.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф.
Нарушение прав истца суд находит имевшим место по вине ответчика, в связи, с чем в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 2 500 руб.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Как следует из материалов дела истец понес судебные расходы на общую сумму 11 000 рублей на оплату услуг представителя.
Согласно статье 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
При определении подлежащей возмещению суммы судебных расходов, суд с учетом принципа разумности, объема и сложности фактически выполненной исполнителем работы, а также характера спорных правоотношений приходит к выводу о размере расходов на представителя в размере 10 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
Исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным расчет АО «Теплоэнерго» (ИНН 2301080564) коммунальной услуги - отопление - с применением норматива потребления в жилом помещении – <адрес> многоквартирного дома по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, <адрес>
Обязать АО «Теплоэнерго» произвести перерасчет по коммунальной услуге – отопление, начиная с ноября 2022 г. по дату вступления решения суда в законную силу в жилом помещении – <адрес> многоквартирного дома по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, <адрес>, корпус 11, с применением показаний индивидуальных и общедомового прибора учета.
Обязать АО «Теплоэнерго» производить расчет коммунальной услуги – отопление- в жилом помещении – <адрес> многоквартирного дома по адресу: <адрес>, корпус 11, с применением показаний индивидуальных и общедомового прибора учета.
Признать незаконным расчет АО «Теплоэнерго» коммунальной услуги - отопление с применением норматива потребления по лицевому счету ФИО1.
Обязать АО «Теплоэнерго» произвести перерасчет по коммунальной услуге - отопление по лицевому счету, открытому на ФИО1, собственника <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> применением показаний индивидуального и общедомового приборов учета с 01.11.2022 г. по дату вступления решения суда в законную силу, с учетом пени.
Взыскать с АО «Теплоэнерго» (ИНН 2301080564) в пользу ФИО1 (19.08.1999 года рождения, СНИЛС 168-550-722 94 ) в счет компенсации морального вреда - 3000 рублей, штраф за отказ от добровольного удовлетворения исковых требований - 2500 рублей, расходы на оплату услуг представителя - 10 000 рублей, а всего 15 500 (пятнадцать тысяч пятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Анапский городской суд в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Мотивированное решение изготовлено 31 марта 2024 года.
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |