Дело № 2-1684/2023 копия
УИД 33RS0003-01-2023-001593-74
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 августа 2023 года
Фрунзенский районный суд города Владимира в составе
председательствующего судьи Жемеровой Т.В.,
при секретаре Коноплевой В.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску прокурора Судогодского района Владимирской области в интересах Мокряковой Г.К. к ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Владимирэнерго» об устранении нарушений,
установил:
прокурор Судогодского района Владимирской области в интересах Мокряковой Г.К. обратился в суд с иском к ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Владимирэнерго» об устранении нарушений. В обоснование требований указано, что прокуратурой Судогодского района по Владимирской области проведена проверка жилищного законодательства и законодательства об электроэнергетике по коллективному обращению членов СНТ «Ивушка». 22.02.2023 проведено обследование линий электропередач и трансформаторных подстанций на территории СНТ «Ивушка». Проверкой установлены следующие нарушения:
подвержены коррозии металлические конструкции, а также привод выносного линейного разъединителя ТП 340 (п.п. 1.1.3, 2.2.11 ПТЭЭСС; п.п. 1.1.21,4.1.6 Правила № 187);
на дверях РУ ТП 340 отсутствуют предупреждающие знаки в соответствии с положениями правил применения и испытания средств защиты, используемых в электроустановках (ПТЭЭСС п. 5.14.14);
отсутствуют температурные отметки на расширительном баке силового трансформатора, что не позволяет контролировать условия его надежной работы (ПТЭЭСС п.5.3.1);
- не обеспечивается надлежащее соединение проводников на опоре № 1 ВЛ 0,4 кВ ТП 340, соединение проводов выполнено с помощью их скручивания между собой без применения соединительных зажимов; (ПТЭЭСС п. 1.1.7, 5.7.1, 5.7.5, 5.7.17; п. 2.4.24 Правил №187);
- от ТП 340 до опоры № 1 ВЛ 0,4 кВ выполнено устройство кабельной вставки. Крепление кабеля не исключает возникновение опасных механических напряжений и повреждений. На конструкции ТП 340 выполнен запас кабеля в виде колец (витков) (ПТЭЭСС п.п.1.1.3; 2.4.1, 2.3.15 Правил №187);
не выполнено заземление нейтрали силового трансформатора ТП 340 (ПТЭЭСС п. 1.1.3; Правил №187 п. 1.7.100 );
не предохранен от коррозии, не окрашен в черный цвет открыто проложенные заземляющие проводники ТП 340 (ПТЭЭСС п.5.10.5);
не приняты меры по ограждению открытых токоведущих частей доступных для случайного прикосновения на трансформаторе ТП 340 (защитный кожух трансформатора не полностью прикрывает токоведущие части, под РУ 10 кВ) (ПТЭЭСС п.п. 1.1.7, 1.1.9. 1.1.3; Правил №187 п.п. 1.7.49, 1.7.50);
- отсутствуют указатели включенного/отключенного положения рубильника в РУ 0,4кВ ТП 340 (ПТЭЭСС п.5.4.27);
привод выносного линейного разъединителя ТП 340 опоре ВЛ размещен на высоте, не позволяющей управление коммутационным аппаратом с поверхности земли (ПТЭСС п.п. 1.1.3; Правил №187 п. 4.2.123);
- не обеспечивается минимально допустимое расстояние от неизолированных проводов воздушной линии электропередачи до ветвей деревьев и кустов (фактическое расстояние менее 1 метра) ВЛ 0,4 кВ ТП 340 (ПТЭЭСС п.п.1.1.3, 1.1.7, 5.7.1, 5.7.5, 5.7.17; Правила №187 п.2.4.8; РД (типовая инструкция по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи напряжением 0,38-20 кВ с неизолированными проводам и 153- 34.3-20.662-98) п.п.4.3.1, 4.3.5, 6.2);
не выполнена защита от возможных механических повреждений открыто проложенных проводов на опоре № 55 ВЛ 0,4 кВ ТП 340 (ПТЭЭСС п. 1.1.3; Правил №187 п.2.1.47);
не соблюдается минимально допустимое расстояние от проводов ВЛ 0,4 кВ ТП 340 до поверхности земли (ответвления к домам, над проезжей частью) (ПТЭЭСС п.п.1.1.3, 1.1.7, 5.7.5 п. 4.3.5 РД 153-34.3-20.662-98, п. 2.4.55 Правил №187).
Проверкой установлено, что при заключении договоров с собственниками домовладений в СНТ «Ивушка» максимальная мощность, в связи с отсутствием документов, подтверждающих присоединенную мощность, определена исходя из фактического потребления за последние 3 года и составляет 2,5 кВт. Номинал установленного силового трансформатора 250 кВА, максимальная мощность (технически возможная) составляет 225 кВт. Установлено, что ООО «ЭСВ» на 17.04.2023 заключено 197 договоров на электроснабжение членами и собственниками земельных участков СНТ «Ивушка». При этом из 422 земельных участков СНТ «Ивушка» технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «МРСК Центра и Приволжья» выполнено в отношении 348 земельных участков. Кроме того, между между абонентами СНТ «Ивушка» и филиалом ПАО «Россети Центр и Приволжье» - «Владимирэнерго» заключено 15 договоров об осуществлении технологического присоединения на увеличение мощности, а с некоторыми жителями СНТ «Ивушка» заключены договоры на 15 кВт (П, Ц). Полагает, что в целях обеспечения исполнения договорных обязательств, необходимо предпринять дополнительные меры по увеличению максимальной мощности трансформатора.
По фактам выявленных нарушений прокуратурой района 27.02.2023 директору филиала «Владимирэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» внесено представление.
В ходе судебного разбирательства прокурор отказался от части требований и уточнив требования просил обязать ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Владимирэнерго» в срок до 01.10.2023 провести внеплановый ремонт с целью устранения неисправностей, влияющих на безопасную эксплуатацию воздушной линии электропередачи, напряжением 0,4 кВ ТП 340, а именно произвести демонтаж деревянной опоры № 72 Вл 0,4 кВ ТП 340; нанести постоянные знаки на опорах ВЛ-0,4 кВ ТП 340.
Определением суда принят отказ от части требований, производство по делу в части прекращено.
В судебном заседании представитель истца поддержал уточненные исковые требования.
Представитель ответчика признал уточненные исковые требования.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении своих служебных полномочий действует в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Согласно пункту 1 статьи 21, пункту 3 статьи 22, статьям 24, 28 названного Федерального закона прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, в случае установления факта нарушения ими закона.
Установлено, что решением ...... районного суда г.Владимира от ... за ПАО «Россетти Центр и Приволжье» в лице филиала «Владимирэнерго» признано право на бесхозяйные объекты:
- ВЛ-10 кВ ф. 1010 ПС Бараки отпайка на КТП №..., протяженностью 0,49 км., по адресу: ......
- КТП №... кВА по адресу: ......;
- ВЛ-0,4 кВ от КТП №..., протяженностью 5,3 км., по адресу: .......
Одной из целей деятельности ПАО «Россетти Центр и Приволжье» является обеспечение надежного и качественного энергоснабжения для обеспечения потребителей (в части поставки и передачи электроэнергии, оказание услуг по передаче электрической энергии.
Члены СНТ «Ивушка», в т.ч. Мокрякова Г.К., обратились в прокуратуру с жалобой на качество поставляемой электроэнергии и по итогам прокурорской проверки филиалу «Владимирэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг населению и об электроэнергетике.Согласно акта проверки, старшим помощником прокурора Судогодского района с привлечением специалиста работников Центрального аппарата Ростехнадзора России установлено:
- наличие деревянной опоры № 72 Вл 0,4 кВ ТП 340, влияющей на безопасную эксплуатацию воздушной линии электропередачи, напряжением 0,4 кВ ТП 340,
- на опорах ВЛ-0,4 кВ ТП 340 отсутствуют постоянные знаки.
В соответствии с ч. 2 ст. 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом.
Правовые аспекты в сфере электроснабжения урегулированы, в том числе Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон № 35-Ф3).
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 35-Ф3 субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.
Электрическое оборудование воздушных линий электропередачи должно соответствовать Правилам технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 № 229, в частности следующим требованиям: при эксплуатации воздушных линий электропередачи должны производиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы (п. 5.7.1); должны осуществляться периодические осмотры линий и прочие работы, перечисленные в разделе 5.7 «Воздушные линии электропередачи» Правил.
Приказом Минэнерго России от 20.05.2003 № 187 утверждены Правила устройства электроустановок, 7-е издание (далее ПУЭ). На основании п.2.4.50 ПУЭ на BЛ могут применяться опоры из различного материала. Конструкции опор должны обеспечивать возможность установки: светильников уличного освещения всех типов; концевых кабельных муфт; защитных аппаратов; секционирующих и коммутационных аппаратов; шкафов и щитков для подключения электроприемников (п. 2.4.51 ПУЭ).
Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, зарегистрированные Минюстом России от 22.01.2003 № 4145 (далее - ПТЭЭП).
Согласно п. 2.3.11. ПТЭЭП при осмотре ВЛ и токопроводов необходимо проверять, в т.ч.: противопожарное состояние трассы; состояние опор: не должно быть их наклонов или смещения в грунте, видимого загнивания деревянных опор, обгорания и расщепления деревянных деталей, нарушений целостности бандажей, сварных швов, болтовых и заклепочных соединений на металлических опорах, отрывов металлических элементов, коррозии металла, трещин и повреждений железобетонных опор, птичьих гнезд, других посторонних предметов на них; состояние проводов и тросов: не должно быть обрывов и оплавлений отдельных проволок, набросов на провода и тросы, нарушений их регулировки; состояние изоляторов: не должно быть боя, ожогов, трещин, загрязненности, повреждения глазури, неправильной насадки штыревых изоляторов на штыри или крюки, повреждений защитных рогов; должны быть на месте гайки, замки или шплинты.
В соответствии с п. 2.3.7. ПТЭЭП при эксплуатации ВЛ и токопроводов должны проводиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы.
При техническом обслуживании должны производиться работы по предохранению элементов ВЛ и токопроводов от преждевременного износа путем устранения повреждений и неисправностей, выявленных при осмотрах, проверках и измерениях.
В соответствии с п. 1 ст. 209, 210 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, бремя содержания имущества лежит на его собственнике, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом под бременем содержания имущества понимается обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 35-Ф3 одним из принципов организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики является обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.
Основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, правила, устанавливающие их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила).
В соответствии с пп. «в» п. 3 Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.
В ходе судебного разбирательства представитель ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Владимирэнерго» признал наличие выявленных нарушений в виде деревянной опоры № 72 Вл 0,4 кВ ТП 340; отсутствие постоянных знаков на опорах ВЛ-0,4 кВ ТП 340.
Поскольку по делу достоверно установлено, что спорные участки воздушных линий находятся в ненадлежащем техническом состоянии, нуждаются в демонтаже и нанесении постоянных знаков, в результате их неисправного состояния нарушаются права граждан в сфере электроснабжения, то при указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Владимирэнерго» обязанности провести внеплановый ремонт с целью устранения неисправностей, влияющих на безопасную эксплуатацию воздушной линии электропередачи, напряжением 0,4 кВ ТП 340, а именно произвести демонтаж деревянной опоры № 72 Вл 0,4 кВ ТП 340; нанести постоянные знаки на опорах ВЛ-0,4 кВ ТП 340, в срок до 01.10.2023.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» (░░░ 5260200603), ░ ░░░░ ░░ 01.10.2023 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ 0,4 ░░ ░░ 340, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 72 ░░ 0,4 ░░ ░░ 340; ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░-0,4 ░░ ░░ 340.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23.08.2023.
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-1684/2023, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░/░░░░░░░░░ _____________________ ░.░. ░░░░░░░░░