91RS0009-01-2023-001368-48
Дело № 2-1150/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июля 2023 года г. Евпатория
Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:
Председательствующего, судьи - Маркиной Т.И.
При секретаре - Щупак М.В.,
с участием представителя истца – помощника Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора Республики Крым Младеновой Е.В., представителя ответчика по доверенности Медведевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора Демьяненко Я.И. в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Донузлав аквакультура» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора Демьяненко Я.И. обратилась в Евпаторийский городской суд Республики Крым с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Донузлав аквакультура» о возложении обязанности совершить определенные действия. Требования мотивированы тем, что Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой при осуществлении в соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона № 2202-1 от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» надзора за исполнением федерального законодательства установлены нарушения в деятельности ООО «Донузлав аквакультура». Установлено, что основным видом деятельности Общества является рыбоводство. Указывает, что в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. В соответствии с ч. ч. 2, 3, 4 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», установлены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории, в том числе, осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием водных объектов, предоставленных в пользование в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации. Согласно ч. ч. 2, 3 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическим лицом не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. ООО «Донузлав аквакультура» осуществляет свою деятельность на земельном участке № по адресу: <адрес>, и на земельном участке с кадастровым номером: №3 по адресу: <адрес> частично расположенных в водоохранной зоне водного объекта общего пользования озеро Донузлав. В ходе проверки, проведенной с выездом по месту осуществления деятельности Общества, с привлечением специалистов Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым установлено, что на используемом земельном участке расположены три дизельных электрогенератора («<данные изъяты> дизельные электрогенераторы используются, при необходимости, в качестве резервных источников питания. Также на используемой ООО «Донузлав аквакультура» территории расположены две системы промышленного кондиционирования (<данные изъяты>»), которые на момент проверки находились в рабочем состоянии. При этом, вопреки ч. ч. 2, 3 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ООО «Донузлав аквакультура» заявка о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду не подана, вышеперечисленные стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду не поставлены. В ходе проверки выявлены также нарушения законодательства об отходах производства и потребления. Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно части 3 приведенной статьи на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. В соответствии с п. 5 Порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности, утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1026, установление соответствия отходов виду отходов, включенному в ФККО, производится путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием банка данных об отходах, ведение которого осуществляется в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792. Установлено, что в результате деятельности ООО «Донузлав аквакультура» образуются следующие виды отходов, определенные федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242, на которые Обществом разработаны соответствующие паспорта отходов: смет с территории предприятий малоопасный, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%), отходы минеральных масел гидравлических, не содержащих галогены, отходы синтетических и полусинтетических масел моторных. Вместе с тем, согласно акту выполненных работ № 215 от 31.05.2022, составленному между ООО «Донузлав аквакультура» и ООО «Агентство ртутная безопасность», Обществом переданы для утилизации ООО «Агентство ртутная безопасность» отходы синтетических и полусинтетических масел моторных в количестве 0.0040 т.; обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) ФККО 9 19 204 01 60 3 в количестве 0,0010 т., однако, паспорт на указанный отход III класса опасности не разработан. В ходе проведенной проверки выявлены также нарушения водного законодательства. Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (с изменениями и дополнениями) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Согласно ч. 2 ст. 65 Водного кодекса в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Согласно ч. 6 ст. 65 Водного кодекса ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Согласно ч. 16 ст. 65 Водного кодекса в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Согласно п. 4 ч. 16 ст. 65 Водного кодекса под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются, в том числе сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов. Установлено, что на земельном участке с кадастровым номером: № по адресу: <адрес> расположенном в водоохранной зоне водного объекта общего пользования озеро Донузлав, в районе географических координат, согласно публичной кадастровой карте: <данные изъяты>, расположен комплекс строений общей площадью 550 кв.м. Указанный комплекс строений не оборудован ливневой системой водоотведения, стоки, образующиеся при выпадении осадков (дождевая вода), не отводятся в специальные приемники из водонепроницаемых материалов либо систему центрального водоотведения, а сбрасываются на рельеф местности (песок, почву). Ссылается на то, что невыполнение ООО «Донузлав аквакультура» вышеуказанных требований природоохранного законодательства является недопустимым, нарушает права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, проживающих на территории <адрес> и других прилегающих районов. По указанным фактам природоохранной прокуратурой в адрес руководителя организации внесено представление, согласно ответу на которое нарушения не устранены. По возбужденному специализированной прокуратурой делу об административном правонарушении по ст. 8.46 КоАП РФ, директор ООО «Донузлав аквакультура» привлечен Минприроды Крыма к ответственности в виде предупреждения. Указывает, что при невыполнении обязанностей, предусмотренных федеральным законодательством, понуждение к их исполнению возможно путем привлечения к гражданско-правовой ответственности в виде присуждения на них исполнения этих обязанностей в силу ст. 12 ГК Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Отмечает, что иск предъявляется в интересах неопределенного круга лиц, так как выявленные нарушения посягают на конституционные права неопределенного количества граждан на благоприятную окружающую среду. Уточнив в процессе рассмотрения дела исковые требования просит обязать Общество с ограниченной ответственностью «Донузлав аквакультура» в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить постановку на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: дизельный генератор «<данные изъяты>», 2 вентилятора радиальных «<данные изъяты>». Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Донузлав аквакультура» в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу исполнить требования природоохранного законодательства по отнесению образующегося в процессе деятельности ООО «Донузлав аквакультура» отхода обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) к конкретному классу опасности, разработать паспорт отхода. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Донузлав аквакультура» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, оборудовать комплекс строений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> ливневой системой водоотведения, препятствующей попаданию стоков, образующихся при выпадении осадков (дождевая вода), на рельеф местности (песок, почву).
В судебном заседании помощник Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора Республики Крым Младенова Е.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании не возражала против частичного удовлетворения заявленных исковых требований, а именно в части неисполненных исковых требований прокуратуры.
Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно свидетельству о внесении сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц серии №, выданному ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес> в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Донузлав аквакультура» внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя 12 ноября 2014 года за основным государственный регистрационным номером (ОГРН) <данные изъяты> Запись содержит сведения, приведенные в прилагаемом к настоящему свидетельству листе записи Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 7).
Из договора аренды земельного участка №-п от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Департамент имущественных и земельных отношений администрации <адрес> Республики Крым, именуемый в дальнейшем «Арендодатель» с одной стороны, и общество с ограниченной ответственностью «Донузлав аквакультура», именуемое в дальнейшем «Арендатор», с другой стороны, заключили договор о нижеследующем: Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает за плату во временное владение и пользование земельный участок общей площадью 8 993,00 квадратных метра из земель, находящихся в собственности муниципального образования городской круг Евпатория Республики Крым, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка – рыбоводство, код 1.13, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> для ведения хозяйства по разведению рыбы и моллюсков (л.д. 42-53).
В соответствии с актом приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, Департамент имущественных и земельных отношений администрации <адрес> Республики Крым, далее именуемый «Арендодатель», с одной стороны передает, а общество с ограниченной ответственностью «Донузлав аквакультура», именуемый в дальнейшем «Арендодатель», с другой стороны, принимает на условиях аренды земельный участок из категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – рыбоводство, код. 1.13, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>), общей площадью 8 993, 00 кв.м, для ведения хозяйства по разведению рыбы и моллюсков. На данном земельном участке расположены объекты недвижимости: здание нежилое, общей площадью 40 кв.м, кадастровый №; причал, общей площадью 671,30 кв.м, кадастровый №; переходной мост, общей площадью 31,20 кв.м, кадастровый №; корень причала, общей площадью 30 кв.м, кадастровый №; подпорная стена, общей площадью 70,60 кв.м, кадастровый №, находящиеся у Арендодателя на праве собственности. В результате осмотра земельного участка установлено, что земельный участок соответствует его количественным и качественным характеристикам согласно условиям вышеназванного договора. Претензий стороны друг к другу не имеют (л.д. 48).
Из договора аренды земельного участка №-п от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Департамент имущественных и земельный отношений администрации <адрес> Республики Крым, именуемый в дальнейшем «Арендодатель» с одной стороны, и гражданин Российской Федерации Баштан Федор Васильевича, именуемый в дальнейшем «Арендодатель» с другой стороны, заключили договор о нижеследующем: Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает за плату во временное владение и пользование земельный участок общей площадью 15 000,00 кв.м. из земель, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Евпатория <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка – рыбоводство, код 1.13, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>), для ведения хозяйства по разведению рабы и моллюсков (л.д. 57-66).
Согласно акту приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Департамент имущественных и земельных отношений администрации <адрес> Республики Крым, далее именуемое «Арендодатель» с одной стороны передает, а гражданин Российской Федерации Баштан Федор Васильевич, именуемый в дальнейшем «Арендатор», с другой стороны, принимает на условиях аренды земельный участок из категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – рыбоводство, код. 1.13, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 15 000 кв.м., для ведения хозяйства по разведению рыбы и моллюсков. В результате осмотра земельного участка установлено, что земельный участок соответствует его количественным и качественным характеристикам согласно условиям вышеуказанного договора. Претензий стороны друг к другу не имеют (д.<адрес>).
В соответствии с договором уступки прав аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ гражданин Российской Федерации Баштан Федор Васильевич, именуемый в дальнейшем «Сторона 1», и Общество с ограниченной ответственностью «Донузлав аквакультура», именуемое в дальнейшем «Сторона 2», заключили настоящий договор о нижеследующем. Сторона 1 уступает, а Сторона 2 принимает права и обязанности арендатора земельного участка по договору аренды №-п от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному Департаментом имущественных и земельных отношений администрации <адрес> Республики Крым и гражданином Российской Федерации Баштан Федором Васильевичем, на срок до ДД.ММ.ГГГГ, договор зарегистрирован, регистрационная запись <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в части земельного участка, расположенного по адресу: Российская <адрес>, общей площадью 15 000 кв.м. Разрешенное использование (назначение)- рыбоводство, код. 1.13, категория земель – земли населенных пунктов, кадастровый № (л.д. 71-75).
Из п. 60 выписки из Единого реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ следует, что основным видом деятельности данного юридического лица является рыбоводство, код. 03.2 (л.д.8-20).
Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой Республики Крым проведена проверка по вопросу соблюдения требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами производства и потребления, в области использования и охраны водных объектов при осуществлении деятельности обществом с ограниченной ответственностью «Донузлав аквакультура», в результате которой было выявлено, что на используемом земельном участке расположены три дизельных электрогенератора <данные изъяты> дизельные электрогенераторы используются при необходимости в качестве резервных источников питания. Также на используемой ООО «Донузлав аквакультура» территории расположены две системы промышленного кондиционирования (вентиляторы радиальные «<данные изъяты>»), которые на момент проверки находились в рабочем состоянии, что подтверждается справкой по результатам участия в проверки с приложенной фототаблицей (л.д. 21-41).
ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора советником юстиции ФИО5 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица директора ООО «Донузлав аквакультура» ФИО2 за правонарушение, предусмотренное ст. 8.46 КоАП РФ – невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений (л.д. 82-84).
ДД.ММ.ГГГГ Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым вынесено постановление о назначении административного наказания №.1-20/57Р, согласно которому должностное лицо директор общества с ограниченной ответственностью «Донузлав аквакультура» ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.46 КоАП РФ, выразившееся в невыполнении или несвоевременном выполнении обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и назначено наказание в виде предупреждения (л.д. 85-90).
Из договора возмездного оказания услуг № 1319 от 25 января 2021 года следует, что ООО «Донузлав аквакультуа», именуемое в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны, и ООО «Агентство «Ртутная безопасность», именуемое в дальнейшем «Исполнитель», с другой стороны, заключили договор о нижеследующем: по настоящему договору на основании лицензии № 023 00592 от 29 декабря 2017 года – осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению (хранению) отходов I-IV класса опасности - Исполнитель оказывает Заказчику услуги по сбору, транспортированию для дальнейшей утилизации, обезвреживания, в соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности (далее «Услуги»), с предоставлением Заказчику документации за оказанные услуги, а Заказчик обязуется оплачивать эти Услуги в соответствии с условиями настоящего Договора. Отходами, подлежащими передаче Заказчиком для утилизации Исполнителю в соответствии с условиями настоящего договора являются все отходы, перечисленные в лицензии, указанные в п.1.1, в том числе отходы V класса опасности (л.д. 76-80).
Согласно акту № об обращении с отходами от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия, в составе заместителя директора по производству ФИО7, (председатель комиссии), начальника отделения ООС ФИО8, бухгалтера ООО «<данные изъяты>» в соответствии с договором возмездного оказания бухгалтерских услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9, заместителя директора по юридическим и экологическим вопросам ООО «<данные изъяты>», в соответствии с договором возмездного оказания услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10, составили акт о том, что на основании договора возмездного оказания услуг № от ДД.ММ.ГГГГ и заявки № от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Агентство <данные изъяты>» оказало комплекс услуг ООО «Донузлав аквакультура» согласно детализации: биологические отходы – 0,2 т, отходы минеральных масел моторных – 0,0040 т, обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) - 0,0010 т (л.д. 81).
При этом, проведенной Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой Республики Крым проверкой по вопросу соблюдения требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами производства и потребления, в области использования и охраны водных объектов при осуществлении деятельности обществом с ограниченной ответственностью «Донузлав аквакультура» было установлено, что в процессе деятельности ООО «Донузлав аквакультура» образуется вид отхода III класса опасности, паспорт отхода не разработан, а именно, обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15 % и более) (код ФККО <данные изъяты>). Сведения ООО «Донузлав аквакультура» об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за 2022 год в срок, установленный законодательством не предоставлены. Сведения для ведения регионального кадастра отходов производства и потребления Республики Крым за 2021 год ООО «Донузлав аквакультура» в срок, установленный законодательством, не поданы.
Кроме того, проведенной проверкой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером: № по адресу: <адрес> расположенном в водоохранной зоне водного объекта общего пользования озеро Донузлав, в районе географических координат, согласно публичной кадастровой карте: <данные изъяты> расположен комплекс строений общей площадью 550 кв.м. Указанный комплекс строений не оборудован ливневой системой водоотведения, стоки, образующиеся при выпадении осадков (дождевая вода), не отводятся в специальные приемники из водонепроницаемых материалов либо систему центрального водоотведения, а сбрасываются на рельеф местности (песок, почву).
ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора советником юстиции ФИО5 вынесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, согласно которому требует в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц ООО «Донузлав аквакультура», допустивших нарушения требований федерального законодательства и о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить Симферопольскому межрайонному природоохранному прокурору в письменной форме в установленный законом срок с приложением копий подтверждающих документов (л.д. 91-96).
Из ответа ООО «Донузлав аквакультура» от ДД.ММ.ГГГГ за исх.: № на представление Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО Донузлав аквакультура» с участием помощника прокурора Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО6 рассмотрено Представление об устранении нарушений законодательства об аквакультуре (рыбоводстве) № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений природоохранного законодательства. Факты, указанные в Представлении Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры нашли свое подтверждение. Приняты следующие меры по устранению допущенных нарушений закона и условий, способствующим им: 1. Проведено оперативное совещание с работниками ООО «Донузлав аквакультура», на котором обсуждены нарушения федерального законодательства, изложенные в Представлении Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры с целью недопущения их в дальнейшей деятельности предприятия. 2. Приняты действующие меры к устранению выявленных нарушений: 2.1 заключен договор с ООО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ на предмет подачи заявки о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; 2.2 поданы документы на изготовление паспорта на отход III класса опасности-обтирочный материал, загрязнённый нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктами 15% и более), данные будут внесены в Журнал учета движения отходов за 2022 год). 2.3 проведена разъяснительная работа в части требования законодательства к порядку подачи сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления (№ 89-ФЗ от 24 июня 1998 года, Приказ Минэкологии РК от 13 марта 2023 года № 152); 2.4 проведена разъяснительная работа в части соблюдения Водного кодекса Российской Федерации от 03 июня 2006 года № 74-ФЗ по ч. 16 ст. 65. Приняты меры по устранению нарушения: закуплены строительные материалы для сооружения ливневой системы отведения (сброса) сточных вод, образующие при выпадении осадков (дождевая вода), для дальнейшего отвода в специальный приемник из водонепроницаемого материала; 2.5 проведено служебное расследование с целью выявления причин нарушения законодательства Российской Федерации, ответственному работнику вынесен выговор (л.д. 97-98).
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Положениями ч. 3 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», установлены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории, в том числе, осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием водных объектов, предоставленных в пользование в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
При рассмотрении дела судом представителем ответчика представлены доказательства о постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а именно, представлена выписка из государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, выданная Черноморо-Азовским морским управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, согласно которой сведения о включении объекта в государственный реестр внесены. Код объекта в государственном реестре, категория негативного воздействия: №П, III категория. Дата внесения сведений в государственный реестр ДД.ММ.ГГГГ. Полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица: Общество с ограниченной ответственностью «Донузлав аквакультура», ООО «Донузлав аквакультура», Респ. Крым, <адрес> <адрес>, <данные изъяты> Идентификационный номер налогоплательщика: <данные изъяты>. Наименование и адрес места нахождения объекта: Площадка-Производство морепродуктов, <адрес> Вид деятельности на объекте, дата вводу в эксплуатацию: 03.2 Рыбоводство. ДД.ММ.ГГГГ. Подпункт, пункт Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, на основании которого объект отнесен к соответствующей категории негативного воздействия: III. 6.5) III. Критерии отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории 6. Осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду 5) хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в разделах I, II и IV настоящего документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в разделе IV настоящего документа (л.д. 138-139).
В судебном заседании представитель истца подтвердила, что была проверена выписка из государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, согласно которой три дизельных электрогенератора («<данные изъяты>») ООО «Донузлав аквакультара» поставлены на учет.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что исковые требования в указанной части ответчиком исполнены в добровольном порядке, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в данной части.
В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности и т.д.
Представителем истца в судебном заседании указано, что две системы промышленного кондиционирования (вентиляторы радиальные «РОВЕН») на момент рассмотрения дела судом не поставлены на учет в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем в данной части исковые требования является обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Что касается исковых требований по отнесению образующегося в процессе деятельности ООО «Донузлав аквакультура» отхода обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) к конкретному классу опасности, разработке паспорта отхода и оборудовании комплекса строений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 90:18:040112:2 ливневой системой водоотведения, препятствующей попаданию стоков, образующихся при выпадении осадков (дождевая вода), на рельеф местности (песок, почву), то в данной части ответчиком исковые требования на момент рассмотрения дела судом в добровольном порядке не исполнены, учитывая, что паспорт отхода не предоставлен, а также в полном объеме не выполнены работы по оборудованию ливневой системы водоотведения.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Пунктом 5 Порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности, утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1026, установление соответствия отходов виду отходов, включенному в ФККО, производится путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием банка данных об отходах, ведение которого осуществляется в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792.
Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В силу ч. 2 ст. 65 Водного кодекса в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с ч. 6 ст. 65 Водного кодекса ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров.
Из положений ч. 16 ст. 65 Водного кодекса следует, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Согласно п. 4 ч. 16 ст. 65 Водного кодекса под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются, в том числе сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Как усматривается из материалов дела заместителем Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора исковое заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации
С учетом того, что судом при рассмотрении дела установлено невыполнение в полном объеме требований предписания Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры, а также требований настоящего иска, суд считает исковые требования в части постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: 2 вентилятора радиальных «РОВЕН», исполнения требований природоохранного законодательства по отнесению образующегося в процессе деятельности ООО «Донузлав аквакультура» отхода обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15 % и более) к конкретному классу опасности, разработке паспорта отхода и оборудовании комплекса строений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> ливневой системой водоотведения, препятствующей попаданию стоков, образующихся при выпадении осадков (дождевая вода), на рельеф местности (песок, почву) обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд соглашается со сроками для устранения недостатков, предложенными прокурором, а именно в течение трех месяцев со дня вступлении решения суда в законную силу обеспечить постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: 2 вентилятора радиальных «РОВЕН»; в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу исполнить требования природоохранного законодательства по отнесению образующегося в процессе деятельности ООО «Донузлав аквакультура» отхода обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15 % и более) к конкретному классу опасности, разработать паспорт отхода; в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать комплекс строений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> ливневой системой водоотведения, препятствующей попаданию стоков, образующихся при выпадении осадков (дождевая вода), на рельеф местности (песок, почву), поскольку указанные сроки являются разумными и достаточными для устранения недостатков.
При этом ответчик, в случае невозможности устранить указанные нарушения в срок, в предусмотренном законом порядке, при наличии документов, подтверждающих указанные сведения, вправе в порядке производства, связанного с исполнением решения суда, обратиться с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета муниципального образования городской округ Евпатория государственная пошлина в сумме <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора ФИО5 в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Донузлав аквакультура» о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить частично.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Донузлав аквакультура» (<данные изъяты>) в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: 2 вентилятора радиальных «<данные изъяты>».
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Донузлав аквакультура» (<данные изъяты>) в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу исполнить требования природоохранного законодательства по отнесению образующегося в процессе деятельности ООО «Донузлав аквакультура» отхода обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15 % и более) к конкретному классу опасности, разработать паспорт отхода.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Донузлав аквакультура» (<данные изъяты>) в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать комплекс строений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> ливневой системой водоотведения, препятствующей попаданию стоков, образующихся при выпадении осадков (дождевая вода), на рельеф местности (песок, почву).
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Донузлав аквакультура» (<данные изъяты>) государственную пошлину в доход местного бюджета муниципального образования городской округ Евпатория в размере <данные изъяты> (шесть тысяч) руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым.
Судья: /подпись/ Т.И. Маркина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>