Мировой судья Мизгулина Е.С. Дело № 12-35/2023
Дело № 5-16/2023
64MS0016-01-2023-000006-50
РЕШЕНИЕ
10 марта 2023 года город Балаково Саратовской области
Судья Балаковского районного суда Саратовской области Ефремова Т.С.,
при секретаре судебного заседания Кирилловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела взаимодействия со страхователями № 2 Управления персонифицированного учета Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
по Саратовской области (далее - ОСФР по Саратовской области) Тишковой Т.И. на постановление мирового судьи судебного участка № 8 города Балаково Саратовской области от 26 января 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ),
в отношении директора общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «Арбитра» Лукьянова А.В.,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 8 города Балаково Саратовской области от 26 января 2023 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2
КоАП РФ, в отношении директора ООО «Арбитра» Лукьянова А.В. прекращено на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в районный суд, начальник отдела взаимодействия со страхователями № 2 Управления персонифицированного учета ОСФР по Саратовской области Тишкова Т.И., ссылаясь на нарушение мировым судьей норм материального и процессуального права, просит указанный судебный акт отменить, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывает, что в силу положений части 1 статьи 15 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 237-ФЗ), вступивших в законную силу 01 января 2023 года, за отчетные периоды до 01 января 2023 года применяются положения Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) в редакции, действующей до внесения в него изменений,
в частности, за сентябрь 2022 года страхователи обязаны представить сведения о застрахованных лицах, по той же форме отчетности (СЗВ-М) и в том же порядке, который установлен Законом № 27-ФЗ в редакции, действующей до 01 января
2023 года. При таком положении основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении в соответствии с пунктом 5 части 1
статьи 24.5 КоАП РФ у мирового судьи отсутствовали.
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность постановления мирового судьи, материалы дела об административном правонарушении в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследовав представленные доказательства, прихожу к следующему выводу.
Частью 1 статьи 15.33.2 КоАП РФ в редакции, действовавшей на дату совершения вменяемого административного правонарушения, установлена ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования,
а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
В силу пункта 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей
на дату совершения вменяемого административного правонарушения, страхователи представляют предусмотренные пунктами 2-2.2 указанной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей на дату совершения вменяемого административного правонарушения, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Как следует из протокола № 073S20220010067 от 22 декабря 2022 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2
КоАП РФ, составленного в отношении директора ООО «Арбитра» Лукьянова В.А.,
в ходе проведения камеральной проверки ООО «Арбитра» установлено нарушение срока представления сведений индивидуального персонифицированного учета
по форме СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах», а именно: страхователем
ООО «Арбитра» в нарушение пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ сведения по форме СЗВ-М «исходная» за сентябрь 2022 года представлены 14 ноября 2022 года, тогда как срок для представления сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2022 года установлен не позднее 17 октября 2022 года.
Вместе с тем Законом № 237-ФЗ, который в большей своей части вступил в законную силу с 01 января 2023 года, статья 11 Закона № 27-ФЗ изложена в новой редакции, которая не содержит положений пункта 2.2.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
В силу пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, мировой судья исходил из того, что в действующей на момент рассмотрения дела редакции статьи 11 Закона № 27-ФЗ пункт 2.2, предусматривавший обязанность страхователя ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, исключен, и применил положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ.
С таким выводом мирового судьи согласиться нельзя ввиду следующего.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01 января 2023 года, сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Указанные сведения могут быть представлены страхователем лично либо через законного или уполномоченного представителя.
Пунктом 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01 января 2023 года, было установлено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В пунктах 2 - 2.6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ предусматривались порядок и сроки предоставления сведений для индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 236-ФЗ
«О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» образован Фонд пенсионного и социального страхования, который объединил Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации.
Законом № 237-ФЗ внесены изменения, в том числе в Закон № 27-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции Закона № 237-ФЗ, действующей с 01 января 2023 года, страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации,
а сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, - в налоговые
органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах
и сборах.
В пункте 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции Закона № 237-ФЗ, действующей с 01 января 2023 года, определен перечень сведений и документов, которые страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе).
При этом в пунктах 3 - 6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в действующей с 01 января 2023 года редакции установлены порядок и сроки предоставления страхователями сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту своей регистрации в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации
от 15 апреля 2021 года № 103п была утверждена форма «Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)» и Порядок заполнения формы «Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)», в которой подлежали указанию фамилия, имя, отчество застрахованного лица, страховой номер индивидуального лицевого счета, индивидуальный номер налогоплательщика.
В соответствии с абзацем 3 пункта 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в редакции Федерального закона от 14 июля 2022 года № 239-ФЗ, действующей с 01 января 2023 года, персонифицированные сведения о физических лицах, включающие персональные данные физических лиц и сведения о суммах выплат и иных вознаграждений в их пользу за предшествующий календарный месяц, - не позднее 25-го числа каждого месяца, следующего
за истекшим.
Взамен формы СЗВ-М Приказом ФНС России от 29 сентября 2022 года
№ ЕД-7-11/878@ утверждена форма персонифицированных сведений о физических лицах, которая применяется начиная с представления сведений за январь 2023 года.
Кроме того, постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 245п, вступившим в силу с 01 января
2023 года, утверждены единая форма «Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)» и Порядок заполнения формы «Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)», определяющий правила заполнения единой формы и представления ее в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Норма части 1 статьи 15.33.2 КоАП РФ носит бланкетный характер.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении
от 27 сентября 2016 года № 2017-О, изменение (пересмотр) правил,
несоблюдение которых образует объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных бланкетными диспозициями законодательства об административных правонарушениях, не может не оказывать влияния и на оценку противоправности соответствующего деяния, а потому положения части 2 статьи 1.7 КоАП Российской Федерации должны подлежать учету при внесении изменений
не только в данный Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности.
Из системного анализа положений Закона № 27-ФЗ, в редакциях, действовавшей до 01 января 2023 года и действующей с 01 января 2023 года, положений НК РФ следует, что обязанность страхователей по представлению персонифицированных сведений о физических лицах не исключена.
Законодательное изменение формы подлежащих представлению персонифицированных сведений о физических лицах, органа, в который должны представляться данные сведения, даты представления сведений не свидетельствуют об отмене или смягчении с 01 января 2023 года административной ответственности должностных лиц страхователей, поскольку данные сведения страхователи должны представлять ежемесячно, как до 01 января 2023 года, так и после.
Санкция части 1 статьи 15.33.2 КоАП РФ изменений не претерпела. Изменение редакции диспозиции указанной нормы, исходя из приведенных разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, также не свидетельствует об улучшении положения лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, поскольку бланкетный характер нормы не изменен.
Данные обстоятельства мировым судьей при рассмотрении дела не учтены.
Допущенные процессуальные нарушения носят существенный характер и
не позволяют признать обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 КоАП РФ, вынесенное в отношении директора ООО «Арбитра» Лукьянова А.В., законным и обоснованным, поскольку такое разрешение дела не отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях, установленным статьей 24.1 КоАП РФ.
В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело,
в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что на момент рассмотрения жалобы должностного лица ОСФР по Саратовской области срок привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, полагаю необходимым постановление
мирового судьи от 26 января 2023 года отменить, а дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Арбитра» Лукьянова А.В. направить на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела мировому судье следует принять меры к полному, всестороннему и объективному выяснению всех обстоятельств дела, разрешению его в соответствии с законом.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 8 города Балаково Саратовской области от 26 января 2023 года отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Арбитра» Лукьянова А.В. возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 8 города Балаково Саратовской области.
Решение судьи может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Т.С. Ефремова