Дело № 12-886/2024
№
РЕШЕНИЕ
06 марта 2024 года г.Владивосток, ул.Адм.Фокина,д.23А
Судья Фрунзенского районного суда г. Владивостока Н.А.Деревягина, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу капитана судна МБ «Шахтерск-2» Яцик Александра Михайловича на постановление государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 отделения отдела режимно-контрольных мероприятий Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю от 11.01.2024 по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица – капитана судна МБ «Шахтерск-2» Яцик Александра Михайловича,
установил:
постановление государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 отделения отдела режимно-контрольных мероприятий Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю от 11.01.2024 по делу № должностное лицо – капитан судна МБ «Шахтерск-2» Яцик А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Яцик А.М. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить оспариваемое постановление, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения, указав, что при выходе из территориальных вод РФ 25.12.2023 в 15.14. (<адрес>) мною было послано сообщение о фактическом пересечении государственной границы в географических координатах, указанных в ранее отправленных Уведомлениях в ПУ ФСБ России. При попытке входа в территориальные воды РФ, в географических координатах, указанных ранее в отправленных Уведомлениях в ПУ ФСБ России навигационная обстановка (большое ледовое поле, лёд толщиной до 10 см) на море не позволила эксплуатацию судна в ледовых условиях (Судно не смогло войти в территориальные воды РФ). Для предотвращения аварийного выхода из строя судна (судно не имеет ледового класса Российского морского регистра судоходства), я принял решение обойти ледовое поле, спустившись южнее, следуя вдоль кромки льда, не входя в территориальные воды РФ. В 05.55 дата (<адрес> навигационная обстановка на море позволила войти в Территориальные воды (пересечение государственной границы РФ) в следующих географических координатах Широта: № N; Долгота: № Этим же временем дата в 05.55 <адрес>) он подал сообщение по ОСДР INMARSAT MINI-C в ПУ ФСБ России по <адрес>, ПУ ФСБ России по <адрес> и ЕАО и ПУ ФСБ России по <адрес> о фактическом входе в территориальные воды РФ (пересечении границы), указав причину пересечения государственной границы РФ в других географических координатах, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от дата N° 341 (Правила уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами пункт 12: подпункт Д и пункт 13. Об изменениях, указанных в подпункте д пункта 12 Правил, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 28.03.2019 № 341 ред. от 30.01.2023) «Об особенностях пересечения российскими и иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море», я незамедлительно проинформировал пограничный орган, в который было направлено уведомление по электронной почте 26.12.2023.
В судебном заседании Яцик А.М. доводы жалобы поддержал.
Представитель Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю Чубков М.Г. в судебном заседании против доводов жалобы возражал.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении в их совокупности, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.
Положениями статьи 9 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" установлены правила пересечения Государственной границы.
В силу статьи 9.1 Закона о Государственной границе Российской Федерации допускается неоднократное пересечение Государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного (за исключением ограничения, установленного пунктом 7 настоящей статьи) и иных видов контроля российскими и иностранными судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 9.1 Закона N 4730-1 неоднократное пересечение Государственной границы российскими судами осуществляется с предварительным уведомлением пограничных органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2019 N 341 утверждены Правила уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами (далее - Правила).
Согласно пункту 12 Правил уведомления повторное направление уведомления не требуется в случае изменения: а) судовой роли или списка пассажиров; б) времени выхода судна из порта; в) плана перехода судна и (или) района осуществления деятельности; г) планируемого маршрута следования судна в указанный в уведомлении район; д) географических координат места пересечения судном государственной границы Российской Федерации.
Пунктом 13 Правил уведомления установлено, что об изменениях, указанных в пункте 12 настоящих Правил, заявитель незамедлительно информирует пограничный орган, в который было направлено уведомление, по телефонной, факсимильной связи либо по электронной почте.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения должностного лица – капитана судна МБ «Шахтерск-2» Яцик Александра Михайловича. к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ явился факт нарушения правил пересечения Государственной границы Российской Федерации, выразившийся в фактическом пересечении судном МБ «Шахтерск-2» 26.12.2023 в 05 часов 55 минут (<адрес>) должностное лицо - капитан судна МБ «Шахтёрск-2» Яцик Александр Михайлович, дата г.р., в географических координатах № в.д., управляя указанным судном, своим бездействием, выразившимися в невыполнении обязанности по незамедлительному информированию пограничных органов об изменении географических координат места пересечения судном государственной границы Российской Федерации на море нарушил пункт 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.03.2019 № 341 «Об особенностях пересечения российскими и иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море», то есть совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью1 статьи18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Вина капитана МБ «Шахтерск-2» Яцик А.М. в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждена совокупностью собранных по делу доказательств, являющихся допустимыми и достаточными для вывода о доказанности факта совершения указанным лицом административного правонарушения. При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Постановление о привлечении капитана судна МБ «Шахтерск-2» Яцик А.М. к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вопреки доводам жалобы, должностным лицом административного органа правомерно установлено наличие в данном случае события административного правонарушения, выразившегося в нарушении правил пересечения Государственной границы РФ, а именно п. 13 Правил уведомления пограничных органов в виде не выполнения обязанности по незамедлительному информированию пограничного органа об изменении в ходе плавания заявленных в уведомлении географических координат места пересечения Государственной границы РФ.
Так, в п. 9 формализованного уведомления о намерении неоднократного пересечения Государственной границы РФ на море, поданного капитаном МБ «Шахтерск-2» Яцик А.М. в Пограничное управление ФСБ России по <адрес> и ЕАО корректировки об изменении географических координат о пересечении Государственной границы на море не были поданы.
Поскольку незамедлительно об изменении географических координат места пересечения судном государственной границы Российской Федерации капитан судна МБ «Шахтерск-2» Яцик А.М пограничный орган, в который было направлено уведомление, не уведомил, направив уведомление лишь в месте фактического пересечения государственной границы Российской Федерации в иных координатах, действия указанного лица образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Доводы об уведомлении должностных лиц административного органа посредством телефонной связи и отсутствии замечаний относительно совершаемых действий какими–либо объективными доказательствами не подтверждены.
Доводы жалобы о вынужденном характере действий ввиду неблагоприятных погодных условий, необходимости устранения неполадок не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства не освобождают заявителя, как лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению п. 13 Правил уведомления, от надлежащего выполнения должностных обязанностей и от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей.
Оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II названного Кодекса, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается лишь при наличии совокупности всех указанных в данных нормах обстоятельствах, однако в рассматриваемом случае такая совокупность обстоятельств не усматривается.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В материалах дела отсутствуют данные о проведении в отношении привлекаемого к административной ответственности лица проверки в порядке, предусмотренном приведенным Федеральным законом, поскольку дело об административном правонарушении было возбуждено в результате непосредственного обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
Кроме того, характер совершенного административного правонарушения и объект посягательства, которым являются общественные отношения в сфере защиты Государственной границы Российской Федерации и безопасности государства, исключают, исходя из положений ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, замену назначенного административного штрафа на предупреждение.
Административное наказание назначено капитану МБ «Шахтерск-2» Яцик А.М с учетом обстоятельств дела и является минимальным в рамках санкции части 1 статьи 18.1 КоАП РФ, установленной для должностных лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 отделения отдела режимно-контрольных мероприятий Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю от 11.01.2024 по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица – капитана МБ «Шахтерск-2» Яцик А.М оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г.Владивостока в течение 10 дней со дня его получения.
Судья Н.А.Деревягина