№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Лопаткина В.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО1
с участием старшего помощника прокурора КАО <адрес> ФИО3, представителя ответчика Бюджетного дошкольного образовательного учреждения <адрес> «Центр развития ребенка - детский сад №» ФИО2,
рассмотрев «20» ноября 2023 года в открытом судебном заседании в <адрес>
гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Кировского административного округа <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №», к Департаменту образования Администрации <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, выделении финансирования,
установил:
Прокурор Кировского административного округа <адрес> обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к Бюджетному дошкольному образовательному учреждению <адрес> «Центр развития ребенка - детский сад №», к Департаменту образования Администрации <адрес> об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований и обеспечить финансирование работ.
В обоснование требований истец указал, что прокуратурой Кировского административного округа <адрес> проведена проверка сведений, содержащихся в публикации, размещенной в СМИ о нарушениях законодательства об образовании, санитарно - эпидемиологическом благополучии населения в деятельности БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка детский сад №».
Проведенной проверкой установлено, что БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка - детский сад №» осуществляет образовательную деятельность при наличии нарушений санитарного законодательства.
Установлено, что здание БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка - детский сад №» введено в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, за весь период эксплуатации здания капитальный ремонт в нем не проводился, эксплуатационный контроль за техническим состоянием здания в период эксплуатации не осуществляется. Между тем кровля детского сада нуждается в ремонте.
В период ливневых дождей ДД.ММ.ГГГГ произошло протекание кровли в группах №, 6, 7, 8, 9, 11, а также в спортивном, музыкальном зале, кабинете заведующего, служебном туалете учреждения. Вследствие протекания кровли, нарушена целостность отделки потолка и стен в данных помещениях, а именно: дефекты покраски, отслоение, намокание наружного слоя. Протекание кровли продолжилось и ДД.ММ.ГГГГ (очередной день выпадения осадков).
При проведении истцом проверки установлено, что БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка - детский сад №» в связи с отсутствием собственных средств неоднократно направлялись служебные записки о выделении средств необходимых для устранения нарушений требований законодательства. Однако в настоящее время департаментом образования Администрации <адрес> вопрос возможности финансирования указанных работ не рассмотрен, денежные средства для проведения ремонтных работ не выделены.
Таким образом, осуществление образовательной деятельности в условиях, не отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, является нарушением федерального законодательства и влечет нарушение права несовершеннолетних на обучение в условиях, обеспечивающих их безопасность, охрану и укрепление здоровья.
Согласно п.1.3. устава БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка - детский сад №» его учредителем является муниципальное образование городской округ <адрес>. Функции и полномочия учреждения осуществляет департамент образования Администрации <адрес>.
Департамент образования Администрации <адрес> является структурным подразделением Администрации <адрес>, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ <адрес> функции в сфере образования (Решение Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О департаменте образования Администрации <адрес>»).
На основании выявленных нарушений истец просил обязать бюджетное дошкольное образовательное учреждение <адрес> «Центр развития ребенка - детский сад №», устранить имеющиеся нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: произвести ремонт кровли, устранить причину промокания потолка, стен в группах №, 6, 7, 8, 9, 11, а также в спортивном, музыкальном зале, кабинете заведующего, служебном туалете учреждения, обеспечить отделку стен, указанных помещений, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию. Обязать Администрацию <адрес> и департамент образования Администрации <адрес> выделить финансирование бюджетному дошкольному образовательному учреждению <адрес> «Центр развития ребенка - детский сад №» на обеспечение вышеуказанных мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Старший помощник прокурора Кировского административного округа <адрес> ФИО3 требования поддержала, по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка - детский сад №» ФИО2 в судебном заседании просила возражения, направленные посредством электронной почты, не учитывать, признала исковые требования, не возражала против их удовлетворения.
Ответчик - Департамент образования Администрации <адрес> в судебное заседание представителя не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще.
Третье лицо - Администрация <адрес> о дне и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представителей не направила.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке по представленным в дело доказательствам.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства.
Статьей 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, подписанной от имени СССР ДД.ММ.ГГГГ, ратифицированной Верховным Советом СССР ДД.ММ.ГГГГ, действующей на территории Российской Федерации (далее – Конвенция), определено, что во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства – участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.
В силу статьи 6 Конвенции государства – участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь; обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ №) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 статьи 28 ФЗ № установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Кроме того, аналогичные требования о создании безопасных условий обучения предусмотрены в постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О лицензировании образовательной деятельности».
Статья 38 Конституции Российской Федерации определяет, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства.
Государством гарантировано гражданам Российской Федерации право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (ст.ст. 41 и 42 Конституции РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Па основании статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федерального закона № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Статья 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) гарантирует охрану прав граждан на благоприятную среду обитания.
Юридические лица, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих государственный санитарно - эпидемиологический надзор должностных лиц (статья 11 Федерального закона № 52-ФЗ).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона № 52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании ч. 6, ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
В соответствии с ч.7 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно- технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Частью 8 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Из материалов дела следует, что БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка - детский сад №» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии, выданной Министерством образования <адрес>, регистрационный №-П, от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия бессрочно.
Прокуратурой Кировского административного округа <адрес> по обращению граждан проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части обеспечения безопасных условий воспитания в деятельности бюджетного дошкольного образовательного учреждения <адрес> «Центр развития ребенка - детский сад №», в ходе которой выявлены существенные нарушения действующего федерального законодательства.
Так, в ходе проверки установлено, что на территории БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №» в период ливневых дождей ДД.ММ.ГГГГ произошло протекание кровли в группах №, 6, 7, 8, 9, 11, а также в спортивном, музыкальном зале, кабинете заведующего, служебном туалете учреждения. Вследствие протекания кровли, нарушена целостность отделки потолка и стен в данных помещениях, дефекты покраски, отслоение, намокание наружного слоя. Протекание кровли продолжилось ДД.ММ.ГГГГ при очередном выпадении осадков.
Таким образом, доводы истца об осуществлении ответчиком образовательной деятельности в условиях, не отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, что, в свою очередь, является нарушением федерального законодательства и влечет нарушение права несовершеннолетних на обучение в условиях, обеспечивающих их безопасность, охрану и укрепление здоровья, является обоснованным.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с п. 1.6 Устава БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №» утвержденного приказом директора департамента образования Администрации <адрес> № ДД.ММ.ГГГГ, учредителем Учреждения является муниципальное образование городской округ <адрес>. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет департамент образования Администрации <адрес>.
Собственником имущества Учреждения является муниципальное образование городской округ <адрес> (п.1.8 Устава).
В соответствии с п.1.10 Устава Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном законом порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.
Учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ <адрес> в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования (п. 1.3 Устава).
В соответствии с пунктом 5.3. Устава БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №» источниками формирования имущества учреждения, в том числе финансовых средств, помимо прочих, являются имущество, закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления; приобретение имущества Учреждением по сделкам; доходы Учреждения, поступающие в его распоряжение, от приносящей доходы деятельности; иные не противоречащие законодательству источники.
Из содержания п. 5.12 Устава следует, что финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением или приобретенным Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества. Муниципальные задания для Учреждения в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом основными видами деятельности формирует и утверждает Учредитель в установленном порядке.
Согласно Постановлению Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания» финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на соответствующие цели.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания казенными учреждениями <адрес> осуществляется в соответствии с показателями бюджетной сметы учреждения, утвержденной учредителем путем предоставления субсидии.
Департамент образования Администрации <адрес> является структурным подразделением Администрации <адрес>, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ <адрес> функции в сфере образования (Решение Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О департаменте образования Администрации <адрес>»).
Кроме того, Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год и плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов» утвержден перечень главных распорядителей бюджета <адрес>, к числу которых относится департамент образования.
Согласно пункту 17 Положения о департаменте образования, утвержденного Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, основными задачами департамента являются, в том числе, создание в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях условий для реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об образовании прав граждан на получение образования, создание необходимых условий для материально- технического обеспечения подведомственных муниципальных учреждений.
Деятельность департамента образования в финансово-экономической сфере определена пунктом 20 вышеназванного Положения, в соответствии с которым департамент участвует в формировании бюджета <адрес>, но направлениям деятельности департамента на очередной финансовый год и плановый период; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным муниципальным учреждениям и исполняет соответствующую часть бюджета; вносить предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и сводной бюджетной росписи; определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных муниципальных учреждений; формирует муниципальные задания в соответствии с действующим законодательством; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные действующим законодательством.
В сфере материально-технического обеспечения департамент: разрабатывает мероприятия по укреплению учебно-материальной базы подведомственных муниципальных образовательных учреждений в соответствии с государственными нормативными требованиями по технике безопасности и охране труда; организует и координирует материально- техническое обеспечение подведомственных муниципальных учреждений; осуществляет функции муниципального заказчика при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в пределах компетенции департамента (пункт 21 Положения).
Из материалов дела следует, что руководителем БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №» в связи с отсутствием собственных средств неоднократно направлялись служебные записки о выделении средств, необходимых для устранения нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Суд соглашается с позицией истца о том, что осуществление образовательной деятельности в условиях, не отвечающих требованиям санитарного законодательства, является нарушением федерального законодательства и влечет нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц, а бездействие администрации БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №» и его учредителей противоречит принципам действующего законодательства, а именно статье 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в части обеспечения прав детей на охрану здоровья.
Учитывая вышеозначенные обстоятельства, оценивая представленные доказательства в своей совокупности, суд считает исковые требования, заявленные к ответчикам подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 103 ГПК РФ суд полагает возможным взыскать с БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №», чьи бездействие и нарушения явились первоосновой для подачи настоящего иска в суд, в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 103, 194-199 ГПК, суд
решил:
Исковые требования прокурора Кировского административного округа <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних воспитанников БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №» удовлетворить в полном объеме.
Обязать БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №» устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований, произвести ремонт кровли, устранить причину промокания потолка, стен в группах №, 6, 7, 8, 9, 11, а также в спортивном, музыкальном зале, кабинете заведующего, служебном туалете учреждения, обеспечить отделку стен, указанных помещений, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию, здания БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №», расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Департамент образования Администрации <адрес> обеспечить финансирование работ по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №», расположенном по адресу: <адрес>.
Взыскать с БДОУ <адрес> «Центр развития ребенка – детский сад №» государственную пошлину в местный бюджет в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья В.А. Лопаткин
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
.