Дело № 2-9827/2022
14RS0035-01-2022-016463-11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Якутск 19 декабря 2022 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Новиковой Н.И., при секретаре Скрябиной В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Якутска Сивцева А.А. в интересах несовершеннолетнего М.В.Д. к Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия), государственному автономному учреждению Республики Саха (Якутия) «Медицинский центр города Якутска» о возложении обязанности по обеспечению бесплатными медицинскими изделиями и медицинскими препаратами,
установил:
Заместитель прокурора города Якутска Сивцев А.А. обратился в суд с настоящим иском. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Малышевой Е.И. в интересах ребенка-инвалида М.В.Д. . по вопросу обеспечения несовершеннолетнего бесплатными медицинскими изделиями. В ходе проверки установлено, что Малышев В.Д., ____ года рождения, страдает заболеванием – ___), имеет статус ребенка-инвалида, установленный сроком с ____ по ____. ____ Малышева Е.И. обратилась в ГАУ РС (Я) «Медицинский центр города Якутска» с заявлением о проведении врачебной комиссии для определения нуждаемости ребенка в обеспечении медицинскими изделиями: ___. Согласно справке главного внештатного специалиста – детского эндокринолога Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия), по совместительству заведующей отделением детской эндокринологии и гастроэнтерологии ГАУ РС «РБ № 1- НЦМ», Никифоровой М.Е. от ____ следует, что Малышеву В.Д. по жизненным показаниям, с целью улучшения гликемического контроля, улучшения качества жизни пациента, рекомендовано использование непрерывного мониторирования глюкозы согласно Клиническим рекомендациям. Письмом ГАУ РС (Я) «Медицинский центр города Якутска» от ____ № в проведении врачебной комиссии и обеспечении вышеуказанными медицинскими изделиями отказано в связи с тем, что оказание высокотехнологической медицинской помощи за счет ОМС не входит в полномочия медицинского учреждения, медицинские изделия, за исключением шприц-ручек, не входят в стандарт медицинской помощи. По результатам обращения Малышевой Е.И. врачебная комиссия не проведена, комиссионная оценка нуждаемости в медицинских изделиях медицинским учреждением не дана. С учетом уточнения просил: обязать Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) организовать обеспечение М.В.Д. ____ года рождения, следующими бесплатными изделиями медицинского назначения: система непрерывного мониторирования глюкозы, состоящая из датчиков и сканера, зарегистрированные в государственном реестре медицинских изделий в количестве, необходимом для реализации медицинских назначений, а именно 26 датчиков в год (1 датчик на 14 дней, согласно инструкции по эксплуатации), сканер в количестве 1 штука на три года, непрерывно до минования надобности; ланцеты «Accu Chek Softlix» в количестве 300 штук в месяц, непрерывно до минования надобности; глюкагон из расчета 1 шт. в год, непрерывно до минования надобности; тест-полоски «Кетаглюк-1» (для определения уровня кетонов в моче) в количестве 50 штук в год, непрерывно до минования надобности; тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови в количестве 300 штук в месяц, непрерывно до минования надобности. Обязать ГАУ РС (Я) «Медицинский центр ____» выдавать Малышеву В.Д. вышеуказанные бесплатные изделия медицинского назначения в количестве, необходимом для реализации медицинских назначений, до минования надобности.
В судебном заседании помощник прокурора города Якутска Игнатьев А.А., законный представитель несовершеннолетнего Малышева В.Д. – Малышева Е.И., исковые требования с учетом уточнения поддержали в полном объеме, просят иск удовлетворить.
Представитель ответчика Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) Барадиева А.В., действующая на основании доверенности, с доводами иска не согласилась. Пояснила, что приказом Минздрава России от 22.01.2021 № 22н утвержден Стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа, предусматривающий исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования у 85,5% детей. Непрерывное мониторирование глюкозы включено в Клинические рекомендации «Сахарный диабет 1 типа у детей» (ID 287). В соответствии с Правилами поэтапного перехода медицинских организаций к оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, разработанных и утвержденных в соответствии с частями 3,4, 6-9 и 11 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2021 № 1968, клинические рекомендации применяются следующим образом: размещенные в рубрикаторе после 01.06.2022 года – с 01.01.2024 года; размещенные в рубрикаторе до 01.06.2022 учитываются при формировании программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов. Применение медицинского изделия непрерывного мониторирования глюкозы обязательно с 2024 года и финансовые средства закладываются с 2024 года. Обязательство органов исполнительной власти по 100% обеспечению всех пациентов с сахарным диабетом 1 типа не закреплено на законодательном уровне. Правовых оснований для предоставления медицинского изделия мониторирования уровня глюкозы в крови на бесплатной основе не имеется. Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) не является медицинской организацией, не осуществляет полномочия по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. В настоящее время министерство предпринимает все меры по организации процесса лекарственного обеспечения. Просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Представитель ответчика ГАУ РС (Я) «Медицинский центр города Якутска» Гапелик Б.Б., действующий на основании доверенности, с иском не согласился. Пояснил, что в октябре-ноябре 2022 года несовершеннолетнему М.В.Д. Д. выписаны следующие рецепты: ___. Полагает, что в настоящее время ребенок обеспечен соответствующими медицинскими изделиями и расходными материалами, потребность в системе непрерывного мониторирования глюкозы стороной истца не доказана. Малышев В.Д. получает инсулиновую терапию посредством установленной инсулиновой помпы. Просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливает гарантии социальной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статьи 2 и 7).
В Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).
Следовательно, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей и гарантирует каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в силу статьи 4 которого охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в частности право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 29 указанного федерального закона определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 данной статьи).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет.
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890, в группе "категории заболеваний" поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 г. N 2505 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг. (далее также - Программа).
Разделом V Программы определено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
Согласно разделу VII Программы территориальная программа государственных гарантий в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи определенным категориям граждан установлены Федеральным законом "О государственной социальной помощи", предусматривающим в качестве одного из видов государственной социальной помощи детям-инвалидам предоставление набора социальных услуг, в состав которого включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (пункт 9 статьи 6.1, пункт 1 части 1 статьи 6.2).
Правительство Российской Федерации утверждает перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 приведенного федерального закона).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 г. N 3053-р утверждены перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
Согласно части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Следовательно, действующее законодательство Российской Федерации не связывает обеспечение медицинскими изделиями с наличием (отсутствием) в стандарте медицинской помощи медицинских услуг.
Приказом Минздрава России от 22.01.2021 N 22н утвержден Стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение)".
Организация оказания населению субъекта Российской Федерации медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в данном случае Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия).
В целях реализации полномочий по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями бесплатно или с 50-процентной скидкой постанволением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.10.2017 N 342 утвержден Порядок льготного обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при лечении в амбулаторных условиях отдельных категорий граждан, проживающих на территории Республики Саха (Якутия).
В Категории заболеваний, при амбулаторном лечении от которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей (фельдшеров) бесплатно, указан диабет.
В целях организации обеспечения детей-инвалидов системами непрерывного мониторирования глюкозы Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) принят приказ № от ____ «Об организации обеспечения детей, страдающих сахарным диабетом 1 типа, медицинскими изделиями для мониторинга уровня глюкозы», которым утвержден порядок обеспечения медицинскими изделиями.
Согласно пункту 1 данного Порядка лечащий врач-детский эндокринолог медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь детскому населению, при отсутствии врача эндокринолога врач педиатр: организует проведение врачебной комиссии по назначению детям с сахарным диабетом 1 типа датчиков для непрерывного мониторинга глюкозы по заявлению родителей; назначает пациенту с учетом медицинских показаний медицинское изделие для мониторинга уровня глюкозы в интерстициальной жидкости (сканер (датчик-сенсор) системы чрезкожного мониторинга уровня глюкозы в интерстициальной жидкости) на основании решения врачебной комиссии медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь детскому населению, по заключению выписки с медицинской организации третьего уровня; на основании справки ВК выписывает рецепт на получение медицинского изделия; плановая выписка рецептов для получения медицинского изделия осуществляется на срок до 90 дней (с учетом срока годности медицинского изделия).
Из материалов дела следует и судом установлено, что М.В.Д. ., ____ года рождения, страдает заболеванием: ___ статус ребенка-инвалида, наблюдается в ГАУ Республики Саха (Якутия) «Медицинский центр города Якутска».
___ выявлен в феврале 2020 года. В декабре 2020 года Малышев В. прошел плановое обследование в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова».
Сторонами не оспаривается, что на момент подачи искового заявления несовершеннолетний М.В.Д. с марта 2021 года использует сканер и датчики Freestyle Libre системы Flash мониторинга. Указанное медицинское изделие приобретено за счет собственных денежных средств законными представителями ребенка. Срок эксплуатации сканера составляет 3 года, регистрационный номер № от ____. Срок эксплуатации датчиков – 14 дней.
Также несовершеннолетний Малышев В.Д. использует глюкометр «Accu-Chek», являющийся неотъемлемой составляющей инсулиновой помпы «Accu-Chek Combo» установленной по квоте в рамках программы оказания высокотехнологичной помощи.
С января 2022 года ребенок получает ___.
Согласно справке главного внештатного специалиста – детского эндокринолога Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия), заведующего отделением детской эндокринологии, гастроэнтерологии Никифоровой М.Е. от ____ М.В.Д. . с целью улучшения гликемического контроля, улучшения качества жизни пациента рекомендовано использовать ___
Согласно выписке № из постановления ПК 2 ВК ГАУ Республики Саха (Якутия) «Медицинский центр г. Якутска» от ____ комиссия в составе: председателя комиссии Кушнаревой М.В., членов комиссии Назаровой Л.А. и Ким М.В. пришла к следующему заключению: на основании справки внештатного детского эндокринолога Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия), заведующей ОДЭГ ГАУ РС (Я) «РБ № 1 - НЦМ» Никифоровой М.Е. рекомендовано обеспечение медицинским изделием для мониторинга уровня глюкозы (сканер (датчик-сенсор) системы чрезкожного мониторинга уровня глюкозы) по льготному лекарственному обеспечению (выписка рецепта на срок до 90 дней). Рецепт на получение сканера НМГ М.В.Д. не выдан, поскольку ребенок использует сканер, приобретенный его родителями, срок эксплуатации которого в настоящий момент не истек.
Таким образом, материалами дела подтверждается и судом установлена нуждаемость М.В.Д. . в системе непрерывного мониторирования глюкозы по медицинским показаниям, что согласуется с положениями части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в связи с чем ребенок должен быть обеспечен указанным медицинским изделием бесплатно.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что М.В.Д. . после подачи искового заявления были выписаны следующие рецепты: № от ____ на датчики к СНМГ (6 шт.); № от ____ на ланцеты ___ № от ____ на «Глюкагон» (1 шт.); № на тест-полоски ___
С учетом установленных судом обстоятельств дела, принимая во внимание, что датчики к системе непрерывного мониторирования глюкозы Малышеву В. выданы в соответствии с положениями п. 1.5 приказа Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от ____ № (на срок до 90 дней), суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца в части необходимости обеспечения несовершеннолетнего Малышева В. сканером системы непрерывного мониторирования уровня глюкозы.
При этом суд обращает внимание, что необеспечение ребенка сканером к системе непрерывного мониторирования глюкозы, рекомендованным Малышеву В. заключением врачебной комиссии, нарушает его фундаментальное право на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно. В данном случае, вопреки доводам стороны ответчиков, несовершеннолетний Малышев В., страдающий сахарным диабетом 1 типа, подлежит обеспечению системой непрерывного мониторирования независимо от фактического наличия данного медицинского изделия у ребенка, приобретенного за счет собственных средств родителей ребенка в 2021 году.
В части требований об обеспечении Малышева В. тест-полосками и ланцетами для исследования уровня глюкозы в крови суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что Малышев В.Д. использует глюкометр «Accu-Chek», являющийся неотъемлемой составляющей инсулиновой помпы «Accu-Chek Combo», установленной по квоте в рамках программы оказания высокотехнологичной помощи.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12. 2018 г. N 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
Инсулиновая помпа поименована в Перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены: иглы инсулиновые; тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови; шприц-ручка; инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе. При этом ланцеты, необходимые для определения содержания глюкозы в крови, в указанном Перечне не поименованы.
При рассмотрении настоящего спора, суд исходит из того, что к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых "сахарный диабет", бесплатной медицинской помощи, к такому виду помощи относится контроль уровня глюкозы в крови, который в данном случае ребенку назначен глюкометром, который был выдан ребенку бесплатно.
Использование по назначению такого медицинского изделия, как глюкометр, невозможно без расходных материалов к нему, а именно без тест-полосок и ланцетов, являющихся составной частью системы контроля уровня глюкозы в крови и требующих периодической замены.
С учетом изложенного, если гражданину по решению врачей по жизненным показаниям бесплатно выдана данная система контроля уровня глюкозы в крови, то обеспечение его расходными материалами к ней, без которых функционирование этой системы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Суд исходит из того, что бесплатное предоставление указанных расходных материалов входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
То обстоятельство, что ланцеты для прокалывания пальцев, как расходный материал, прямо не предусмотрены в Перечне медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 N 3053-р, не может служить основанием отказа в иске в указанной части.
Кроме того, из материалов дела следует, что несовершеннолетнему Малышеву В. с начала 2022 года выдаются рецепты в целях обеспечения его тест-полосками из расчета 150 штук в месяц. Рецепт на получение ланцетов в количестве 200 штук выдан лишь ____, указанный рецепт выдан медицинской организацией в связи с подачей данного искового заявления в суд, что представителем ГАУ РС (Я) «Медицинский центр города Якутска» не оспаривается.
Принимая во внимание, что в выписном эпикризе, выданном ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова» Минздрава России, М.В.Д. рекомендован контроль гликемии натощак, до и после приема пищи, перед сном, а также указаны гликемические коэффициенты для завтрака, обеда, ужина, второго ужина, суд приходит к выводу, что количество тест-полосок, выдаваемых для изменения уровня глюкозы (150 штук в месяц), не соответствуют медицинским показаниям, а также потребности ребенка (30 календарных дней * 10 измерений = 300), в связи с чем суд считает необходимым обязать ответчиков обеспечить Малышева В.Д. тест-полосками и ланцетами для исследования уровня глюкозы в крови с учетом медицинским показаний, а именно из расчета 10 измерений в сутки.
Суд также приходит к выводу об удовлетворении иска в части требований об обеспечении Малышева В.Д. препаратом глюкагон.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 года N 2406-р в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят препараты для лечения сахарного диабета, в том числе глюкагон (код H04AA).
Согласно пункту 7.3 Клинических рекомендаций "Сахарный диабет 1 типа у детей", утвержденных Минздравом России (действует до 01.01.2024), тяжелая гипогликемия определяется как событие с тяжелыми когнитивными нарушениями (включая кому и судороги), требующее помощи другого человека для активного введения углеводов, глюкагона или других корректирующих действий. Гипогликемическая кома является одним из видов тяжелой гипогликемии, которая приводит к потере сознания (коме) и судорогам. Тяжелая гипогликемия требует безотлагательного лечения.
Также в этом пункте указано, что глюкагон должен быть доступен для всех пациентов, родителей и лиц, обеспечивающих уход за детьми с сахарным диабетом 1 типа, особенно когда существует высокий риск тяжелой гипогликемии.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что несовершеннолетний Малышев В.Д. является ребенком-инвалидом, страдает сахарным диабетом 1 типа, ребенок должен быть обеспечен указанным медицинским препаратом бесплатно. При этом суд соглашается с доводами стороны истца о том, что в данном случае отсутствие до настоящего времени в анамнезе ребенка случаев тяжелых гипогликемий не может являться основанием для отказа в выдаче глюкагона, поскольку указанный препарат предназначен для предотвращения возможных случаев тяжелой гипогликемии.
Правовых оснований для возложения обязанности на ответчиков по обеспечению несовершеннолетнего Малышева В.Д. спиртовыми салфетками и тест-полосками «Кетоглюк-1» суд не усматривает.
Так, в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (раздел "категории заболеваний") поименован диабет, при амбулаторном лечении которого этиловый спирт (100 гр. в месяц) отпускается по рецептам врачей бесплатно, спиртовые салфетки в указанном Перечне не поименованы. Доказательства, подтверждающие о наличии медицинских показаний, подтверждающих невозможность использования этилового спирта, в материалах дела не содержатся, судом таковые не установлены.
Тест-полоски «Кетоглюк-1», для определения кетонов в моче, не входят в перечень медицинских изделий, предоставляемых пациентам бесплатно. Сведения о наличии медицинских показаний для обеспечения Малышева В.Д. указанными тест-полосками в материалах дела отсутствуют и стороной истца не предоставлены. С учетом изложенного оснований для обеспечения Малышева В. вышеназванным медицинским изделием за счет средств государства не представляется возможным.
Таким образом, требования заместителя прокурора города Якутска Сивцева А.А. в интересах несовершеннолетнего Малышева В.Д., подлежат частичному удовлетворению.
Суд обращает внимание на то, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан лекарственных средств и изделий медицинского назначения является государственной гарантией Российской Федерации, а предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, не может снижать указанные гарантии, приоритетом которых является жизнь и здоровье граждан.
Доказательств, опровергающих нуждаемость несовершеннолетнего Малышева Д.В. в системе непрерывного мониторинга глюкозы, расходных материалах к глюкометру, а также препарате глюкагон ответчиками не представлено.
Доводы представителей ответчиков о том, что система непрерывного мониторирования глюкозы является дополнительным методом исследования, Малышеву В.Д. установлен глюкометр «Accu-Chek», являющийся неотъемлемой составляющей инсулиновой помпы «Accu-Chek Combo» установленной по квоте в рамках программы оказания высокотехнологичной помощи, судом не принимаются, поскольку жизнь и здоровье ребенка не могут быть поставлены в зависимость от применения основного или дополнительного метода исследования, рекомендованных врачом-эндокринологом и врачебной комиссией.
Как указано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2022 N АКПИ22-616, в силу подраздела 3.6 "Непрерывное мониторирование глюкозы" Клинических рекомендаций "Сахарный диабет 1 типа у детей" (действует на момент рассмотрения настоящего спора – до 01.01.2024) в настоящее время непрерывное мониторирование глюкозы в реальном времени и флеш-мониторирование глюкозы используются как дополнение к традиционному самоконтролю и полностью не заменяют его. Однако рост точности измерений в современных системах непрерывного мониторирования глюкозы позволяет значительно сократить частоту традиционного самоконтроля в пользу использования данных непрерывного мониторирования глюкозы.
Согласно статье 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов, выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, восстановлении на работе, включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.
Часть 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
Учитывая характер и тяжесть заболевания несовершеннолетнего Малышева В.Д., требования клинических рекомендаций по лечению заболевания, принимая во внимание, что промедление исполнения решения суда может привести к ухудшению состояния здоровья ребенка-инвалида, во избежание усугубления негативных последствий заболевания, прихожу к выводу об удовлетворении заявленного истцом в ходе рассмотрения дела требования об обращении решения суда к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск заместителя прокурора города Якутска Сивцева А.А. в интересах несовершеннолетнего М.В.Д. к Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия), государственному автономному учреждению Республики Саха (Якутия) «Медицинский центр города Якутска» о возложении обязанности по обеспечению бесплатными медицинскими изделиями – удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) организовать обеспечение М.В.Д. , ____ года рождения, следующими медицинскими изделиями, расходными материалами и медицинскими препаратами в соответствии с медицинскими показаниями до отмены лечащим врачом: сканером системы непрерывного мониторирования глюкозы, зарегистрированной в государственном реестре медицинских изделий, в количестве необходимом для реализации медицинский назначений; тест-полосками и ланцетами для исследования уровня глюкозы в крови из расчета 10 измерений в сутки; препаратом «Глюкагон» по мере необходимости.
Обязать государственное автономное учреждение Республики Саха (Якутия) «Медицинский центр города Якутска» своевременно выписывать М.В.Д. , ____ года рождения, рецепты на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями, расходными материалами и медицинскими препаратами в соответствии с медицинскими показаниями в количестве, необходимом для реализации медицинских назначений вплоть до отмены лечащим врачом: сканером системы непрерывного мониторирования глюкозы, зарегистрированной в государственном реестре медицинских изделий; тест-полосками и ланцетами для исследования уровня глюкозы в крови из расчета 10 измерений в сутки; препаратом «Глюкагон» по мере необходимости.
Обратить решение суда немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) путем подачи жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).
Судья п/п Н.И. Новикова
Копия верна, судья Н.И. Новикова
Секретарь В.Е. Скрябина
Решение изготовлено 22.12.2022