Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-95/2022 от 13.04.2022

Дело № 12-95/2022

Судья: Ермолаева Т.П.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

18 апреля 2022 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу Абоаомара А.М.М.М. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренный частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина <данные изъяты> Абоаомара А.М.М.М.,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 апреля 2022 года гражданин <данные изъяты> Абоаомар А.М.М.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Абоаомар А.М.М.М. просит изменить указанный судебный акт по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключив из него назначенное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. Полагает, что постановление не мотивировано, не указано по каким основанием суд пришел к выводу, что достижение целей наказания возможно только путем назначения наказания в виде выдворения. Указывает, что с 2020 года он проживал на территории РФ с ФИО11, летом 2021 года она ездила к нему в <данные изъяты>, где познакомилась с его семьей. В 2022 году они зарегистрировали брак. Своевременно он не смог купить билеты в <данные изъяты>.

В судебном заседании Абоаомар А.М.М.М., с участием переводчика Мохамеда А.Х.К., жалобу поддержал.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО11 пояснила, что состоит в зарегистрированном браке с Абоаомар А.М.М.М. с ДД.ММ.ГГГГ. Срок пребывания у супруга истекал 18 марта 2022 года, но он не смог своевременно выехать из-за отсутствия билетов и рейсов в <данные изъяты>. Абоаомар А.М.М.М. не уклонялся от выезда, о сложившейся ситуации он сообщил в отдел миграции, где ему предложили прийти 18 марта 2002 года, до этого следить за тем, когда появятся билеты. 2 апреля 2022 года он купил билет и явился в миграционную службу, где в отношении него составили протокол. В настоящее время она беременна, назначенное административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации разрушит их семью. Она не имеет возможности выехать вместе с мужем в <данные изъяты>, поскольку учиться в медицинском колледже, ухаживает за бабушкой. Абоаомар А.М.М.М. ранее к административной ответственности не привлекался, спиртные напитки не употребляет, желает учиться и проживать в России. Он имеет средства для проживания в России, ранее он работал в <данные изъяты>, имеет средства на счете, которые ему присылает брат.

Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, выслушав пояснения Абоаомара А.М.М.М., с участием переводчика Мохамеда А.Х.К., допросив свидетеля, прихожу к следующему.

Частью 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяет, в частности, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В силу пунктов 1 и 2 статьи 5 указанного закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных данным законом.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных данным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с данным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного названным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 статьи 5 названного закона.

В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 00 мин. при проверке соблюдения требований миграционного законодательства РФ по адресу: <адрес>, выявлен гражданин <данные изъяты> Абоаомар А.М.М.М., прибывший в Российскую Федерацию 26 декабря 2021 года, в нарушение требований ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ уклонился от выезда с территории Российской Федерации, нарушив тем самым режим пребывания (проживания) в Российской Федерации. Срок пребывания гражданина <данные изъяты> Абоаомара А.М.М.М. истек 18 марта 2022 года.

Указанные обстоятельства, явились основанием для привлечения гражданина <данные изъяты> Абоаомара А.М.М.М., к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.

Рассматривая дело об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу, что Абоаомар А.М.М.М. находится на территории Российской Федерации с нарушением установленного режима пребывания (проживания), выразившемся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания. Судьей районного суда указано, что наличие у иностранного гражданина родственников, имеющих вид на жительство либо гражданство Российской Федерации и проживающих на ее территории, не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы.

Вместе с тем при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении судьей районного суда не учтено следующее.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1).

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 4 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.

Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства. При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности. Изложенный подход выражен Верховным Судом Российской Федерации в пункте 23.1 постановления от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Суды, рассматривая дела, связанные с нарушением иностранными гражданами режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, должны учитывать длительность проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2016 года № 5-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 марта 2006 года № 55-О).

Указанные обстоятельства должны быть выяснены и установлены судьей в порядке главы 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако, приведенные выше требования закона судом первой инстанции в данном случае не выполнены.

Признавая Абоаомара А.М.М.М. виновным по части 1 статьи 18.8 КоАП РФ, и назначая ему наказание в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда, в оспариваемом постановлении вывод судьи в этой части должным образом не мотивирован и не подтвержден данными, свидетельствующими о действительной необходимости применения к заявителю данного вида наказания, а также о ее соразмерности в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Абоаомара А.М.М.М. на уважение семейной жизни.

В постановлении судьи от 4 апреля 2022 года мотивы назначения дополнительного наказания Абоаомару А.М.М.М. и обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность, не приводятся, а указывается на признание им вины в совершении административного правонарушения.

В настоящей жалобе Абоаомар А.М.М.М. просит не применять в отношении него наказание в виде административного выдворения, сославшись на то, что на территории Российской Федерации проживает его супруга.

Об указанных обстоятельствах Абоаомар А.М.М.М. заявлял при рассмотрении дела.

В подтверждение изложенного представлены копия свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).

К настоящей жалобе также приложены копия студенческого билета ФИО11, справка ТСЖ «...» от 5 апреля 2022 года, копии эпикриза и консультации ФИО11.

Из материалов дела следует, что на территории Российской Федерации проживает супруга Абоамара А.М.М.М. - ФИО11 (л.д. 9).

Указанные обстоятельства, в нарушение требований п. 7 ст. 26.1 КоАП РФ, не были исследованы при решении вопроса о назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Кроме того, в ходе производства по делу судьей были допущены иные существенные процессуальные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из содержания расписки о разъяснении прав Абоаомару А.М.М.М. следует, что положение ст. 51 Конституции РФ судьей районного суда ему не разъяснены.

Состоявшееся по настоящему делу постановление судьи районного суда не отвечает требованиям статей 26.1, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в постановлении от 4 апреля 2022 года судья районного суда мотивов назначения Абоаомору А.М.М.М. административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации не привел, о наличии обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, не указал.

При таких обстоятельствах постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 апреля 2022 года подлежит отмене, дело - возвращению на новое рассмотрение судье Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина <данные изъяты> Абоаомара А.М.М.М. отменить.

Дело об административном правонарушении возвратить в Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики на новое рассмотрение.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.А. Максимова

12-95/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Абоаомар Ахмед Мохамед Маброк Мохамед
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики
Судья
Максимова И.А.
Статьи

ст.18.8 ч.1.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--chv.sudrf.ru
13.04.2022Материалы переданы в производство судье
13.04.2022Судебное заседание
18.04.2022Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее