Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-303/2024 (2-4259/2023;) от 20.12.2023

№ 2-303/2024 (2-4259/2023)

УИД: 04RS0018-01-2023-005614-66

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 февраля 2024 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Власовой И.К., при секретаре Широковой Д.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению Герцог И.П. в интересах недееспособного ФИО, ДД.ММ.ГГГГ.р., к Администрации г. Улан-Удэ о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления, с учетом права на дополнительную площадь,

УСТАНОВИЛ:

Герцог И.П. обратилась в суд в интересах недееспособного ФИО, ДД.ММ.ГГГГ.р., с иском, требуя обязать Администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ предоставить Герцог А.О. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в черте городского округа «город Улан-Удэ»,с учетом права инвалида на дополнительную площадь.

В обоснование требований указано следующее:сын ФИО является инвалидом 1 группы по общему заболеванию, бессрочно, состоит на диспансерном учете в ГБУЗ «РПНД» в связи с хроническим заболеванием (...), признан недееспособным, в состоит в Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по категориям «малоимущие», «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов», «граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которых совместное проживание в одной квартире невозможно». В связи с наличием хронического заболевания имеет право на внеочередное получение жилья.

Определением Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 21.11.2023г.после замены ненадлежащего ответчика Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ на Администрацию г. Улан-Удэ дел передано в Советский районный суд г.Улан-Удэ по подсудности, поступило в суд 20.12.2023г.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, Правительство Республики Бурятия, Министерство финансов Республики Бурятия, Администрация Октябрьского района г. Улан-Удэ.

В судебном заседанииГерцог И.П., действуя в интересах недееспособного Герцог А.О., адвокат КуклинС.М., действующий на основании ордера, просили иск удовлетворить.

В судебное заседание представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ Мужанова Н.А., действующая на основании доверенности, не явилась, извещены надлежаще, направила ходатайство о рассмотрении в отсутствие и возражения иск, в которых просила отказать в удовлетворении, указав, что предоставление жилья истцу органом местного самоуправления возможно при наделении органа местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем инвалидов из жилищного фонда субъекта РФ, предоставление жилого помещения по данному спору является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, представителем Дугарова Н.Н. в суд направлены отзыв на иск и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Республики Бурятия в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, представителем Шалдановой О.Д.Ц. в суд направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и отзыв на иск, в котором указала, что обеспечение жильем инвалидов из жилищного фонда субъекта РФ не предусмотрено законом, предоставление жилого помещения по данному спору является расходным обязательством органов местного самоуправления.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Республики Бурятия в судебное заседание не явился, в суд направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и отзыв, в котором представитель по доверенности Жалсанова Е.С. указала, что обеспечение жильем инвалидов из жилищного фонда субъекта РФ не предусмотрено законом, предоставление жилого помещения по данному спору является расходным обязательством органов местного самоуправления.

В судебное заседание представитель третьего лица Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ не явился, извещены надлежаще.

В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом, при данной явке.

Исследовав материалы дела, выслушав Герцог И.П и ее предстаивтеля,суд пришел к следующему.

Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 31.07.2018г. ФИО признан недееспособным.

Приказом Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия от 20.09.2018г. №735 установлена опека Герцог И.П., матери, над недееспособным ФИО, ДД.ММ.ГГГГ.р.

С 15.09.2023г. по 01.07.2024г. ФИО зарегистрирован в жилом помещении, по адресу: ..., общей площадью 18кв.м., в котором, на основаниидоговора найма жилого помещения специализированного общежития проживает с матерью – опекуном Герцог И.П.

Герцог А.О. является инвалидом первой группы, бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ - 2017 №... от 07.11.2018г. Как следует из справки ВК ГБУЗ «РПНД» № ... от 01.12.2021г., ответов на судебные запросы ГБУЗ РПНД от 06.01.2024г. № ... и от 17.01.2024г. № ... ФИО состоит на диспансером учете в связи с наличием хронического заболевания ..., подпадает под действие Приказа Министерства здравоохранения РФ от 29.11.2012г.№ 987Н «Об утверждении перечня тяжелых заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире по п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и Приказа Министерства здравоохранения РФ от 30.11.2012 № 991Н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь».

Также суду представлена справка ВК ГБУЗ «РПНД» № ... от 01.12.2021г., согласно которой диагноз, установленный ФИО., ... под действие Приказа Министерства здравоохранения РФ от 30.11.2012 № ... «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь».

Из материалов дела следует, что истец на основании распоряжения Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от 04.07.2018г. № ... поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в государственном жилищном фонде Республики Бурятия по категории «граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ним в одной квартире невозможно» с составом семьи 1 человек.

Распоряжением Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от 04.07.2018г. №1022 ФИО принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде по категории «малоимущие граждане» с составом семьи 1 человек.

Распоряжением Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от 04.07.2018г. №1022 ФИО. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде по категории «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов» с составом семьи 1 человек.

В соответствии с п. 3 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.

Согласно ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

В настоящее время действует Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н и Приказ Минздрава РФ от 30.11.2012 № 991Н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь».

Заболевание, которым страдает ФИО (...), входит в указанные перечни.

То обстоятельство, что ФИО является лицом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное с ним проживание, и имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, лицами, участвующими в деле, не оспорено.

Согласно ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 3 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

Как следует из ст.ст. 13,14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления не относится определение порядка предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Органы государственной власти субъектов РФ устанавливают лишь порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п.4 ч.1 ст. 12 Жилищного кодекса РФ определение порядка предоставления гражданам по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Названный порядок закреплен в ст. 57 ЖК РФ, которая в части 2 регламентирует специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан, к которым относится истец жилья вне очереди.

В соответствии с ч.2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено предоставление по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.

Согласно положениям ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согалсно ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.

В силу вышеприведенной нормы закона реализация права на внеочередное предоставление жилья не зависит от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.

Поскольку в Республике Бурятия отсутствует правовое регулирование, регламентирующее порядок обеспечения жильем инвалидов, вставших на очередь после 01.01.2005, и определяющее орган исполнительной власти, на который должна быть возложена обязанность по предоставлению инвалидам жилья, суд исходит из норм жилищного законодательства.

В соответствии с положениями вышеуказанных нормативно-правовых актов, обязанности по принятию решения о предоставлении вне очереди жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и заключению договора социального найма возлагаются на орган местного самоуправления муниципального образования, то есть на Администрацию г.Улан-Удэ.

Доводы ответчика о том, что предоставление жилого помещения по данному спору является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, несостоятельны, не согласуются с указанными выше положениями жилищного законодательства и законодательства о местном самоуправлении.

Такая правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 № 551-О-О по жалобе гражданина Кудряшова Ю.А. Так, в указанном Определении, Конституционный суд РФ указал, что «Федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года N 1368-О-О и от 1 декабря 2009 года N 1548-О-О); не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий».

Учитывая, что Жилищный кодекс РФ и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.

В Республике Бурятия не создан государственный жилищный фонд для такой категории граждан, как «граждане, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, при которых совместное проживание невозможно», вместе с тем, действующим жилищным законодательством РФ не предусмотрен запрет на обеспечение инвалидов жилыми помещениями по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда. Учитывая, что истец признан в установленном порядке нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде по категории «малоимущие граждане», суд находит обоснованными заявленные истцом требования к Администрации г. Улан-Удэ о предоставлении жилого помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма во внеочередном порядке.

Неполучение ответчиком соответствующих денежных средств в виде субвенций от органа государственной власти субъекта РФ, необходимых для предоставления гражданам, подлежащим внеочередному обеспечению жилой площадью, не может служить основанием для отказа истцу в реализации прав на жилище, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом, при этом суд исходит из того, что социальная защита инвалидов и обеспечение им нормальных условий существования, права на жилище, не ставится законодателем в зависимость от соблюдения условий получения достаточности финансирования.

Поскольку Герцог А.О. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении во внеочередном порядке, у ответчика Администрации г.Улан-Удэ в силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ возникла обязанность предоставить ему жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.

Непредоставление Герцог А.О. до настоящего времени жилого помещения во внеочередном порядке на состав семьи 1 человек, свидетельствует о нарушении его жилищных прав.

В связи с изложенным, на ответчика подлежит возложению обязанность предоставить Герцог О.В. в лице опекуна Герцог И.П. на состав семьи из 1 человека во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее требованиям ст. 57 Жилищного кодекса РФ с соблюдением требований по норме предоставления, санитарным и техническим требованиям, в границах городского округа г. Улан-Удэ.

В силу ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне.предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса.

В ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Истец подпадает под категорию лиц, страдающих заболеваниями, право на дополнительную площадь, следовательно, требования в части возложения на ответчика обязанности предоставить истцу вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте городского округа «город Улан-Удэ» с учетом права инвалида на дополнительную площадь, превышающую норму предоставления не более чем в два раза (с учетом дополнительной жилой площади), отвечающее санитарным и техническим нормам, заявлено обосновано и подлежит удовлетворению.

Оценив обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу об удовлетворении иска.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Герцог И.П. в интересах недееспособного ФИО,ДД.ММ.ГГГГ.р., удовлетворить.

Возложить на Администрацию г.Улан-Удэ (ИНН 0323076085) обязанность предоставить недееспособному ФИО, ДД.ММ.ГГГГ.р., (СНИЛС ...) в лице опекуна Герцог И.П., вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте городского округа «город Улан-Удэ» с учетом права инвалида на дополнительную площадь, превышающую норму предоставления не более чем в два раза (с учетом дополнительной жилой площади), отвечающее санитарным и техническим нормам.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд города Улан-Удэ.

В окончательной форме решение принято 16.02.2024г.

Судья: подпись Власова И.К.

.....

.....

.....

.....

2-303/2024 (2-4259/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Герцог Ирина Петровна
Герцог Анатолий Оскарович
Ответчики
Администрация г. Улан-Удэ
Другие
Куклин Сергей Михайлович
Министерство финансов Республики Бурятия
Администрация Октябрьского района г. Улан-Удэ
Министерство социальной защиты по Республике Бурятия
Правительство Республики Бурятия
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия
Судья
Власова Ирина Кимовна
Дело на сайте суда
sovetsky--bur.sudrf.ru
20.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
20.12.2023Передача материалов судье
18.01.2024Подготовка дела (собеседование)
18.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2024Судебное заседание
16.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее