РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 августа 2020 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ласковской С.Н.,
при секретаре судебного заседания Нагапетян А.Г.,
с участием:
прокурора Роговой О.В.,
представителя административных истцов – Верстовой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1267/2020 по административному исковому заявлению Сачковой Дианы Юрьевны, Бурениной Зинаиды Петровны к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части,
УСТАНОВИЛ:
Сачкова Д.Ю., Буренина З.П. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части.
В иске указали, что в период с 12.05.2011 года по 15.10.2019 года нежилое помещение с кадастровым номером №, общей площадью 78,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, - принадлежало на праве собственности Бурениной З.П. 16.10.2019 года право собственности на указанный объект недвижимости зарегистрировано за Сачковой Д.Ю.
Данное нежилое помещение включено в пункт 25753 перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год (далее по тексту – Перечень на 2017 год); в пункт 28761 перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год (далее по тексту – Перечень на 2018 год); в пункт 30359 перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год (далее по тексту – Перечень на 2019 год).
Административные истцы полагают, что указанный объект включен в Перечни необоснованно, поскольку не обладает признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, указанными в статье 378.2 Налогового Кодекса РФ, так как данное нежилое помещение используется как стоматологический кабинет, в связи с чем, просят суд признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, в части включения в него под пунктом 25753 нежилого помещения с кадастровым номером №;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом 28761 нежилого помещения с кадастровым номером №;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него под пунктом 30359 нежилого помещения с кадастровым номером №.
Представитель административных истцов Верстова О.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, направил в суд письменные возражения относительно заявленных требований, в которых пояснил, что нежилое помещение соответствует критериям, предусмотренным п.п.2 п.1 ст. 378.2 НК РФ, и обоснованно включено в перечисленные выше Перечни на основании данных, полученных в порядке информационного взаимодействия из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
В соответствии с положениями ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.
Суд, заслушав объяснения представителя административных истцов, заключение прокурора о необходимости удовлетворения требований истцов, изучив материалы дела, полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 приведенной нормы и налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 14 ноября 2016 года № 1907 «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год»;
- от 18 октября 2017 года № 1647, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества, на 2018 год;
- от 29 октября 2018 года № 1608, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества, на 2019 год.
Приказ министерства от 14 ноября 2016 года № 1907 официально опубликован в изданиях "Волжская коммуна", № 313 (29859), 24.11.2016, на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 24.11.2016, в издании "Волжская коммуна", № 316 (29862), 29.11.2016 (продолжение), в издании "Волжская коммуна", № 318 (29864), 30.11.2016 (продолжение).
Приказ министерства от 18 октября 2017 года № 1647 опубликован в изданиях "Волжская коммуна", № 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1 - 90)),"Волжская коммуна", № 283(30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91 - 16435)), "Волжская коммуна", № 285 (30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436 - 20775)), "Волжская коммуна", № 297(30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776 - 34378)).
Приказ министерства от 29 октября 2018 года № 1608 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", № 308(30543), 20.11.2018.
Оспариваемые приказы изданы в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
В указанные Перечни на 2017, 2018, и 2019 г.г. включено нежилое помещение с кадастровым номером №, общей площадью 78,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> (номер в перечне на 2017 год – 25753, на 2018 год – 28761, на 2019 год – 30359).
Проверяя соответствие оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
На основании подп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу п. 5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Судом установлено и из материалов дела следует, что нежилое помещение с кадастровым номером №, общей площадью 78,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 06.09.2019 г. принадлежит на праве собственности Сачковой Д.Ю. В период с 12.05.2011 г. по 15.10.2019 г. указанный объект недвижимости принадлежал на праве собственности Бурениной З.П., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 28.05.2020 г. № 63/174/730/2020-686, договором купли-продажи от 06.09.2019 г.
Согласно вышеуказанной выписке, назначение спорного объекта и наименование: нежилое помещение.
Данное нежилое помещение расположено в задании с кадастровым номером №, общей площадью 17056,6 кв.м., назначение и наименование: многоквартирный дом, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 29.07.2020 г. № 63/174/722/2020-628.
Здание с кадастровым номером № - многоквартирный дом, расположено на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 12924 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенном по адресу относительно ориентира: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 27.05.2020 г. № 63/174/730/2020-687.
Из технического паспорта на помещение, составленного <данные изъяты>» по состоянию на 08.12.1997 г. следует, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 78,9 кв.м, имеет назначение – встроенное, переведен в нежилой фонд Постановлением Мэра г. Тольятти № 134-1/02-97 от 11.02.1997 г. Объект Литера А, 1969 года постройки, расположен на 1 этаже здания; объект Литера А1, 1996 года постройки, – в пристрое. Наименование помещений, расположенных в литерах А, А1, – коридоры, кабинеты, санузел, тамбур.
Согласно договору аренды недвижимости – нежилого помещения, заключенного 01.06.2013 г. между индивидуальным предпринимателем Бурениной З.П., арендодателем, и Обществом с ограниченной ответственностью лечебно-профилактический центр «<данные изъяты>», арендатором, арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду нежилое помещение общей площадью 78,9 кв.м, состоящее из комнат 1 этаж № в здании по адресу: <адрес>, (здание Лит А, А1) (пункт 1.1 Договора).
Срок действия договора аренды устанавливается на 11 месяцев с 01 июня 2013 года по 01 мая 2013 года. При отсутствии заявлений одной из сторон о прекращении или изменении Договора, переданных в письменном виде не позднее, чем за один месяц до окончания текущего срока аренды, по окончании срока он считается продленным на 11 месяцев, на тех же условиях, какие были предусмотрены договором (пункт 1.3 Договора).
Дополнительным соглашением № 1 от 01 января 2017 г. к договору аренды нежилых помещений № б/н от 01 июня 2013 г. в вышеназванный Договор внесены изменения, согласно которым, пункт 1.3 изложен в следующей редакции: Срок действия договора аренды устанавливается на 12 месяцев с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года. При отсутствии заявлений одной из сторон о прекращении или изменении Договора, переданных в письменном виде не позднее, чем за один месяц до окончания текущего срока аренды, по окончании срока он считается продленным на 12 месяцев, на тех же условиях, какие были предусмотрены договором.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 04.06.2020 г. № ЮЭ9965-20-72905623 следует, что основным видом деятельности ООО <данные изъяты>» является стоматологическая практика, дополнительным – деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки (код по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС.Ред.2 – 86.23), что также подтверждается уставом ООО <данные изъяты>».
27.01.2011 г. ООО <данные изъяты>» выдана лицензия № ЛО-63-01-001106 на осуществление медицинской деятельности.
Согласно содержанию кода классификации 55.10 ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 г., стоматологическая практика включает деятельность в области стоматологии, общую или специализированную, например в области стоматологии, эндодонтической и педиатрической стоматологии, патологии полости рта, деятельность в области ортодонтии, а также операционную стоматологическую деятельность.
Вместе с тем, Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), распоряжением Правительства РФ от 24.11.2016 № 2496-р, стоматологическая практика (86.23) не отнесена к бытовым услугам, в отношении которых статьей 378.2 НК РФ установлены особенности исчисления налоговой базы.
Из акта осмотра недвижимого имущества, составленного ФИО1. 30.04.2020 г. следует, что при осмотре помещения с кадастровым номером №, расположенного на 1 этаже девятиэтажного многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, с торца здания, выходящего на улицу <адрес> и имеет отдельный вход. Назначение помещений: № 8, площадью 5,4 кв.м, № 9, площадью 7,4 кв.м, № 10, площадью 5,5 кв.м – коридоры, в которых расположено также приемное отделение и регистратура медицинского центра, выделенная стойкой регистрации; № 15, площадью 2 кв.м – тамбур; медицинские кабинеты, предназначенные для оказания стоматологических услуг - № 11, площадью 12,8 кв.м, № 12, площадью 12,9 кв.м, № 13, площадью 9,1 кв.м, № 14, площадью 7,8 кв.м, № 15а, площадью 14 кв.м; сан.узел - № 16, площадью 2 кв.м.
Из акта осмотра недвижимого имущества, составленного кадастровым инженером ООО «<данные изъяты>» ФИО2. 04.08.2020 г. следует, что при осмотре помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, выявлено, что помещение имеет назначение – нежилое помещение, фактически используется как стоматологическая клиника. Помещения, площадью 5,4 кв.м, 7,4 кв.м, 5,5 кв.м, являются коридорами, в которых расположено также приемное отделение и регистратура медицинского центра, выделенная стойкой регистрации; помещения площадью 12,8 кв.м, 12,9 кв.м, 9,1 кв.м, 7,8 кв.м, 14 кв.м, являются медицинскими кабинетами, предназначенными для оказания стоматологических услуг, площадь сан.узла составляет 2 кв.м, тамбура – 2 кв.м. При осмотре нежилого помещения планировка соответствует фактической, согласно технического паспорта, изготовленного от 08.12.1997 г. <данные изъяты>». Помещение состоит из 10 комнат, восемь из которых расположены в основном здании, два – в пристрое. В нежилом помещении с кадастровым номером № предоставляются медицинские услуги. На прилегающую к объекту территорию имеется беспрепятственный доступ. Оказание медицинских услуг в нежилых помещениях неограниченному кругу лиц возможно. Спорное нежилое помещение не используется в целях делового, административного или коммерческого назначения не предназначено и фактически в этих целях.
Вместе с тем, как следует из материалов дела мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого помещения на момент формирования и утверждения Перечней на 2017-2019 годы министерством имущественных отношений Самарской области не проводилось, процентное соотношение используемых фактически площадей не определялось, доказательства обратного в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что наименование и назначение спорного нежилого помещения и здания в котором оно расположено, их технические характеристики однозначно не предполагают размещение офисных помещений делового, административного и коммерческого назначения, как и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, назначение спорного нежилого помещения не может быть признано безусловно определенным в целях помещения положений ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.
Кроме того, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание – «для эксплуатации многоквартирного жилого дома» не предусматривает размещение офисных помещений делового, административного и коммерческого назначения.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
В силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и его соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности Сачковой Д.Ю. критериям, поименованным в ст.378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах требования истцов в части необоснованности включения в Перечни спорного объекта недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд считает обоснованными и требования о признании недействующими в оспариваемой части нормативных правовых актов со дня их принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
В данном случае, включение спорного объекта в Перечни произведено в целях налогообложения на 2017-2019 г.г., обязанность по уплате налога сохраняется.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2017 - 2019 г.г.), признание отдельных их положений не действующими с момента принятия нормативных актов, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административных истцов в полном объеме.
Таким образом, требования административных истцов подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Волжская коммуна».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Сачковой Дианы Юрьевны, Бурениной Зинаиды Петровны - удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, в части включения в него под пунктом 25753 нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом 28761 нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него под пунктом 30359 нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 14 августа 2020 года.
Судья: С. Н. Ласковская