Дело № 2-615/2021
УИД: 05RS0039-01-2021-002066-34
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 октября 2021 года с. Касумкент
Сулейман-Стальский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Тагировой М.Н.,
при секретаре судебного заседания Шайдабегове К.Э.,
с участием помощника прокурора <адрес> РД ФИО2, представителя администрации МР «<адрес>» по доверенности ФИО3, представителя МБОУ ДО «ДЮСШ №» ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. заместителя прокурора <адрес> Республики Дагестан к МБОУ ДО «ДЮСШ №» и администрации МР «<адрес>» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и противопожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
и.о. заместителя прокурора <адрес> РД, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с исковым заявлением к МБОУ ДО «ДЮСШ №» и администрации МР «<адрес>», в котором просит признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в непринятии мер по антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности образовательной организации и возложить на администрацию МР «<адрес>» обязанность выделить из бюджета денежные средства на указанные цели и обязать МБОУ ДО «ДЮСШ №» по мере финансирования из бюджета устранить выявленные нарушения, ссылаясь на то, что прокуратурой района с привлечением специалистов МОВО по <адрес> - филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по РД» и ОНД и ПР № по Хивскому, Курахскому, Агульскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по РД проведена проверка исполнения требований к антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности МБОУ ДО «ДЮСШ №», в ходе которой установлено, что образовательным учреждением допускаются нарушения требований Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), а именно: не определено должностное лицо ответственное за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД Российской Федерации и территориальными органами ФСВНГ Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации»); не разработаны планы эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта; не обеспечен пропускным и внутриобъектовым режимом; не размещены наглядные пособия, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении ЧС, номеров телефонов аварийно спасительных служб, территориальных органов безопасности, территориальных органов ФСВНГ Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо (автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; не проводятся учения и тренировки по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий); не осуществляются мероприятия по взаимодействию с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД Российской Федерации и территориальными органами ФСВНГ Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), не обеспечен сотрудниками частных охранных организаций, подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной ФСВНГ Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; отсутствует помещение для охраны и не установлены средства передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); основной вход (въезд) объекта (территории) не обеспечен контрольно - пропускным пунктом (постом охраны);- не оснащена стационарными или ручными металлоискателями.
В нарушение пункта 30 Постановления архивирование и хранение данных системы видеонаблюдения МБОУ ДО «ДЮСШ №» осуществляется 14-дней.
В нарушение пункта 45 Постановления паспорт безопасности объекта не разработан и не согласован соответствующими органами.
Кроме того, в ходе проверки в образовательном учреждении выявлены нарушения требований противопожарной безопасности, установленныеФедеральным законом от 22.07.2008г. №-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Ф3-№) и Правилами противопожарного режима утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020г. № «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - Правила), а именно: руководителем объекта защиты не соблюдены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности; а также требования; не соблюдены требования к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам из помещений, зданий и сооружений (далее - здания), а также требования пожарной безопасности к эвакуационным путям для наружных технологических установок; не соблюдены требования по обеспечению огнестойкости объектов защиты, в том числе зданий, сооружений и пожарных отсеков; руководитель организации не обеспечил наличие исправных ручных электрических фонарей из расчета не менее 1 фонаря на каждого дежурного и средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного;перед эвакуационными выходами устроены пороги, препятствующие свободной эвакуации людей при пожаре; покрытия пола, стен и потолков на путях эвакуации отделаны горючими материалами, деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны специальными огнезащитными составами; на объекте защиты отсутствует документация, подтверждающая проведение руководителем объекта защиты с массовым пребыванием людей нс реже 1 раза в полугодие практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты с массовым пребыванием людей, а также посетителей, других лиц, находящихся в здании;
в месте установки приёмно-контрольного прибора автоматической пожарной сигнализации не размещена подробная и конкретизированная информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, не указаны линии связи пожарной сигнализации; руководитель организации не обеспечил объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам; руководителем объекта защиты не представлена декларация пожарной безопасности в органы государственного пожарного надзора;не разработан план эвакуации, который соответствует требованиям нормативно-правовых актов; руководитель организации не обеспечил наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих в том числе пути эвакуации и эвакуационные выходы, места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения; направление движения к источникам противопожарного водоснабжения не обозначены указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;
Это способствует созданию негативных последствий в учреждении, несвоевременному принятию мер, направленных на незамедлительное извещение правоохранительных органов о террористических действиях, совершении преступлений и иных правонарушений, что ставит под угрозу здоровье и жизнь неопределенного круга лиц.
Учитывая, что ситуация в сфере противодействия терроризму и экстремизму на территории Республики Дагестан остается напряженной, соответственно, угроза возможного совершения террористических актов реальна и на территории образовательного учреждения. Данное обстоятельство противоречит действующему законодательству и способствует беспрепятственному проникновению на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью детей и персонала. Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.
Помощник прокурора <адрес> ФИО2 в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям изложенным в иске, требования в части обязывания администрации выделить из бюджета денежные средства на расходы, связанные с антитеррористической защищенностью и противопожарной безопасностью учреждения, уточнил, просил с учетом объяснений представителя администрации МР «<адрес>» РД о том, что бюджете района средства для устранения требований антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности отсутствуют, новый бюджет будет заложен в декабре 2021 года, обязать исполнить указанный пункт требований до конца января 2022года и удовлетворить их требования в полном объеме.
Представитель администрации МР «<адрес>» по доверенности ФИО3 в судебном заседании требования прокурора признал частично, пояснил, что бездействие со стороны администрации района и МБОУ ДО «ДЮСШ №» не имеется, поскольку работа по устранению имеющихся нарушений требований законодательства проводится систематически, образовательным учреждениям выделяются финансовые средства, необходимые для устранения нарушений, связанных с противопожарной безопасностью и антитеррористической защищенностью, последние по мере выделения финансовых средств, имеющиеся нарушения устраняют. Кроме того, решением Собрания депутатов муниципального района шестого созыва № от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете МР «<адрес>» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» муниципальным образовательным школам предусмотрены денежные средства по устранению имеющихся нарушений требований законодательства о противопожарной безопасности и в целях принятия мер по предупреждению при обеспечении антитеррористической безопасности объектов образования. Часть указанных в исковом заявлении прокурора нарушений устранены, для устранения остальных в бюджет МР «<адрес>» будут включены дополнительные денежные средства. Для обеспечения охраной объекта образования проводится работа по заключению муниципальных контрактов с соблюдением процедуры, предусмотренной федеральным законом « О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ. В связи с изложенным исполнение требований прокурора в части выделения из бюджета финансовых средств на расходы связанные с противопожарной безопасностью и антитеррористической защищенностью возможно только в начале 2022 года. В вязи с изложенным просит удовлетворить требования прокурора частично.
Представитель МБОУ ДО «детско-юношеская спортивная школа №» -директор школы ФИО4, в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснил, что бездействие со стороны и МБОУ ДО «ДЮСШ №» не имеется, поскольку работа по устранению имеющихся нарушений требований законодательства проводится систематически, образовательным учреждением по мере выделения финансовых средств, имеющиеся нарушения устраняют. На основании изложенного просит удовлетворить требования прокурора частично.
Выслушав доводы сторон, проверив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее-Закон) к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В силу с п.2 ч.6 ст.28 Закона образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 указанного Федерального закона).
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона N 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п.5.39 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения", утвержденных приказом Минрегиона от ДД.ММ.ГГГГ №, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы мну грен них дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (часть 1). Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (часть 3).
При этом пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности (часть 1 статьи 6 Технического регламента).
На основании п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона N 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (ч. 3 ст. 5 Закона N 35-ФЗ).
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ, предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно ст. 5.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе полномочие по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
В силу п. п. 6.1, 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 данного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных казенных учреждений.
Материалами дела установлено, что не оспаривается ответной стороной, в образовательном учреждении имеются выявленные нарушения требований пожарной безопасности, установленные нормами и правилами, а также установлено, что организация обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций не исполнила, тем самым не обеспечен контрольно-пропускной режим, направленный на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект.
Выявленные нарушения могут привести к угрозе жизни и здоровья воспитанников, состав которых меняется как с началом каждого учебного года, так и в течение года, преподавателей, других работников школы, иных лиц, посещающих школу, например, родителей учеников, должностных лиц.
Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц.
Тем самым, из системного толкования приведенных выше норм закона следует, что они содержат императивные предписания, в силу чего суд приходит к выводу о том, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью образовательных учреждений и органов местного самоуправления, в связи с чем, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы представителя администрации МР «<адрес>» РД о том, что бездействие со стороны администрации района и дошкольного образовательного учреждения отсутствуют, являются несостоятельными, т.к. выявленные в ходе проверки нарушения ответчиками частично устранены после проведения проверки, потому требования прокуратуры в этой части также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования и.о. заместителя прокурора <адрес> РД к МБОУ ДО «ДЮСШ №» и администрации МР «<адрес>» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и противопожарной безопасности - удовлетворить
Обязать администрацию МР «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить из бюджета денежные средства на расходы, связанные с антитеррористической защищённостью и противопожарной безопасностью МБОУ ДО «ДЮСШ №».
Обязать МБОУ ДО «ДЮСШ №» по мере финансирования из бюджета устранить вышеуказанные нарушения законодательства при обеспечении антитеррористической безопасности объекта и о противопожарной безопасности в целях обеспечения защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Резолютивная часть решения суда объявлена ДД.ММ.ГГГГ, мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Копия верна: Тагирова М.Н.