УИД 11RS0001-01-2022-019210-49 |
Дело № 2-2689/2023 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июня 2023 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,
при секретаре Зотовой М.О.,
с участием представителя истца Яковлева В.А.,
представителя ответчика Зиновьевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Окулова Александра Васильевича к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, администрации МО ГО «Воркута», Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о выдаче государственного жилищного сертификата,
у с т а н о в и л :
Окулов А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, администрации МО ГО «Воркута» об обязании выдать государственный жилищный сертификат за счёт средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов крайнего Севера с датой постановки на учет ** ** ** по категории «Инвалид с детства» на состав семьи из четырех человек, включая Окулову В.Д., ФИО2, ФИО3
К участию в деле в качестве соответчика по ходатайству стороны истца привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Окулова В.Д., ФИО2, ФИО3, ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России.
В судебном заседании Окулова А.В. на иске настаивал.
Представитель Минстрой Республики Коми иск не признала.
Иные лица участия в судебном заседании не приняли.
Представитель администрации МО ГО «Воркута» в представленном суду отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствии, иск не признал.
Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в представленном суду отзыве иск не признал. Представителем было заявлено ходатайство об обеспечении его личного участия в судебном заседании посредством сеанса видеоконференцсвязи на базе Тверского районного суда г. Москвы, проведение которого возможным не представилось по техническим причинам, связанным с графиком проведения сеансов видеоконференцсвязи в указанном суде. При этом само по себе право сторон на участие в рассмотрении дела посредством видеоконференцсвязи не является безусловным. Указанный ответчик не лишён был возможности обеспечить явку своего представителя в суд. В связи с чем, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
Представитель ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России» в представленном суду отзыве возражал против удовлетворения иска.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что Окулов А.В. родился ** ** **, с ** ** ** (бессрочно) ему установлена (повторно) ... группа инвалидности с детства.
С ** ** ** Окулов состоит в браке с Окуловой (ранее – Мухортова) В.Д.
В браке супругами Окуловыми рождены дети: ФИО2 (** ** **.) и ФИО3 (** ** **).
Окулов А.В., Окулова В.Д., ФИО2, ФИО3 сохраняют регистрацию по месту жительства по адресу: ....
Указанное жилое помещение принадлежит Окулову А.В. на праве собственности на основании договора купли-продажи от ** ** ** (запись в ЕГРН от ** ** **).
Окуловой В.Д. с ** ** ** до ** ** ** принадлежала ? доля в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: ... на основании договора передачи недвижимости от ** ** ** (в порядке приватизации).
С ** ** ** до ** ** ** указанная квартира находилась в единоличной собственности Окуловой В.Д. (оставшаяся ? доля праве приобреталась ею на основании договора дарения от ** ** **).
В соответствии с договором дарения от ** ** ** Окулова В.Д. подарила квартиру по адресу: ... ФИО7
** ** ** Окулов А.В. обратился в администрацию МО ГО «Воркута» с заявлением о включении его в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в ..., с составом семьи из четырёх человек, включая ФИО8 (отец), ФИО9 (мать).
Также ** ** ** Окулов А.В. обратился в администрацию МО ГО «Воркута» с заявлением (рапортом) о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством», по категории «граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера», с тем же составом семьи.
Указанные заявления Окулова А.В. были удовлетворены постановление администрации МО ГО «Воркута» от ** ** ** №....
Постановлением администрации МО ГО «Воркута» от ** ** ** ФИО9 и ФИО8 на основании их заявлений были исключены из состава семьи Окулова А.В., как состоящего на списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами ..., по категории «инвалиды».
** ** ** Окулов А.В. (в лице своего представителя) обратился администрацию МО ГО «Воркута» с заявлением (рапортом), в котором просил выдать ему государственный жилищный сертификат в рамках мероприятия по обеспечению жильём граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» для приобретения жилого помещения на территории ..., с составом семьи, включающим Окулову В.Д., ФИО2, ФИО3
При этом в заявлении (рапорте) было указано на совершение Окуловой В.Д. сделки об отчуждении жилого помещения по адресу: ....
Также ** ** ** представитель Окулова А.В., являющийся также представителем совершеннолетнего члена семьи истца – Окуловой В.Д., дал обязательство об освобождении и сдаче жилого помещения в муниципальную собственность. При этом в качестве адреса такого жилого помещения указано: ..., без указания на номер корпуса в адресе.
Окулов А.В., как житель ..., администрацией МО ГО «Воркута» был включён в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности» с составом семьи из четырех человек (Окулова А.В., Окуловой В.Д., ФИО3, ФИО2).
Пакет документов из учётного дела Окулова А.В. для получения государственного жилищного сертификата был направлен в Минстрой Республики Коми.
Письмом №... от ** ** ** Минстрой Республики Коми уведомил администрацию МО ГО «Воркута» и истца об отсутствии у истца права на получение государственного жилищного сертификата, поскольку Окулов А.В. родился после ** ** **, в связи с чем, не может считаться прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности до указанной даты. Также в обоснование принятого решения было указано на отсутствие в представленном в Минстрой Республики Коми пакете документов выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости жилого помещения по адресу: ... на дату заключения договора о его отчуждении и выписки из ЕГРН о содержании договора об отчуждении указанного жилого помещения, включая сведения о цене такого договора. Кроме того, было разъяснено о необходимости установления в судебном порядке проживания Окулова А.В. и членов его семьи в ..., поскольку из представленных документов усматриваются обстоятельства их проживания в ....
Полагая указанный вывод Минстроя Республики Коми не основанным на законе, истец ** ** ** обращался в суд с иском к Минстрою Республики Коми с требованием о признании за ним права на получение государственного жилищного сертификата за счёт средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с датой постановки на учёт ** ** ** по категории «Инвалид с детства» на состав семьи из четырех человек.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ** ** ** по гражданскому делу №..., вступавшим в законную силу ** ** **, исковые требования Окулова А.В. к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о признании права на получение государственного жилищного сертификата были оставлены без удовлетворения.
В обоснование принятого судом решения было указано на вступление ** ** ** в силу Федерального закона от 20.07.2020 № 228-ФЗ, которым были внесены изменения в ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», согласно которым право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 01.01.1992 и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. При этом законодателем была придана обратная сила положениям Федерального закона от 20.07.2020 № 228-ФЗ в части внесения изменений в ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ.
Также суд при принятии решения от ** ** ** исходил из того, что в иным категориям лиц, которые имеют право на получение жилищных субсидий в рамках Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, истец не относится. С учётом изложенного, суд пришёл к выводу об утрате истцом с ** ** ** права на получение жилищной субсидии в рамках указанного Закона.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 01.03.2022 № 9-П, принятом по обращению Окулова А.В., ст. 2 Федерального закона от 20.07.2020 № 228-ФЗ признана не соответствующей статьям 2, 7, 18, 40 (часть 3), 55 (часть 3) и 75.1 Конституции РФ в той мере, в какой придание ею обратной силы его ст. 1 рассматривается как основание для снятия инвалидов с детства, родившихся после ** ** ** в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и поставленных на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с такого учета или для отказа в выдаче им государственного жилищного сертификата в связи с рождением после ** ** **.
Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ** ** ** по заявлению Окулова А.В. решение суда от ** ** ** было отменено по новым обстоятельствам.
Вступившим в законную силу ** ** ** решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ** ** ** по гражданскому делу №... (прежний №...) было признано право Окулова А.В. на получение государственного жилищного сертификата за счёт средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с датой постановки на учёт ** ** ** по категории «Инвалид с детства» на состав семьи из четырех человек.
При этом судом также было установлено, что выезд истца и членов его семьи в ... носит временный и вынужденный характер.
Письмом от ** ** ** №... администрация МО ГО «Воркута» уведомила истца о том, что постановлением администрации МО ГО «Воркута» от ** ** ** №... он был включён в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, в датой постановки на учёт ** ** **, по категории «инвалиды с детства», с составом семьи четыре человека. Также истцу было разъяснено, что в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших своё участие в ведомственной целевой программе в планируемом году. Для включения в такой список гражданин – участник ведомственной целевой программы ежегодно в период с 01 января по 01 июля года, предшествующего планируемому, представляет в администрацию МО ГО «Воркута» заявление об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году.
Полагая, что имеются основания для выдачи ему государственного жилищного сертификата в настоящее время без соблюдения указанной процедуры, Окулов А.В. обратился с иском в суд.
Переселение жителей Республики Коми, состоящих на учете в органах местного самоуправления северных городов и районов за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ; основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (до ** ** **) и комплекса процессных мероприятий «Обеспечение деятельности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и реализации государственной политики в сфере строительства, жилищного обеспечения и жилищно-коммунального хозяйства» (с ** ** **) государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (с ** ** **), утверждёнными постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 (далее – Программа); утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Правила).
Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее – жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.
В силу положений ст. 4 указанного Закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений.
Статьёй 6 указанного Закона предусмотрено, что условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, которому и (или) членам семьи которого на праве собственности принадлежит жилое помещение без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В соответствии со ст. 8 указанного Закона распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на жилищные субсидии осуществляется в соответствии с методикой, разработанной Правительством Российской Федерации, и утверждается решением Правительства Российской Федерации.
Статьёй 10 указанного Закона предусмотрено, что порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.
Ответчиками не оспаривается право истца на получение жилищной субсидии в рамках указанного Закона. При этом ответчиками указано не невозможность обеспечения истца такой субсидией в 2023 году, поскольку истец не был включён на 2023 год в список граждан, подтвердивших своё участие в процессных мероприятиях, в связи с чем не имеется оснований для включения истца в список получателей государственных жилищных сертификатов на 2023 год. Федеральным бюджетом на 2023 год не было предусмотрено финансирование выплаты жилищной субсидии истцу. ** ** ** Окулов А.В. обратился в администрацию МО ГО «Воркута» с заявлением об участии в процессных мероприятиях в 2024 году. Сводные списки таких участников будут сформированы и утверждены до ** ** **. С учётом объёмом финансирования, которое будут предусмотрено федеральным бюджетом на 2024 год, участники процессных мероприятиях в 2024 году будут обеспечиваться жилищными субсидиями. Оснований для предоставления Окулову А.В. вне очереди в ** ** ** жилищной субсидией не имеется.
Кроме того, администрацией МО ГО «Воркута» и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ указано на то, что они не являются надлежащими ответчиками по делу, поскольку не являются лицами, осуществляющими выдачу государственных жилищных сертификатов.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее – сертификат) в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее соответственно – государственная программа, процессные мероприятия), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» установлены Правилами.
Согласно п. 2 Правил сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее – социальная выплата). Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.
В силу п. 3 сертификаты выпускаются ответственным исполнителем государственной программы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Форма сертификата и требования к его заполнению утверждаются ответственным исполнителем государственной программы.
В соответствии с п.п. «з» п. 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном Правилами, имеют граждане Российской Федерации, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Действовавшая в период с ** ** ** до ** ** ** редакция п. 6 Правил предусматривала, получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п. 5 Правил, и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном пунктами 19-21 Правил (далее – граждане - участники ведомственной целевой программы), которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.
Редакция указанной нормы, действующая с ** ** ** предусматривает, что получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п. 5 Правил, и признанные участниками процессных мероприятий в порядке, установленном пунктами 19-21 Правил (далее – граждане - участники процессных мероприятий), которые подтвердили свое участие в процессных мероприятиях в планируемом году.
Таким образом, действующее в настоящее время и действовавшее ранее правовое регулирование исключают возможности предоставления социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, гражданину, который не подтверждал своё участие в ведомственной целевой программе (в процессных мероприятиях) в планируемом году.
Окулов А.В. ни на 2022 год, ни на 2023 год не подтверждал своего участия в ведомственной целевой программе (в процессных мероприятиях). Им подтверждено такое участие на 2024 год.
Как таковое право Окулова А.В. на получение сертификата было установлено судом лишь при принятии решения от ** ** **. До этого такое право оспаривалось, в том числе по причине фактического выезда истца и членов его семьи за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Принятие судом решения от ** ** ** не исключает необходимости соблюдения порядка выдачи сертификатов, установленных Правилами.
Постановление Конституционного Суда РФ от 01.03.2022 № 9-П, которым была признана частично не соответствующей Конституции РФ ст. 2 Федерального закона от 20.07.2020 № 228-ФЗ, было опубликовано 04.03.2022 и вступило в законную силу с этой даты.
Таким образом, в соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» лишь с 04.03.2022 ст. 2 Федерального закона от 20.07.2020 № 228-ФЗ в той мере, в какой ею была придана обратная сила ст.1 этого закона, не подлежала применению.
Конституционный Суд РФ при принятии постановления от 01.03.2022 № 9-П не предусмотрел в порядке ст. 100 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ необходимости применения к Окулову А.В. специальных компенсаторных механизмов.
Таким образом, предоставление Окулову А.В. сертификата должно осуществляться в соответствии с общими правилами, то есть при условии подтверждения его участия в процессных мероприятиях в планируемом году), с учётом которого определяются объёмы средств федерального бюджета, выделяемых для предоставления гражданам сертификатов по данной льготе. Вмешательство суда общей юрисдикции в бюджетные правоотношения при этом недопустимо.
Кроме того, представителем Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ указано на то, что при подаче документов в ** ** ** Окуловым А.В. не было дано надлежащего обязательства о сдаче жилого помещения.
Действительно, как было указано выше, Окулову А.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: ....
При этом представителем Окулова А.В., являющимся также представителем Окуловой В.Д., ** ** ** было дано обязательство об освобождении и сдаче в муниципальную собственность жилого помещения жилого помещения по адресу: ..., а не жилого помещения по адресу: ....
С учётом вышеизложенного, законных оснований для удовлетворения заявленного истцом иска в настоящее время не имеется.
Руководствуясь ст.194 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Окулова Александра Васильевича (СНИЛС 102-210-910 71) к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми (ИНН 1101160228), администрации МО ГО «Воркута» (ИНН 1103023523), Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ИНН 7707780887) об обязании выдать государственный жилищный сертификат за счёт средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов крайнего Севера с датой постановки на учет ** ** ** по категории «Инвалид с детства» на состав семьи из четырех человек, включая Окулову Викторию Дмитриевну, ФИО2, ФИО3, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - Д.А. Паншин