УИД 11RS0001-01-2022-005874-93 Дело № 2-5295/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Чарковой Н.Н.,
при секретаре Исмаиловой Ш.А.,
с участием истца Глухенькой Т.Н.,
представителя ответчика Новосёловой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 15 июля 2022 года гражданское дело по иску Глухенькой Татьяны Николаевны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми о включении в северный стаж периодов отпуска по уходу за ребенком, перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Глухенькая Т.Н. обратилась в суд с учетом уточнений с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми (далее ОПФР по Республике Коми) о включении в стаж МКС периодов отпуска по уходу за ребенком с 01.08.1988 по 22.11.1989, с 27.12.1989 по 23.01.1990, перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, начиная с октября 2021 года.
Судебное заседание было начато 11.07.2022 и продолжено после перерыва 15.07.2022.
Истец на удовлетворении уточненных требований настаивала.
Представитель ответчика исковые требования не признала по доводам письменных возражений.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы настоящего дела, и оценив в совокупности все представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично.
Из материалов дела следует, что 18.10.2021 истец обратилась в ОПФР по Республике Коми с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Решением ОПФР по Республике Коми № ... истцу отказано в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренном частью 8 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» с учетом повышения, установленных частями 4, 5 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Согласно решению, Глухенькой Т.Н. установлен следующий стаж: страховой стаж, исчисленный в календарном порядке – 29 лет 7 месяцев 28 дней; стаж работы в МКС – 17 лет 1 месяц 26 дней, стаж работы в РКС – 11 месяцев 10 дней, стаж работы в РКС с учетом МКС – 13 лет 9 месяцев 22 дня.
В стаж работы в МКС не включены периоды отпуска по уходу за детьми с 01.08.1988 по 22.11.1989, с 27.12.1989 по 23.01.1990: период военной службы с 01.01.2006 по 03.03.2016.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости.
Часть 6 статьи 17 Федерального закона устанавливает, что лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с ч. 8 ст. 18 Федерального закона в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Доводы ответчика о том, что действующим законодательством не предусмотрено засчитывать отпуска по уходу за ребенком в стаж работы в районах Крайнего Севера, в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера для установления повышенного размера фиксированный выплаты, судом не принимаются.
До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 Кодекса законов о труде РСФСР предусматривала включение в специальный трудовой стаж периодов нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком. С принятием указанного закона, вступившего в законную силу 06 октября 1992 г. период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в специальный трудовой стаж.
В соответствии с п. 7 Разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижениями им возраста трех лет», утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. № 23/24-11, время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и стаж работы по специальности и вознаграждения за годовые результаты работы предприятия; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Согласно пункту 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, истец в соответствии с ранее действовавшим законодательством имела право на включение периода отпуска по уходу за ребенком во все виды стажей, в связи с этим такой же порядок исчисления стажа в отношении нее должен сохраниться.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о зачете в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 01.08.1988 по 22.11.1989, с 27.12.1989 по 23.01.1990 для определения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
С доводами ответчика о том, что нахождение в отпуске по уходу за ребенком дает право на досрочное назначение пенсии, а не повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии согласиться нельзя.
Для исчисления стажа в целях установления и перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на основании части 5 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» должен применяться тот же порядок, который применяется для назначения пенсии за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в самом Законе отсутствуют какие-либо положения относительно различного исчисления стажа при оценке права на досрочное назначение страховой пенсии и права на получение повышенной фиксированной выплаты.
В связи с тем, что действовавшее во время нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком законодательство предусматривало включение указанного периода в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, то при исчислении и подтверждении стажа истца должен применяться порядок, который действовал ранее. Такой же порядок исчисления стажа в отношении нее должен сохраниться и при разрешении вопроса о праве на получение повышенной фиксированной выплаты.
Пенсионный орган должен применять единообразный порядок исчисления стажа работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, как при определении права истца на досрочное назначение пенсии по старости, так и при определении ее права на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости.
Частью 2 статьи 23 Федерального закона «О страховых пенсиях» заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Как следует из пояснений представителя ответчика, с учетом включения спорных периодов в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, необходимый стаж работы 15 лет в РКС определяется у истца на 30.12.2021, соответственно при обращении истца в ПФР с заявлением на перерасчет 31.12.2021, перерасчет был бы произваеден с 01.01.2022.
С учетом изложенного, перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости следует произвести с 01.01.2022.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Глухенькой Татьяны Николаевны (...) к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми (ИНН 1101471400) удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми включить в стаж работы Глухенькой Татьяны Николаевны в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период с 01.08.1988 по 22.11.1989, с 27.12.1989 по 23.01.1990 для определения права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми произвести Глухенькой Татьяне Николаевне перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 01.01.2022.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий- Н.Н. Чаркова
Мотивированное решение составлено 18 июля 2022 года.