Дело № 2-266/2022
УИД: 81RS0005-01-2022-000482-48
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2022 года п. Гайны
Гайнский районный суд Пермского края в составе председательствующего Грибановой Н.П., при секретаре судебного заседания Еловиковой О.А.,
с участием представителя истца заместителя прокурора Гайнского района
Вавилина А.В.,
представителя ответчика администрации Гайнского муниципального округа Пермского края Якимова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Гайнского районного суда гражданское дело по иску прокурора Гайнского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гайнского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации,
установил:
Прокурор Гайнского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Гайнского муниципального округа о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации.
В обоснование иска указано, что прокуратурой <адрес> по обращению ФИО4 проведена проверка исполнения администрацией Гайнского муниципального округа законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, в ходе проведения которой установлено, что администрацией Гайнского муниципального округа не зарегистрировано право собственности на земельный участок, на котором расположена автомобильная дорога по <адрес>; земельный участок по указанной автомобильной дороге на кадастровый учет не поставлен; оценка технического состояния данной автомобильной дороги от <адрес> до <адрес> по указанной улице в период с 2020 года по 2022 год не проводилась; на проезжей части автомобильной дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес> протяженностью 230 м имеются дефекты в виде выбоин, ям, просадок, застоя воды; на автомобильной дороге отсутствуют тротуары; на пересечениях <адрес> отсутствуют дорожные знаки 2.1 «Главная дорога», ширина полосы автомобильной дороги составляет от 3,57м до 3,83 м, при норме не менее 4,5 м. ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> главе администрации Гайнского муниципального округа внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, по результатам рассмотрения которого установлено что нарушения не устранены. Неисполнение законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности и о законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения влечет нарушение прав граждан на обеспечение безопасности дорожного движения, может привести к негативным последствиям для неопределенного круга лиц, в связи с чем, прокурор просит суд обязать администрацию Гайнского муниципального округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить постановку на кадастровый учет автомобильной дороги по <адрес>; произвести капитальный ремонт автомобильной дороги от <адрес> до <адрес>, привести ее в соответствие с вышеуказанными требованиями; произвести оценку технического состояния автомобильной дороги по <адрес>.
Представитель истца в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить по основаниям, указанным в иске, с учетом уточненных исковых требований, в соответствии с которыми просил в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязать администрацию Гайнского муниципального округа зарегистрировать право собственности на земельный участок под автомобильной дорогой по <адрес> в <адрес>; произвести капитальный ремонт автомобильной дороги по <адрес> в <адрес> в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 от <адрес> до <адрес> протяженностью 230м путем устранения дефектов в виде колейности, выбоин, просадок и устранения застоя воды на проезжей части; произвести оценку технического состояния автомобильной дороги по <адрес> в <адрес>; обеспечить ширину полосы движения по <адрес> в <адрес> в соответствии с ГОСТ Р 52398-2005 от <адрес> до <адрес> протяженностью 230м.
Представитель ответчика в судебном заседании не оспаривая наличие указанных нарушений, с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что автомобильная дорога по <адрес> в <адрес> находится в пределах населенного пункта в <адрес>, состоит в реестре муниципального имущества, вместе с тем, в указанный с иске срок устранить нарушения невозможно из-за отсутствия бюджетных денежных средств.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В статье 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Как следует из ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ), предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог осуществляется в соответствии с земельным законодательством и настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения автомобильных дорог; 2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; 3) установления полос отвода автомобильных дорог (часть 3).
В силу части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В нарушение указанных норм законодательства, администрацией Гайнского муниципального округа право собственности на земельный участок, на котором расположена автомобильная дорога по <адрес>, не зарегистрировано, указанный земельный участок на кадастровый учет не поставлен.
В силу ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 14, подп. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Исходя из приведенных норм права, бремя финансирования всех мероприятий по содержанию дорожной деятельности, в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено на муниципальное образование и осуществляется за счет принимаемого с этой целью бюджета округа.
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (ч.2). К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (ч.3).
Согласно ч. 10 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Согласно ч. 13 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.
В соответствии с ч. 17 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, к обычным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, не указанные в частях 14 - 16 настоящей статьи. Обычные автомобильные дороги могут иметь одну или несколько проезжих частей.
Согласно ч. 18 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 2 Постановления Правительства РФ от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» (вместе с «Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог»), автомобильные дороги по условиям движения и доступа к ним разделяются на следующие классы: а) автомагистраль; б) скоростная автомобильная дорога; в) обычная автомобильная дорога (не скоростная автомобильная дорога).
Отнесение автомобильной дороги к соответствующему классу осуществляется в соответствии с критериями, установленными статьей 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ч.3).
Для автомобильной дороги класса «обычная автомобильная дорога (не скоростная автомобильная дорога)» могут устанавливаться IВ, II, III, IV и V категории.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог (части 1 и 10 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ).
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в п. 7 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ.
Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (часть 2).
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (часть 4).
В силу п. 2 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2020 года № 288, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации.
Оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог (далее - обследование). Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог (п. 3).
При оценке технического состояния автомобильных дорог осуществляются следующие виды обследования:
1) первичное обследование, которое проводится один раз в 3 - 5 лет со дня проведения первичного обследования;
2) повторное обследование, которое проводится ежегодно (в год проведения первичного обследования повторное обследование не проводится);
3) приемочное обследование, которое проводится при вводе автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) в эксплуатацию после строительства или реконструкции и завершении капитального ремонта или ремонта автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) (п.4).
Администрацией Гайнского муниципального округа, в нарушение указанных норм законодательства оценка технического состояния автомобильной дороги по <адрес> в период 2020-2022 гг. не проводилась и не проведена до настоящего времени, что не оспаривалось представителем ответчика и подтверждается ответом и.о. главы администрации Гайнского муниципального округа на запрос прокурора (л.д.23).
Обязанность по организации ежегодной оценки технического состояния автомобильных дорог на территории муниципального образования Гайнский муниципальный округ возложена на администрацию данного округа, которой работа по ежегодной оценки технического состояния автомобильных дорог не проводится, в связи с чем, разрешая заявленные требования, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения обязанности на ответчика провести оценку технического состояния спорной автомобильной дороги.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Из п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ следует, что к элементам обустройства автомобильных дорог отнесены объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, а также пешеходные дорожки.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.
В соответствии с п. 11.16 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (вместе с «ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог») при проектировании автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты, должны предусматриваться пешеходные дорожки или тротуары, а при необходимости и велосипедные дорожки.
Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст «Об утверждении национального стандарта», утвержден ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
В силу п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. Пешеходные дорожки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и ГОСТ 33150.
Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны (п. 4.5.1.3).
В соответствии с п. 4.5.1.4 ГОСТ Р 52766-2007 пешеходные дорожки располагают за пределами земляного полотна.
Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее ГОСТ Р 50597-2017). Настоящий стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно пунктов 4.1, 4.2 ГОСТ Р 50597-2017, выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц.
В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
В соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3 ГОСТа Р 50597-2017, либо при глубине колеи более 5 см осуществляется капитальный ремонт дорог и улиц.
В соответствии с п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017, дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения. Опоры дорожных знаков на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32948.
Согласно п. 5 ГОСТ Р 52398-2005 «Национальный стандарт Российской Федерации. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования», утвержденного и введенного в действие приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, ширина полосы движения автомобильной дороги должна составлять не менее 4,5 м.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Гайнского района обратился житель <адрес> ФИО4, указав на неудовлетворительное состояние автомобильной дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес> (л.д.13).
ДД.ММ.ГГГГ по указанному сообщению прокуратурой Гайнского района проведена проверка исполнения администрацией Гайнского муниципального округа законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации.
В ходе обследования эксплуатационного состояния автомобильной дороги от <адрес> до <адрес> выявлены нарушения при содержании автомобильной дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, а именно, на обследуемом участке автомобильной дороги имеются просадки, выбоины, колеи глубиной от 5 до 20 см, отсутствует система водоотведения; кроме того, право собственности на земельный участок, на котором расположена автомобильная дорога по <адрес> администрацией Гайнского муниципального округа не зарегистрировано, земельный участок по указанной автомобильной дороге на кадастровый учет не поставлен, оценка технического состояния автомобильной дороги по <адрес> не проводилась, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> главе администрации Гайнского муниципального округа внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, из ответа от ДД.ММ.ГГГГ на представление следует, что в настоящее время проезжая часть автомобильной дороги до <адрес> приведена в удовлетворительное состояние путем грейдирования дорожного полотна; ремонт дороги включен в накопительный план ремонтов автомобильных дорог на 2024-2025 гг.; постановка данного земельного участка на кадастровый учет запланирована на 2023-2024 годы (л.д. 40).
Судом также установлено, что собственником автомобильной дороги, расположенной в <адрес>, протяженностью 1444,89 м, является администрация Гайнского муниципального округа (согласно выписки из реестра муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 24).
Земельный участок по адресу: <адрес> на кадастровом учете не состоит.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства судом установлено, что спорная дорога расположена в пределах населенного пункта, расположена на землях категории – земли населенных пунктов, находится в зоне застройки жилыми домами, является эксплуатируемой населением, уполномоченным и обязанным лицом по осуществлению мероприятий по обустройству проезжей части автомобильных дорог и тротуаров на территории муниципального образования «Гайнский муниципальный округ» является администрация Гайнского муниципального округа.
Автомобильная дорога, расположенная по <адрес> в <адрес> является имуществом, необходимым для решения вопросов местного значения в сфере содержания автомобильных дорог, то есть, земельный участок под указанным объектом должен находиться в собственности муниципального образования.
Земельный участок под указанной автомобильной дорогой обеспечивает возможность органов местного самоуправления Гайнского муниципального округа в полной мере осуществлять как дорожную деятельность на территории муниципального образования, так и решать другие вопросы местного значения, связанные с обслуживанием объектов улично-дорожной сети.
Непринятие мер к оформлению в муниципальную собственность земельного участка под дорогой общего пользования по <адрес>, приводит к невозможности органа местного самоуправления осуществлять в пределах своих полномочий владение, пользование, распоряжение земельным участком, дорожную деятельность, к отсутствию контроля за состоянием земельного участка, и как следствие, к его ухудшению.
Отсутствие надлежащего оформления права собственности на земельный участок под указанной автомобильной дорогой, включающей в себя земельные участки в границах полос отвода автомобильной дороги и расположенные на ней конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) в пределах границ муниципального образования, предназначенных для использования неопределенным кругом лиц, может повлечь занятие этих участков, предназначенных для эксплуатации автомобильных дорог, иными лицами, а также создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства, препятствием к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а также к нарушению прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их интересов путем предупреждения возникающих в связи с ненадлежащим состоянием дорог дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Отсутствие установленных границ земельного участка, занятого автомобильной дорогой, не проведение его межевания, отсутствия государственного кадастрового учета и регистрации в установленном порядке, приводит к обезличиванию данного земельного участка и как следствие -автомобильной дороги, что может затруднить осуществление прав собственника муниципального образования в отношении автомобильной дороги и занятого ею земельного участка.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суд приходит к выводу о наличии у ответчика в силу закона обязанности регистрации права муниципальной собственности на земельный участок под автомобильной дорогой общего пользования местного значения, расположенной по адресу: <адрес>.
Принимая во внимание, что обязанность по осуществлению мероприятий по обустройству проезжей части автомобильной дороги, тротуаров вдоль автомобильных дорог местного значения в границах <адрес> возложена на ответчика – администрацию Гайнского муниципального округа, суд приходит к выводу, что ответчик незаконно бездействует в решении вопроса по производству капитального ремонта автомобильной дороги, обустройству тротуара, водоотводных канав, дорожных знаков.
Наличие на проезжей части автомобильной дороги дефектов и иных повреждений, отсутствие тротуара на указанном участке автомобильной дороги, водоотводных канав, дорожных знаков нарушает права граждан на безопасное передвижение на данном участке дороги, создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Учитывая, что указанные нарушения оказывают значительное влияние на безопасность дорожного движения, а также нарушают право лиц на безопасность их жизни и здоровья ввиду возможности создания такой опасности, принимая во внимание, что необходимость соблюдения указанных требований закона обусловлена целями безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, руководствуясь вышеуказанными нормами закона, учитывая установленные обстоятельства, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Предъявление прокурором рассматриваемых требований в порядке ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту неопределенного круга лиц является правомерным, поскольку допущенные нарушения являются общественно значимыми.
При этом суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика о невозможности устранения указанных нарушений из-за недостаточности финансовых средств в бюджете муниципального образования, поскольку действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению безопасности дорожного движения с их финансовыми возможностями, отсутствие или нехватка денежных средств в местном бюджете не освобождает орган местного самоуправления от исполнения обязательств по решению вопроса местного значения, связанного с созданием условий для обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок исполнения для устранения указанных нарушений, суд определяет до ДД.ММ.ГГГГ, как заявлено истцом, поскольку, по мнению суда, данный срок достаточен для исполнения вышеизложенных обязанностей, ответчик доказательств не возможности исполнения указанных обязанностей суду не представил, вопреки доводам представителя ответчика, указанный срок для исполнения решения суда является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Кроме того, ответчик в соответствии со ст. 203 ГПК РФ при возникновении объективных причин невозможности исполнения судебного акта в установленный срок вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, представив доказательства в обоснование своих доводов.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Гайнского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гайнского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, удовлетворить.
Обязать администрацию Гайнского муниципального округа Пермского края в срок до 31.12.2023 года:
- зарегистрировать право собственности на земельный участок под автомобильной дорогой по <адрес> в <адрес>;
- произвести капитальный ремонт автомобильной дороги по <адрес> в <адрес> в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 от <адрес> до <адрес> протяженностью 230м путем устранения дефектов в виде колейности, выбоин, просадок и устранения застоя воды на проезжей части;
- произвести оценку технического состояния автомобильной дороги по <адрес> в <адрес> края;
-обеспечить ширину полосы движения по <адрес> в <адрес> края в соответствии с ГОСТ Р 52398-2005 от <адрес> до <адрес> протяженностью 230м.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гайнский районный суд Пермского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2022 года.
Судья (подпись)
Копия верна
Судья Н.П. Грибанова