№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2022 года <адрес>
Сунженский районный суд Республики Ингушетия в составе председательствующего Ярыгина Л.И.,
при секретарях судебного заседания ФИО6, Мухлоеве А-А.Д., с участием истца ФИО10 А-Х.И., ФИО4 ответчика ФИО4 <адрес> РИ – ФИО7-А., ФИО8, действующих на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО10 Абу-Хана Исламовича к ФИО4 <адрес> РИ об обязании включить в сводный список детей-сирот, имеющих право на получение жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО10 А-Х.И., обратился в суд с исковым заявлением к ФИО4 <адрес> РИ об обязании включить в сводный список детей-сирот, имеющих право на получение жилого помещения.
Из искового заявления следует, что отец истца, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем Сунженским отделом ГС ЗАГС РИ ДД.ММ.ГГГГ составлена актовая запись о смерти № и выдано свидетельство о смерти серии 1-РГ №. На момент смерти отца истцу было 9 лет. Постановлением ФИО4 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № над истцом учреждено попечительство. Попечителем был назначен его дядя по отцовской линии ФИО2, с которым он фактически проживал со дня смерти отца. Основанием для учреждения попечительства над несовершеннолетним лицом послужило смерть отца - ФИО1 и фактическое отсутствие попечения со стороны матери- ФИО3, длительное время. Впоследствии 17.02.2016г. ФИО3 написала нотариально удостоверенное согласие на воспитание несовершеннолетнего сына - ФИО10 А-Х.И. его дядей ФИО2, который на тот момент уже два с половиной года являлся моим попечителем. В связи с указанными обстоятельствами истец обратился в ФИО4 муниципального района о включении меня в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. Однако согласно ответу ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ во включении в сводный список истцу отказано по основании назначения в отношении него попечительства без денежного содержания. Просит обязать ответчика включить себя в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья по договору социального найма, в рамках программы по обеспечению жильем лиц, указанной категории в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В судебном заседании истец поддержал исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме.
ФИО4 <адрес> РИ – ФИО7-А., ФИО8, в судебном заседании поддержали исковые требования, и считали возможным включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья по договору социального найма, в рамках программы по обеспечению жильем лиц, указанной категории в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
На судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований Министерство образования и науке <адрес>, не явились, будучи надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах, с учетом надлежащего извещения, суд счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу. В связи с чем, судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся лиц.
Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения участников судебного разбирательства, изучив и оценив представленные доказательства, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Согласно п. 8 данной статьи Закона установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с абз. 2 и 3 п. 1 данной статьи Закона жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Из материалов дела усматривается, что согласно свидетельству о рождении I-АК № следует, что родителями ФИО10 А-Х.И.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО1 и ФИО3
Отец истца, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем Сунженским отделом ГС ЗАГС РИ ДД.ММ.ГГГГ составлена актовая запись о смерти № и выдано свидетельство о смерти серии I -РГ №. На момент смерти отца истцу было 9 лет.
Постановлением ФИО4 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № над истцом учреждено попечительство. Попечителем был назначен его дядя по отцовской линии ФИО5, с которым он фактически проживал со дня смерти отца.
Основанием для учреждения попечительства над несовершеннолетним лицом послужило смерть отца - ФИО1 и фактическое отсутствие попечения со стороны матери - ФИО3, длительное время. Впоследствии 17.02.2016г. ФИО3 написала нотариально удостоверенное согласие на воспитание несовершеннолетнего сына - ФИО10 А-Х.И. его дядей ФИО2, который на тот момент уже два с половиной года являлся его попечителем.
В связи с указанными обстоятельствами истец обратился в ФИО4 муниципального района о включении его в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. Однако согласно ответу ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ во включении в сводный список истцу отказано по основании назначения в отношении него попечительства без денежного содержания.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Так согласно представленному истцом Уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ № в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация на имевшиеся или имеющиеся у ФИО10 Абу-Хана Исламовича, ДД.ММ.ГГГГ г.р. объектов недвижимости на территории Российской Федерации.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Так, согласно статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
Судом установлено, что ФИО10 А-Х.И., в связи с фактическим отсутствием попечения со стороны единственного родителя, постановлением ФИО4 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № признан оставшимся без попечения родителей и над ним учреждено попечительство.
Согласно абзацу 2 статьи 1 Настоящего федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно абзацу 8 статьи 1 Настоящего закона полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения - предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также бесплатное оказание медицинской помощи до завершения обучения по указанным образовательным программам;
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Следовательно, ФИО4 <адрес> в лице органа опеки и попечительства была обязана, как уполномоченный орган власти включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что отказ ФИО4 <адрес> ФИО10 А-Х.И., о постановке на учет для обеспечения жильем согласно № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в связи с тем, что в отношении него назначено попечительство без денежного содержания является незаконным, не соответствующим действующим нормам Российского законодательства.
Исходя из пункта 6 части 1 статьи 16 и статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством является вопросом местного значения, для решения которого в собственности городского округа может находиться жилищный фонд социального использования.
При таких условиях, требования истца о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО10 Абу-Хана Исламовича к ФИО4 <адрес> РИ об обязании включить в сводный список детей-сирот, имеющих право на получение жилого помещения - удовлетворить.
Обязать ФИО4 муниципального района Республики Ингушетия включить ФИО10 Абу-Хана Исламовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт серии 2619 №, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья по договору социального найма, в рамках программы по обеспечению жильем лиц, указанной категории в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его вынесения, через Сунженский районный суд Республики Ингушетия.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна:
Судья
ФИО4 районного суда РИ Л.И. Ярыгин
Поступило | ДД.ММ.ГГГГ |
Принято к производству | ДД.ММ.ГГГГ |
Назначено | ДД.ММ.ГГГГ |
Начато рассмотрение | ДД.ММ.ГГГГ |
Рассмотрено | ДД.ММ.ГГГГ |
Срок рассмотрения | 1 месяц 17 дней |
Строка | 26 |