Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-246/2022 ~ М-178/2022 от 25.03.2022

Гр. дело № 2-246/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 мая 2022 года                  пос. Оричи     Кировской области    

    Оричевский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Капустей И.С.,

при секретаре Жвакиной Т.И.,

с участием: помощника прокурора Оричевского района Кировской области Дудникова И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Оричевского района к муниципальному образованию Стрижевское городское поселение в лице администрации Стрижевского городского поселения Оричевского района Кировской области о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации права на недвижимое имущество – объект теплоснабжения,

установил:

Прокурор Оричевского района обратился в суд с иском к муниципальному образованию Стрижевское городское поселение в лице администрации Стрижевского городского поселения Оричевского района Кировской области о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации права на недвижимое имущество – объект теплоснабжения.

Заявленные требования прокурор мотивирует тем, что прокуратурой Оричевского района в ходе проведения анализа соблюдения законодательства о распоряжении муниципальным имуществом в деятельности муниципального образования Стрижевское городское поселение в лице администрации Стрижевского городского поселения Оричевского района Кировской области выявлено бездействие ответчика, нарушающее права неопределенного круга лиц. В собственности указанного муниципального образования имеется объект, не зарегистрированный в установленном порядке: объект теплоснабжения – здание теплового пункта в пгт. Стрижи, расположенного по адресу: Кировская область, Оричевский район, пгт. Стрижи, ул. Комсомольская, д. 19.

25.08.2020 года между муниципальным образованием Стрижевское городское поселение в лице администрации Стрижевского городского поселения Оричевского района Кировской области и ООО «ТеплоЭнергоСервис» заключен договор аренды муниципального имущества, в том числе на объект теплоснабжения - здание теплового пункта в пгт. Стрижи, расположенного по адресу: Кировская область, Оричевский район, пгт. Стрижи, ул. Комсомольская, д. 19.

В силу норм законодательства данный объект в обязательном порядке подлежит передаче в концессию для соблюдения целей и задач, предусмотренных законодательством о концессионных соглашениях.

Поскольку права собственности на данный объект в установленном законом порядке не зарегистрированы, передать их по концессионному соглашению невозможно.

Указанные факты ставят под угрозу права неопределенного круга лиц, поскольку непередача данного социально-значимого объекта может повлечь за собой ухудшение качества предоставляемых коммунальных услуг, а отсутствие модернизации и улучшения - к возникновению негативных последствий, выразившихся в износе, авариях и как следствие прекращению оказания услуг населению, а также объектам социальной инфраструктуры на неопределенный срок.

После уточнения исковых требований (л.д. 69-71) просит суд: возложить на муниципальное образование Стрижевское городское поселение в лице администрации Стрижевского городского поселения Оричевского района Кировской области обязанность обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества объекта теплоснабжения - здание теплового пункта в пгт. Стрижи, расположенного по адресу: Кировская область, Оричевский район, пгт. Стрижи, ул. Комсомольская, д. 19; возложить на муниципальное образование Стрижевское городское поселение в лице администрации Стрижевского городского поселения Оричевского района Кировской области обязанность обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на кадастровый учет объекта теплоснабжения - здание теплового пункта в пгт. Стрижи, расположенного по адресу: Кировская область, Оричевский район, пгт. Стрижи, ул. Комсомольская, д. 19. С указанными заявлениями обратиться одновременно.

В судебном заседании помощник прокурора Оричевского района Кировской области Дудников И.А. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика муниципального образования Стрижевское городское поселение в лице администрации Стрижевского городского поселения Оричевского района Кировской области Шабардина С.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. (л.д.78)

Представитель третьего лица ООО «ТеплоЭнергоСервис», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. (л.д.77)

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на иск представитель по доверенности Замятина Е.В. указала, что согласно ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей регламентирован Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее - Порядок). Согласно пункту 3 Порядка, в случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в ЕГРН, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом. Администрация обязана будет обратиться одновременно как с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет, так с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей. Просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления. (л.д. 60-61)

Заслушав помощника прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Частью ч. 3 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно- технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).    

Целями законодательства о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям (ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ)).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ, по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту),    осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ, объектами концессионного соглашения являются в том числе объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Частями 2, 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 3 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

Согласно п. 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.

Исходя из п.1 ч. 2 ст.8 Федерального закона № 115-ФЗ одной из обязанностей концессионера является создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения в установленные концессионным соглашением сроки.

25.08.2020 года между муниципальным образованием Стрижевское городское поселение в лице администрации Стрижевского городского поселения Оричевского района Кировской области (арендодатель) и ООО «ТеплоЭнергоСервис» (арендатор) для оказания услуг по теплоснабжению был заключен договор аренды муниципального имущества – имущественного комплекса, состоящего из: тепловых сетей в п. Стрижи, протяженностью 1020 м., кадастровый номер: 43:24:000000:165, назначение: инженерные сети; тепловых сетей протяженностью 16756 м., кадастровый номер: 43:24:000000:455, назначение: сооружение коммунального хозяйства; здания теплового пункта в пгт Стрижи. Указанные объекты находятся в муниципальной собственности поселения. (л.д. 9-11, 12, 19, 20)

24.08.2021 года прокуратурой Оричевского района в адрес главы Стрижевского городского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства о распоряжении муниципальным имуществом, согласно которому в ходе проверки установлено, что объекты водоснабжения, имеющиеся в собственности поселения, по концессионным соглашениям не переданы, конкурсы на право заключения концессионного соглашения не проводились. Объекты закреплены путем подписания договора на оказание услуг от 16.11.2020 с ООО «УЮТ», фактически являющегося договором аренды муниципального имущества, что не соответствует требованиям законодательства. Постановление администрации от 20.03.2020 № 89 (в редакции постановления администрации поселения от 30.07.2021 № 89) не содержит полного перечня имущества, подлежащего передаче по концессионному соглашению. (л.д. 13-15)

Как следует из ответа администрации Стрижевского городского поселения на вышеуказанное представление прокуратуры Оричевского района от 23.09.2021 года, администрацией поселения ведется работа по заключению концессионного соглашения. Все объекты водоотведения в 2021 году поставлены на кадастровый учет и оформлены в собственность, проведено их техническое обследование. (л.д. 16-17, 18)

По информации администрации Стрижевского городского поселения от 22.03.2022 года, направленной в прокуратуру Оричевского района, на указанную дату по договору аренды муниципального имущества от 17.11.2021 года с ООО «Водоканал» все имущество стоит на кадастровом учете. По договору аренды муниципального имущества от 25.08.2020 года с ООО «ТеплоЭнергоСервис» здание теплового пункта по адресу: пгт Стрижи, ул. Комсомольская, д. 19 не стоит на кадастровом учете. По договору аренды муниципального имущества от 01.11.2021 года с ООО «Коммунальные сети» все имущество стоит на кадастровом учете. (л.д. 21)

В судебном заседании установлено, что здание теплового пункта в пгт. Стрижи, расположенное по адресу: Кировская область, Оричевский район, пгт. Стрижи, ул. Комсомольская, д. 19, на государственном кадастровом учете в Управлении Росреестра по Кировской области не состоит, а также не состоит на учёте, как объект бесхозяйного имущества. Организация теплоснабжения в населенном пункте включает в себя весь комплекс мер, в том числе, надлежащий учет объектов системы теплоснабжения, оформление права собственности и несение бремени их содержания. Таким образом, исковые требования прокурора Оричевского района Кировской области подлежат удовлетворению.                    

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Оричевского района Кировской области удовлетворить.

Возложить обязанность на муниципальное образование Стрижевское городское поселение Оричевского района Кировской области в лице администрации Стрижевского городского поселения Оричевского района Кировской области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области с заявлением о постановке объекта теплоснабжения - здание теплового пункта в пгт. Стрижи, расположенного по адресу: Кировская область, Оричевский район, пгт. Стрижи, ул. Комсомольская, д. 19, на государственный кадастровый учет и с заявлением о постановке объекта теплоснабжения - здание теплового пункта в пгт. Стрижи, расположенного по адресу: Кировская область, Оричевский район, пгт. Стрижи, ул. Комсомольская, д. 19, на учёт, как объекта бесхозяйного имущества.

Решение является основанием для подготовки технического плана на объект теплоснабжения- здание теплового пункта в пгт. Стрижи.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Оричевский районный суд.

Председательствующий                     И.С. Капустей

Мотивированное решение изготовлено 26.05.2022г.

2-246/2022 ~ М-178/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Оричевского района Кировской области
Ответчики
МО Стрижевское городское поселение Оричевского района Кировской области
Другие
Управление Росреестра по Кировской области
ООО "ТеплоЭнергоСервис"
Суд
Оричевский районный суд Кировской области
Судья
Капустей Ирина Сергеевна
Дело на сайте суда
orichevsky--kir.sudrf.ru
25.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2022Передача материалов судье
28.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.04.2022Судебное заседание
19.05.2022Судебное заседание
26.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее