91RS0012-01-2023-005808-52
дело № 2-3552/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2023 года город Керчь
Керченский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи – Сафонцевой Ю.А.,
при секретаре – Лебединской А.А.,
с участием: старшего помощника прокурора <адрес> ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда <адрес> гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> Республики Крым в интересах ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, третье лицо: отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> об установлении факта работы в тылу в период Великой Отечественной войны,
УСТАНОВИЛ:
В ноябре 2023 года заместитель прокурора <адрес> Республики Крым в интересах ФИО1 обратился в Керченский городской суд Республики Крым с иском к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, в котором просит установить факт работы ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в тылу в период Великой Отечественной войны с 1942 года по 1946 год включительно разнорабочей в колхозе «Завет Ильича» не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях ФИО2.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> Республики Крым по обращению ФИО1 проведена проверка по вопросу установления факта работы в тылу в период Второй мировой войны и защиты её социальных прав. В ходе проверки установлено, что ФИО1 состоит на учете в департаменте труда и социальной защиты населения администрации <адрес> по категории «граждане из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны было не менее 18 лет», ей выплачивается денежная выплата к 9 Мая в размере 1 000 рублей, однако, статус её как лица, проработавшего в тылу в период Великой Отечественной войны не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях ФИО2, не подтвержден. Получить во внесудебном порядке какие-либо иные документы, подтверждающие работу ФИО1 в тылу в период Великой Отечественной войны не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях ФИО2 не представляется возможным, что послужило основанием для обращения в суд с вышеназванными требованиями.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству определением судьи Керченского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено: Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (л.д. 91).
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Республики Крым ФИО4 заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
В судебное заседание ответчик Министерство труда и социальной защиты Республики Крым явку представителя не обеспечил о дне, времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом, от представителя, действующей на основании доверенности ФИО5 в адрес Керченского городского суда Республики Крым поступили письменные пояснения на заявленные требования, из содержания которых следует, что вопрос по заявленным требованиям оставляют на усмотрение суда, гражданское дело просят рассматривать без участия представителя. Дополнительно указано, что в Министерство, заявление ФИО1 о предоставлении ей государственной услуги по выдаче удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, с приложением необходимых для оказания услуги документов в порядке, установленном административным регламентом предоставления государственной услуги не поступало, документами, подтверждающими факт работы ФИО1 в годы Великой Отечественной войны, не располагают (л.д. 99-103).
В судебное заседание третье лицо Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> явку представителя не обеспечил, о дне, времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом, от представителя, действующей на основании доверенности ФИО6 в адрес Керченского городского суда Республики Крым поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 106, 107).
Исходя из приведенных обстоятельств и руководствуясь нормами ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд рассматривает гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения старшего помощника прокурора <адрес> ФИО4, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствие со ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении:1) родственных отношений; 2) факта нахождения на иждивении; 3) факта регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти; 4) факта признания отцовства; 5) факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении; 6) факта владения и пользования недвижимым имуществом; 7) факта несчастного случая; 8) факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти; 9) факта принятия наследства и места открытия наследства; 10) других имеющих юридическое значение фактов.
В силу ст. 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в прокуратуру <адрес> Республики Крым с заявлением об оказании содействия в установлении в судебном порядке статуса ветерана Великой Отечественной войны, ввиду нахождения в материалах пенсионного дела соответствующих сведений (л.д. 4).
Прокуратурой <адрес> Республики Крым на основании обращения ФИО1 проведена проверка соблюдения социальных прав заявителя.
В соответствии с письмом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым №.1-25/4-9717 от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокуратуры <адрес> Республики Крым разъяснено, что в Министерство, заявлений ФИО1 о предоставлении ей государственной услуги по выдаче удостоверения ветерана Великой Отечественной войны с приложением необходимых для оказания услуги документов в порядке, установленном административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, утвержденным приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №, не поступало, равно как и не поступало обращений по вопросу установления статуса ветерана Великой Отечественной войны в соответствии с законодательством Российской Федерации, документами, подтверждающими факт работы в тылу в годы Великой Отечественной войны, Министерство также не располагает (л.д. 6).
Гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются, в том числе лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
В силу ст. 9 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Как следует из положений ст. 20 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 28 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 года № 1122 утверждена Инструкция «О порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветерана Великой Отечественной войны» (далее Инструкция от 5 октября 1999 года), в соответствии с п. 1 которой удостоверение ветерана Великой Отечественной войны единого образца (далее - удостоверение), выдаваемое лицам, указанным в ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим их право на меры социальной поддержки.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательною пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.
Подсчет стажа производится в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2015 года № 1015 (далее - Правила № 1015).
Пунктом 8 Правил № 1015 установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Закона № 400-ФЗ, могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
Согласно п. 28 Правил № 555 периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные подпунктом «а» пункта 1 Правил № 555, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.
Из пункта 30 Правил № 555 следует, что при установлении периода работы по свидетельским показаниям учитывается: период работы, начиная с достижения работником возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений; свидетельские показания только за тот период совместной работы, в который свидетель достиг возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.
В частности, п. 108 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», которое применялось до 1 января 1992 года (ст. 130 раздела XI «Порядок введения в действие закона «О государственных пенсиях в РФ» Закона от 20 ноября 1990 года № 340-1), предусмотрено, что ст. 89 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшая до 1 января 2002 года, в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
Из п. 2.1 Положения следует, что о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии в РСФСР, утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 года № 190 при отсутствии документов об имеющемся стаже и невозможности их получения, стаж работы в колхозе до 1965 года устанавливается на основании показаний двух и более свидетелей, знающих заявителя по совместной работе и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу заявителя.
Продолжительность трудового стажа, установленного по свидетельским показаниям, в этих случаях не должна превышать половины стажа, требуемого для назначения пенсии.
Согласно п. 118 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, а также ст. 97 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 была предусмотрена возможность подтверждения трудового стажа при утрате документов свидетельскими показаниями.
При этом ограничение возможности зачета периода работы в стаж в зависимости от возраста вышеуказанные нормы не содержат.
Такие ограничения в зависимости от возраста содержались в иных нормативных актах, действовавших в спорный период.
Так, в соответствии с положениями Кодекса Законов о Труде РСФСР 1922 года (далее - КЗоТ РСФСР), действующего в период Великой Отечественной войны, запрещался прием на работу лиц моложе 16 лет. В исключительных случаях инспекторам труда предоставлялось право на основании специальной инструкции, издаваемой Народным Комиссариатом Труда по соглашению с Всероссийским Центральным Советом Профессиональных Союзов, давать разрешения на поступление на работу малолетних, не моложе 14 лет.
Согласно положениям Постановления НК"Г РСФСР, ВЦСПС от 19 июня 1923 года «О труде малолетних в возрасте от 14-ти до 16-ти лет» (далее - Постановление от 19 июня 1923 года), на основании примечания к ст. 135 КЗоТ РСФСР Народный Комиссариат Труда по соглашению с Всероссийским Центральным Советом Профессиональных Союзом постановлял: инспекторам труда предоставлялось право разрешать регистрацию на биржах труда, где таковые имеются, а в остальных случаях - непосредственно направлять на работы, связанные с обучением - как-то: школы фабрично - заводского ученичества, районные школы, мастерские, профессионально-технические школы, ученические бригады и индивидуальные обучения (кустарно - ремесленное ученичество) следующие категории малолетних в возрасте от 14-ти до 16-ти лет: а) круглых сирот, б) единственных кормильцев семьи, и в) особо материально - нуждающихся.
Исключение из общего правила исчисления общего трудового стажа было установлено в соответствии с Указанием Минсоцзащиты Российской Федерации от 26 марта 1993 года № 1-28-У, утратившим силу в связи с изданием Постановления Минтруда Российской Федерации от 4 июня 1997 года № 29 (далее - Указание). Указание предусматривало возможность установления стажа в более раннем возрасте, чем это предусматривалось нормами права, при этом свидетельскими показаниями могла быть подтверждена работа с 12 лет, поскольку в связи с исключительными обстоятельствами военного времени к работе в тылу привлекались несовершеннолетние лица.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 Постановления Совета народных Комиссаров СССР, ЦК ВКП (б) от 13 апреля 1942 года № 507 «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей» было разрешено совнаркомам союзных и автономных республик, краевым и краевым исполкомам привлекать в наиболее напряженные периоды сельскохозяйственных работ 1942 года учащихся 6-10 классов неполных средних и средних сельских и городских школ, студентов техникумов и вузов, за исключением студентов выпускного курса вузов. Для детей была установлена продолжительность рабочего времени от 6 до 8 часов в зависимости возраста и характера работ.
Из разъяснений, содержащихся в п. 33 Указания Минсоцзащиты Российской Федерации от 26 марта 1993 года № 1-28-У «Ответы на вопросы по применению Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в РСФСР», которые действовали до 4 июня 1997 года, если для назначения (перерасчета) пенсии представлены документы, подтверждающие работу в годы Великой Отечественной войны в возрасте 12 - 13 лет, то у органов социальной защиты населения нет оснований не принимать их во внимание, кроме тех случаев, когда представленные документы вызывают обоснованные сомнения в их достоверности, либо нарушен порядок их выдачи.
Учитывая исключительные обстоятельства военного времени, когда к работе в тылу повсеместно привлекались несовершеннолетние лица, свидетельскими показаниями может быть подтверждена работа с 12-13 лет, в том числе за время школьных каникул.
Таким образом, действовавшие во время Великой Отечественной войны нормы трудового права позволяли привлекать к сельскохозяйственным работам детей в возрасте с 12 лет.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации» («Бюллетень Верховного Суда РФ», 1996, № 11, № 12), в Указе Президента Российской Федерации от 10 декабря 1993 года № 2123 «О повышении пенсии в соответствии с п. «ж» ст. 110 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» для граждан, родившихся до 31 декабря 1931 года, отсутствуют ограничения в исчислении трудового стажа работников, не достигших двенадцатилетнего возраста.
В соответствии с Указом данная категория пенсионеров была освобождена от доказывания времени работы в период Великой Отечественной войны. В отношении других категорий пенсионеров этот Указ не применим.
Таким образом, государство не предъявляет общих требований к средствам подтверждения стажа работы в годы Великой Отечественной войны лицам, родившимся до ДД.ММ.ГГГГ, признавая, что несовершеннолетние лица, не достигшие возраста, с которого они могли быть приняты на работу, тем не менее, были заняты на работах.
Аналогичная правовая позиция указана в решении Верховного Суда Российской Федерации № ГКПИ05-191 от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов пенсионного дела ФИО1 из справки выданной Вишневским сельским ФИО2 народных депутатов <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, согласно показаниям свидетелей ФИО7, ФИО8, установлено, что ФИО1 действительно работала с 1942 года по 1946 год в колхозе «Завет Ильича» (л.д. 41).
Из представленного свидетельства Министерства Просвещения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО9 (после регистрации брака ДД.ММ.ГГГГ фамилия Захарина изменена на ФИО1) обучалась в Тарханской начальной школе д. Тархан, <адрес>, окончила полный курс школы (л.д. 112, 113).
Кроме того, факт работы ФИО1 (до регистрации Захариной) в тылу в период Великой Отечественной войны с 1942 года по 1946 год включительно разнорабочей в колхозе «Завет Ильича», подтверждается пояснениями свидетеля ФИО10 (дочери ФИО1), допрошенной в судебном заседании Керченского городского суда Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ, предупрежденной в установленном порядке об уголовной ответственности по ст.ст. 307, 308 УК РФ, которая пояснила, что со слов матери её известно, что примерно с 12 лет ФИО1 трудилась в колхозе «Завет Ильича», где занималась посадкой овощей.
Данные обстоятельства судом учтены, доказательств, свидетельствующих об обратном, суду не представлено. Оснований не доверять представленным доказательствам, допрошенным свидетелям у суда не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Федеральный закон «О ветеранах» не содержит положений, которые при установлении факта работы лица в тылу запрещают использование каких-либо доказательств, либо обязывают доказывать эти обстоятельства только какими-либо определенными доказательствами, в связи с чем, заинтересованные лица вправе подтверждать свои доводы любыми предусмотренными ГПК РФ средствами доказывания.
Анализируя собранные по делу доказательства, с учетом вышеприведенных положений закона, суд приходит к выводу, что представлены доказательства, подтверждающие факт работы ФИО1 в тылу в период Великой Отечественной войны с 1942 года по 1946 год. Тот факт, что подтвердить спорный период работы в колхозе в годы войны другими документами ФИО1 не может по независящим от нее причинам, вызвано трудностями военного времени. При этом, факт привлечения несовершеннолетних лиц к работе в тылу в период военного времени, в том числе, работе в колхозе, без документального оформления фактически признан государством, что подтверждено Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшими до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 264, 268 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> Республики Крым в интересах ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, третье лицо: отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> об установлении факта работы в тылу в период Великой Отечественной войны – удовлетворить.
Установить факт работы ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в тылу в период Великой Отечественной войны с 1942 года по 1946 год включительно, разнорабочей в колхозе «Завет Ильича» не менее шести месяцев.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья /подпись/ Ю.А. Сафонцева
Мотивированное решение изготовлено 19 декабря 2023 года.
Копия верна: Решение суда не вступило в законную силу
Судья: Судья: