Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-179/2023 ~ М-130/2023 от 17.04.2023

УИД № 52RS0023-01-2023-000176-74

Дело № 2-179/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Вад                                                                                                          10 июля 2023 г.

Вадский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Карюка Д.Ю., при секретаре судебного заседания Корниловой Т.А., с участием помощника Перевозского межрайонного прокурора Нижегородской области Любушкиной А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Перевозского межрайонного прокурора Нижегородской области (в порядке статьи 45 ГПК РФ), действующего в интересах неопределенного круга и несовершеннолетних лиц к МАОУ «Крутомайданская ООШ» об обязании установить в здании на входных дверях учреждения домофоны

УСТАНОВИЛ

Истец - Перевозский межрайонный прокурор Нижегородской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц в интересах неопределенного круга и несовершеннолетних лиц к МАОУ «Крутомайданская ООШ» об обязании установить в здании на входных дверях учреждения домофоны.

В обоснование иска прокурор указывает, что Перевозской межрайонный прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности в МАОУ «Крутомайданская ООШ».

В ходе проведённой межрайонной прокуратурой проверки установлено, что антитеррористическая защищенность объекта образования осуществляется не в полном объеме. В частности, в здании МАОУ «Крутомайданская ООШ» на входных дверях учреждения не установлены домофоны.

В целях устранения вышеуказанных нарушений в адрес директора МАОУ «Крутомайданская ООШ» 03.03.2023 года внесено представление об устранении нарушений законодательства.

Согласно ответу директора МАОУ «Крутомайданская ООШ», указанные нарушения не устранены в связи с отсутствием средств.

Таким образом, установленные законом процедуры и требования законодательства об антитеррористической защищенности, направленные на обеспечение безопасности объекта образования нарушены, что создаёт угрозу жизни и здоровья людей, пребывающих в здании и на территории учреждения, в том числе в случае совершения террористического акта.

Допущенные нарушения противоречат интересам Российской Федерации, заключающимся в единстве правовых и организационных основ обеспечения безопасности и защиты жизни и здоровья граждан, а также имущества, предупреждения совершения преступлений, в том числе террористической направленности, отрицательно сказываются на обеспечении антитеррористической защищенности объекта образования и создают благоприятные условия для совершения правонарушений и преступлений.

Такой «формальный» и безответственный подход к исполнению требований по обеспечению антитеррористической защищенности муниципальных образовательных организаций создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц (учащихся, педагогических и иных работников, а также граждан, которые могут находиться на данных объектах и территориях).

Прокурор с учетом уточнения исковых требований просит обязать МАОУ «Крутомайданская ООШ» установить в здании на входных дверях учреждения домофоны.

В судебном заседании помощник Перевозского межрайонного прокурора Нижегородской области Любушкина А.А. исковые требования поддержала в части требований об обязании МАОУ «Крутомайданская ООШ» установить в здании на входных дверях учреждения домофоны по основаниям, указанным в исковом заявлении.

В судебное заседание представитель ответчика МАОУ «Крутомайданская ООШ» не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

На основании положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Установив юридически значимые обстоятельства, заслушав лиц, участвующих в деле, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2, 3 Федерального закона от 28,12.2010 № 390 - ФЗ «О безопасности» одним из принципов обеспечения безопасности является соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. При этом деятельность по обеспечению безопасности включает в себя разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Из норм п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники Конвенции следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В соответствии со ст. ст. 28, 32, 39, 41 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» образовательное учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п.п. 5, 10, 11 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. При этом одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии со ст. 1, п. 1, 5, 7 ст. 2, ч. 4 ст. 3, п. 3.1. ст. 5. ст. 5.2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ, противодействие терроризму в РФ основывается на принципах системности и комплексного использования в том числе правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма, приоритета мер предупреждения терроризма, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

Противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.

Юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Требования), и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

В соответствии с п. 5, 17-19 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных в том числе на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Выявление потенциальных нарушителей, установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается путем: неукоснительного соблюдения на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов; периодической проверки зданий (строений, сооружений), а также уязвимых мест и критических элементов объектов (территорий), систем подземных коммуникаций, стоянок автомобильного транспорта; принятия к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации; исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств; поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий).

В соответствии с п. 24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия по обеспечению пропускного и внутриобъектового режима и осуществление контроля за их функционированием.

В соответствии со ст. ст. 28, 32, 39, 41 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» образовательное учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Обеспечение антитеррористической защищенности объекта образования осуществляется путем реализации комплекса организационно-распорядительных, режимно-охранных и инженерно-технических мероприятий.

Согласно письму Минобразования Нижегородской области от 30.12.2010 № 316-01-52-5057 «О направлении рекомендаций (инструкций)», приложение - «Методика организации обеспечения антитеррористической защищенности учреждений социальной сферы» - одним из средств антитеррористической защиты объекта являются технические системы ограничения доступа (домофонные, видеодомофонные и аналогичного функционального назначения).

Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ № 2013 от 11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений», руководителям подведомственных образовательных учреждений предписано принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти муниципальных образований предусмотреть в бюджетах средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений: разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты, в том числе контроля и управления доступом.

Выполнение указанных требований является обязательным в силу закона и необходимо для пресечения преступлений, является мерой по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности.

Вопреки приведенным требованиям законодательства в ходе проведённой межрайонной прокуратурой проверки установлено, что антитеррористическая защищенность объекта образования осуществляется не в полном объеме. В частности, в здании МАОУ «Крутомайданская ООШ» на входных дверях учреждения не установлены домофоны.

В целях устранения вышеуказанных нарушений в адрес директора МАОУ «Крутомайданская ООШ» 03.03.2023 года внесено представление об устранении нарушений законодательства.

Согласно ответу директора МАОУ «Крутомайданская ООШ», указанные нарушения не устранены в связи с отсутствием средств.

Таким образом, установленные законом процедуры и требования законодательства об антитеррористической защищенности, направленные на обеспечение безопасности объекта образования нарушены, что создаёт угрозу жизни и здоровья людей, пребывающих в здании и на территории учреждения, в том числе в случае совершения террористического акта.

Допущенные нарушения противоречат интересам Российской Федерации, заключающимся в единстве правовых и организационных основ обеспечения безопасности и защиты жизни и здоровья граждан, а также имущества, предупреждения совершения преступлений, в том числе террористической направленности, отрицательно сказываются на обеспечении антитеррористической защищенности объекта образования и создают благоприятные условия для совершения правонарушений и преступлений.

Такой «формальный» и безответственный подход к исполнению требований по обеспечению антитеррористической защищенности муниципальных образовательных организаций создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц (учащихся, педагогических и иных работников, а также граждан, которые могут находиться на данных объектах и территориях).

В этой связи вышеуказанные нарушения действующего законодательства подлежат немедленному устранению.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В связи с чем, исковые требования прокурора, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Перевозского межрайонного прокурора Нижегородской области (в порядке статьи 45 ГПК РФ), действующего в интересах неопределенного круга и несовершеннолетних лиц к МАОУ «Крутомайданская ООШ» об обязании установить в здании на входных дверях учреждения домофоны, удовлетворить.

Обязать МАОУ «Крутомайданская ООШ» установить в здании на входных дверях учреждения домофоны, в срок до 01.10.2023 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения в Нижегородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Вадский районный суд.

Председательствующий судья                                                                     Д.Ю. Карюк

2-179/2023 ~ М-130/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Перевозский межрайонный прокурор
Ответчики
МАОУ "Крутомайданская ООШ"
Управление образования молодежной политики администрации Вадского муниципального округа
Администрация Вадского муниципального округа Нижегородской области
Суд
Вадский районный суд Нижегородской области
Судья
Карюк Дмитрий Юрьевич
Дело на странице суда
vadsky--nnov.sudrf.ru
17.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2023Передача материалов судье
17.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2023Подготовка дела (собеседование)
22.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.06.2023Судебное заседание
10.07.2023Судебное заседание
17.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2024Дело оформлено
05.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее